Дебюсси Клод (Композитор, основоположник музыкального импрессионизма)
Ашиль-Клод Дебюсси (Achille-Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Лейн, во Франции. Уже в девять лет он стал проявлять уникальные способности в музыке, особенно это качалось игры на фортепиано. Благодаря своей преподавательнице, мадам де Флёрвилль, которая хорошо знала Шопена, Дебюсси в 1873 году поступил в Парижскую Консерваторию, где одновременно учился на пианиста и композитора. В итоге, в 1884 году Клод выиграл Гран-при в Риме, исполнив собственную кантату L'Enfant prodigue (Расточительный ребенок).
Все детство Дебюсси прошло в состоянии постоянного стресса, поскольку его семья всегда оказывалась в самых экстремальных ситуациях. Родившись в нищенских трущобах Парижа, Дебюсси случайно попал под патронаж Надежды Филаретовны фон Мек, русской миллионерши, которая любила играть дуэтом с Клодом или слушать его сольные исполнения. Во время каникул в Консерватории он часто сопровождал фон Мек во время её поездок по Европе, где у неё было много недвижимости. Однажды во время такого путешествия Дебюсси безумно влюбился в Бланш Вазнье, прекрасную жену архитектора, которая стала источником его вдохновения при создании многих произведений. Среди них Clair de lune (Лунный свет, 1890-1905), Sonata for Cello and Piano (Соната для виолончели и фортепиано, 1915).
Как призер Гран-при в Риме Клоду Дебюсси было предоставлено право три года жить в Риме, в доме Медичи, где, по мнению многих, была идеальная обстановка для творчества. Однако все, кто работал там, утверждали, что жить в этом доме очень скучно и утомительно, все ждали возвращения к нормальной жизни и нормальному творчеству. Что касается Дебюсси, он выдержал два года "идеальной творческой обстановки", попросту, сбежав оттуда к Бланш в Париж. Этот период жизни композитора отмечен весьма вольным поведением и частым общением с дамами сомнительной репутации.
В 1899 году Дебюсси женился на Розали (Лили) Тексьер, которая в порыве страсти пыталась покончить собой, но неудачно. Ещё одна знакомая композитора, Габриэль (Габи) Дюпон, часто грозилась совершить самоубийство на глазах музыканта. Да и сам Клод Дебюсси страдал периодическими суицидальными галлюцинациями.
Музыкальными кумирами Дебюсси были Вагнер, Бородин и Мусоргский. Именно под влиянием творчества Вагнера, властителя умов многих импрессионистов, Дебюсси создал Prelude a l'apres-midi d'un faune (Прелюдия полуденного фавна, 1894), La Damoiselle elue, 1888.
На протяжении всей своей карьеры Дебюсси постоянно преодолевал новые препятствия, постигал новые высоты. Он пытался постичь сущность музыки, "музыкальные хлеб и вино". Единственная завершенная опера Дебюсси Pelleas et Melisande (Пелекс и Мелисанда, 1902) является прекрасным примером того, как техника Вагнера может быть применена для описания депрессивных, рефлексирующих героев. Как позже говорил сам Дебюсси, во время написания оперы он и его либреттист Морис Метерлинк переживали примерно то, что описано в рассказе Эдгара По "Падение дома Ашеров".
В 1905 году появилось La Mer (Море) - произведение, написанное под впечатлением картин Тернера и Клода Моне, в котором автор пытался показать сазу все, что приходит ему в голову, что творится у него в душе.
В том же году у Клода Дебюсси родилась внебрачная дочь Клод-Эмма (дома её звали Шушу). За год до её рождения он развелся с Лили Тексьер и после появления дочери он оформил брак с её матерью, Эммой Бардак. Из-за скандала, вызванного этими событиями, и постоянных сплетен, Дебюсси был вынужден на время уехать в Истборн, в Англию. Там он написал пьесу Children's Corner (Детский уголок, 1908), посвященную дочери.
В последние годы жизни у Клода Дебюсси началось раздвоение личности, его alter-ego звали Мсье Крош. В последних работах - En blanc et noir (Черное и белое, 1915) и Douze Etudes (12 Этюдов, 1915) - стало проявляться сильное влияние музыки Стравинского и Бартока.
25 марта 1918 года Ашиль-Клод Дебюсси умер в Париже.