Чаплин (Chaplin) Чарлз Спенсер (16 апреля 1889, Лондон 25 декабря 1977, Веве, Швейцария), американский киноактер, режиссер, сценарист, композитор. Родился в семье актеров мюзик-холла и с раннего детства выступал на сцене.
В 1914, приехав на гастроли в США с пантомимической труппой Фреда Карно, дебютировал на экране в комическом фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь», но постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли (непомерно широкие штаны, пиджачок в обтяжку, слишком большие, расходящиеся носы разбитых ботинок, усики, котелок и тросточка) родился после съемок почти в десятке короткометражных лент («Детские автогонки в Венисе», «Между ливнями», «Лучший жилец», все 1914). Из фильма в фильм этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, использовал все известные приемы клоунады и фарса. Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью. В полную силу эти тенденции проявились в 1920-е и 1930-е годы,
когда Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где уже был не только актером, но и сценаристом, режиссером, композит!
ором. С большим успехом прошел теплый и человечный фильм «Малыш» (1921), зритель обратил внимание на едко сатиричный образ беглого каторжника, созданный Чаплином в «Пилигриме» (1923). В фильме «Парижанка» (1923) он выступил лишь в качестве режиссера, продемонстрировав целый набор новых выразительных средств, «Золотая лихорадка» (1925) оказалась пародией на голливудские мелодрамы, где герой проходит путь «от лохмотьев к богатству».
Вершиной творчества Чаплина и найденного им стиля переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры стал его первый звуковой фильм (только музыкальное сопровождение) «Огни города» (другое прокатное название «Огни большого города», 1931). Это история любви безработного бродяги к слепой цветочнице. Лирическая линия все время перемежается с эпизодами «дружбы» героя с пьяным миллионером, поставленными в откровенно сатирическом ключе. Эта вторая линия была развита Чаплином в «Новых временах» (1936), где лирико-комический образ обаятельного маленького бродяги перерастает в драматико-сатирический.
В 1940 выходит в свет фильм «Великий диктатор», в котором ярко проявилась гражданская позиция его создателя, талантливо разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, Чаплин играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Эта роль была последним появлением Чаплина в образе Чарли. В послевоенном фильме «Мсье Верду» (1947) Чаплин показал безработного, вынужденного убивать богатых женщин, за которыми он ухаживал, чтобы прокормить семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против Чаплина, который, не выдержав травли, навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с женой Уной дочерью знаменитого драматурга Юджина О'Нила, на которой он женился в 1943.
В Европе Чаплин снял еще три фильма. Среди них «Огни рампы» (1952) во многом автобиографичная история последней любви старого клоуна Калверо, которого сыграл сам режиссер. Хотя Чаплин снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в эпизодической роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше Чаплин фильмов не снимал и на экране не появлялся.
Гений этого мастера оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. Он обладал уникальным даром сочетания комического с лирическим и трагическим, талантом сатирика, высмеивающего все, что мешает людям жить счастливо. Творчество Чаплина отмечено множеством премий, среди которых специальный «Оскар» за вклад в киноискусство (1971), Золотой приз кинофестиваля в Венеции (1972), советская Международная премия мира (1954) и др.
Блэк Джозеф (Химик, физик (открыл диоксид углерода, ввел понятие теплоемкости))