Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго




Родителям обыкновенных детей индиго

 «Вы считаете  - это правильно?! ..»

 

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

 Очень рада, что солнца, света и тепла прибывает к нам  с каждым днем – весна на дворе!.. Искренне надеюсь, что и в душе у вас происходит то же самое!..

 В заголовок этого выпуска вынесен замечательный вопрос, который, мне задают возмущенные родители «неуправляемых детей» в ситуациях,  когда я начинаю раскрывать объективные – возрастные, социальные и исторические - причины сопротивления детей родительским ожиданиям.  В ответ мне хочется спросить: «правильно» ли идти дождю в январе?..  особенно, если это случается все чаще и чаще?..» Может быть, логичнее не оценивать, а учитывать уже состоявшуюся «аномалию природы»?..  

 

Давайте с этой точки зрения познакомимся с одним письмом письмом моей читательницы:

Здравствуйте, Светлана! Я являюсь подписчиком Вашей рассылки "Родителям обыкновенных детей индиго". Она мне ОЧЕНЬ нравится. Хотелось бы, чтобы Вы затронули в рассылке тему, как подросток может сам захотеть учиться, как мне ему помочь.

 

Меня зовут Ирина. Со старшим сыном (сейчас 17 лет) проблем никаких не было, а младшая дочь Маша (13 лет, 7 класс) учится плохо. Есть у нее 4 и 5, но много 3 и 2. В отношениях с ней меня очень беспокоит только учеба, наши взаимоотношения с ней хорошие . Я понимаю, что неправильно контролировать все время учебу, но как отпустить ситуацию, смирясь, что моя дочь будет троечницей? Я сама всегда была отличницей, но понимаю, что она не обязана быть такой же, принимаю ее какая она есть, говорю, что люблю ее, хвалю за успехи (5 и 4).

На уроках она не слушает учителя (особенно это касается алгебры, геометрии и физики), машинально пишет, придя домой, делает уроки лишь бы как, теорию не учит. Вот ее слова: "Я делаю домашнее задание - что вы от меня еще хотите, а на уроках я делаю что хочу - это моя жизнь". В общем, полное отсутствие интереса. После быстрого "делания уроков" бежит гулять, вечером очень важно ей посидеть за компьютером в чате или болтать по телефону полчаса. Я понимаю ее желания, не запрещаю ничего, знаю, как важно все это для подростка. Говорю ей, что прогулки не должны влиять на учебу. Но учеба страдает, мне кажется, что прогулки ни причем, просто нет желания учиться.

Маша не хочет, чтобы я постоянно контролировала учебу- я сама буду учиться. "Хорошо, я доверяю тебе" -были мои слова. Январь, февраль она училась сама, я только заглядывала иногда в дневник, но там было мало оценок. Когда в начале марта выставили оценки- там была куча 2 и 3. А за март уже поправить ситуацию было трудно. Т.е. я доверилась ей, но результа вышел плачевный.

 

Я очень понимаю тревогу Ирины. Для меня тоже было «шоком» осознать, что моя дочь НЕ ХОЧЕТ учиться. Если бы я сама не проходила это на практике, я бы никогда не поверила, что в дружной, интеллигентной, любящей семье может расти способный, прекрасно развитый, но совершенно не желающий учиться в школе  ребенок. В те годы (а это было более 10 лет назад) я и не подозревала, что учеба, в традиционном смысле этого слова, мало связана с развитием врослеющего человека в наши дни (об этом подробнее в моей статье « Школа ВМЕСТО развития»).   Просто я видела, что умный, глубокий ребенок элементарно «засыпает» за любым учебником и даже мои увлеченные монологи по истории древнего Рима, например, или рассказы о зарождении материков на планете, не вызывают у него ничего, кроме сострадания к моим усилиям.

Так же, как и автор письма,  я всегда отлично училась, поэтому для меня (и моих родителей) тройки и двойки было сложно принять..  Хотя  способный, нормально развитый ребенок ( но не гиперактивный) может вполне успешно «учиться» в школе (по крайней мере в средних  классах), реально не загружаясь содержанием того, что «проходит»!..  Достаточно прочесть на перемене параграф; вовремя поднять руку, продемонстрировать свое развитое мышление;  «между делом»  выполнить (списать) письменные задания; поднапрячься на контрольной – и все!..  Поэтому для меня ключевой вопрос тогда был не в оценках, а в самом нежелании ребенка учиться!.. Причем задолго до подросткового возраста!

 

Выход нашелся неожиданно – я задумалась не о дочери, а о себе: что именно меня беспокоит?.. Я не могу смириться с тройками?..  Боюсь вырастить невежду?.. Не знаю, как объяснить окружающим свое спокойное отношение к отсутствию школьных интересов дочери? Когда я поняла себя, я честно поделилась своими страхами  с ребенком. И он меня понял!

Поэтому  вот что я хочу предложить Вам, уважаемые читатели: давайте будем честны с нашими детьми!.. Давайте не будем прикрывать наши личные чувства  разговорами о значимости школьного образования для дальнейшего жизненного успеха нашего чада!..  Даже для самих учителей (я уж не говорю – для Вузовских преподавателей!) очевиден абсурд современных школьных программ и их последующей оценки через ЕГЭ. А  самое главное – специалисты доказали, что в информационном обществе БЕСПОЛЕЗНО загружать мозг детализированной информацией – она слишком быстро устаревает. Зато крайне важно иметь опыт самообучаемости  в области новых концепций и понятий,  иметь стабильную психику и позитивную жизненную мотивацию,  поскольку во взрослой жизни выпускнику школы предстоит менять род своей профессиональной деятельности   в среднем каждые пять лет. Если Вы со мной не согласны – не стоит читать дальше.  Продолжу для тех, кто, в общем, ощущает бессмысленность нынешнего образования, но никакой альтернативы не видит.

 

Сфокусируйте свою задачу: Чего Вы хотите?

-Развить познания ребенка в каких-то областях (точные науки, языки, и т.д.)?

- Убедиться в том, что ребенок учиться не хуже (лучше) других?

-Освободиться от страха за будущее ребенка?

 -Воспитать в своем ребенке самостоятельность?

-Воспитать в своем ребенке настойчивость и последовательность?

-что-то еще?

 Эти задачи требуют конкретных  решений, которые можно согласовать  по принципу взаимовыгодного сотрудничества с ребенком – найти мотив, по которому он  станет в данной конкретной ситуации  вашим единомышленником!

Со старшей дочерью для меня принципиальными были: преодоление страха за ее будущее,  развитие некоторых ее способностей и приемлемые «оценки за четверть».

Поэтому я начала искать информацию о «новом образовании», озадачилась  увлеченным репетитором по математике (мы гуманитарии), а  в отношении остальных дисциплин мы пришли к соглашению.

Я честно призналась дочери, что само содержание учебного материала мало что даст ей в жизни, но личностно важно быть успешной. Поэтому надо уметь ладить со всеми учителями и вовремя поддерживать свой имидж приличными ответами (докладами).  К тому же по опыту  я убедилась – ребенку каждый месяц нужна неделя психологического отдыха от школы, а это проще организовать «по семейным обстоятельствам»,  если учебные дела благополучны. Это был Важный мотив  для дочери.

Мы разобрали ситуацию по каждому предмету: что вызывает напряги и как их устранить минимальными усилиями. Что-то пришлось «подтянуть» с репетитором, кого-то из учителей переосмыслить как «положительный персонаж», найти в нем что-то вызывающее симпатию. (Полезный жизненный опыт!..) короче - надо было проложить рельсы для последующей максимально "экономичной" учебы.

То, что я сама считаю значимым в школьной программе –некоторые произведения литературы, исторические концепции, или мировоззренческие представления –я сама обсуждала с дочерью. На самом деле это не так уж трудно. Вспомните   то,  что Вы сами считаете важным знать для культурного человека и просто общайтесь на эти темы!..   Я признала, что главное развитие мое ребенок получает не в школе, а занимаясь своими собственными делами! Потому что самостоятельная личность формируется тогда, когда  имеет возможность ставить и достигать собственные цели!

Таким образом из оппонентов :«Как?.. Ты не хочешь учиться?!» -мы стали союзниками: «На каком этапе воплощение нашего плана?..»  

К старшим классам проявились  интересы в области общественных наук, дочь с успехом защитила свой авторских проект по правам человека в конкурсе под эгидой ООН, разработала и прекрасно реализовала в течение нескольких лет программы тренингов по межнациональной толерантности среди молодежи.

 Сейчас ей двадцать, она воплощает совсем другие проекты, но школу вспоминает без отвращения.

 С младшей дочерью все иначе. Она любила учиться в младшем возрасте, но зато стремительно повзрослела к12 годам!  Это вызвало бурный подростковый период, в котором все утратило значение, кроме общения со сверстниками!.. Для сохранения самодисциплины я перевела в ее  экстернат.   Дочь учится периодами: каждый месяц нужно сдать определенный объем школьной программы - она целенаправленно может сидеть сутками,  а потом неделю гуляет.  Для «классического» подростка принципиальной является свобода. Поэтому моя задача –увязать эту свободу с ответственностью: « У тебя есть свобода, потому что ты взял на себя обязательства».Поскольку она у меня «акселератка», то круг ее друзей значительно старше по возрасту, много студентов, которые, так же как и она, учатся «приливами». Это помогает мне контролировать процесс.  

 Вернувшись к вопросу «Правильно ли это?..» в отношении учебы, могу сказать только,  что это – вариант!.. Главная цель родителя: вырастить ребенка здоровым, уверенным в своих силах,  честным и доброжелательным по отношению к другим людям – не противоречит этому варианту! 

В ситуации, когда Вы сталкиваетесь с упорным сопротивлением ребенка чему-то,  позвольте себе увидеть «правду» оппонента. Помните: Мы не властны над мыслями и чувствами другого человека, поэтому бесполезно их оценивать как хорошие , или плохие. Гораздо эффективнее разобраться: в чем наши интересы расходятся, а в чем мы можем быть союзниками.   После этого переведите свою проблему в разряд реалистичных задач, и решайте ее вместе, исходя из общих интересов!

Удачи!

 С глубоким уважением ко всем детям и родителям - Светлана Добровольская.

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное