Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям обыкновенных детей индиго Выпуск № 3




Родителям обыкновенных детей индиго

 


Здравствуйте, дорогие мои коллеги – родители!

Я - Светлана Добровольская - поздравляю вас с наступающим Новым годом и Чудом рождества!

Желаю Вам Созидательной Веры в себя и своих детей!..

 


 

Поговорим сегодня о наших  родительских надеждах.

 

Ко мне часто обращаются молодые родители, стремящиеся как можно раньше «развить» своего ребенка. Нередко в таких семьях я вижу детскую комнату, оборудованную всеми возможными «прибамбасами» - от полного ассортимента «Кубиков Никитина», деревянных вкладышей, «сенсорного» материала, до стадионов с горками  и бассейнов с шариками.

(Я уж не говорю о всевозможных «развивающих логику» лото, «зоопарках», «азбуках», «математиках» и т.д. с 1 года)

Нередко молодые мамы жертвуют своей собственной жизнью – «по часам» занимаясь «развивающим обучением» с ребенком с утра до вечера.  Как Вы догадываетесь, приглашение психолога для индивидуальных занятий обусловлено «недостаточно эффективными»  результатами родительских усилий!..

Почему?.. И что, собственно, можно считать результатами?..

    Гигантское количество предлагаемого сегодня методического материала в специализированных детских магазинах можно сравнить только с ассортиментом «чудодейственных» БАД, рекламируемых на Радио России:  на все случаи жизни есть «волшебные» мази, капсулы, гранулы – скорее заказывайте и исцеляйтесь!.. И ведь что удивительно –  «развивающие игры»,  так же как и «уникальные природные препараты» действительно должны быть эффективными, исходя из своей «рецептуры».   Каждый раз, выбирая наглядные пособия для своей работы, я изумляюсь методическому обоснованию предлагаемых комплектов – комар носа не подточит - и возрастные особенности учтены, и новейшие исследования в области психологии восприятия, и опыт какого-нибудь знатного логопеда обещает  великолепный результат!..

Но я-то (в отличие от родителей) знаю по многолетнему опыту – «обмануть» детей в значимости всего этого для них можно будет очень на короткое время, и …слава Богу! Потому что  неудержимое побуждение к саморазвитию, живущее  в каждом ребенке,  побуждение, которое  гениальная Мария Монтессори назвала «Орме» и призывала взрослых с благоговением относиться к этому потрясающему механизму самораскрытия человеческого существа, требует свободного пространства для своего проявления! Не удивительно, что  ребенок стремиться оставить место для жизни, игнорируя развивающие занятия!..

«Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель – использование жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти законы и потребности – своими спонтанными реакциями, своими успехами. Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство  свободного  выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем только возможно!»  ( М. Монтессори,  «Помоги мне это сделать самому», М. 2000г.)

 Навязывая малышу информацию о мире, вместо живого, чувственного опыта, мы мешаем ребенку развиваться, отвлекаем его  от созерцания и проживания ощущений, сводим все многообразие познания к ментальным процессам!..

 

Милые люди, хочется мне сказать!..

Дорогие родители!..

Уважайте Природу!.. Природу Человека!..

Организм – не просто  химическая лаборатория, в которой можно простым балансом микроэлементов созидать и разрушать!.. Сознание ребенка – не компьютер, который нужно загрузить для последующей успешной эксплуатации!..

Все гораздо сложнее и проще!!!

Человек – уникальное Создание вселенной. Предназначение его явно выходит за рамки биологического воспроизводства. Мы живем в эпоху великих перемен: для  все более широких слоев населения становиться ясно, что «мысль – материальна»: от того, кем мы себя ощущаем зависит то, как мы живем и достигаем своих целей!..

 Сегодня стало очевидно:   социальными процессами управляют пиар – технологии, люди чувствуют: политические и рекламные компании воюют за сознание электората, а «в жизни» преуспевает тот, кто умеет быть независимым и способен программировать окружающих. Общество разделилось на неравные части: тех, кто создает программы и тех, кто готов обменять свою свободу на безответственность ведомых, к тому же имеющих все основания обвинять «программистов»!

И эта вторая группа так велика, потому что с детства ее «обучали и воспитывали», как получше  «встроиться» в Систему. Мы с вами наблюдали трагедию целого поколения, вызванную разрушением Советской Системы, однако, по инерции, чувствуем себя в безопасности именно в рамках Систем,- образования, здравоохранения, административной например, - не замечая, что они давно перестали быть оплотом стабильности и залогом успеха!..

     Понятие «хорошее образование» за последние 10 лет кардинально изменилось – это уже не объем информации, полученный в престижном учебном заведении (она слишком быстро обновляется!),  а умения и навыки  эффективного  использования  своих и окружающих жизненных ресурсов. Что совершенно невозможно без гармоничного эмоционального состояния.

.Интернет полон предложений  развивающих курсов на тему «Как стать успешным»,  в основе которых  лежит древний «Путь к себе» – к осознанию и раскрытию своего неповторимого потенциала. Публичные люди не скрывают своих увлечений йогой и другими практиками самосовершенствования. Уникальность творческого видения человека и его значимость для преуспеяния стали очевидными в  самых простых видах  деятельности – от  торговли до создания небольших производств!..

А что же родители? Кого они надеются вырастить?

Увы!.. Они жертвуют естественным, целостным созреванием психики ребенка, основанном на эмоциональном комфорте и богатстве опыта, в пользу освоения  навязываемых  ребенку умозрительных задач!.. Все раньше и раньше хотят занять ребенка «полезной» деятельностью. Полезной  для кого? Для того, кто с младенчества оккупирован чужими планами и желаниями? И тратит все свои силы либо на борьбу с ними, либо на их выполнение?..

Или для взрослого, который не замечает, что «прячется» в активную "деятельность по развитию ребенка" от своих собственных неудовлетворенностей?..

Я очень высоко ценю создателей различных «программ раннего развития». Большей частью это люди, понимающие детей и восхищающиеся их потенциалом!.. Для создателей не стоит вопрос «как заставить ребенка развиваться!» - они предлагают  развивающую среду, увлекая ребенка за собой.

 Однако, Чудо жизни в том, что каждый из нас неповторим…

В этом же – и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка.  В этом – печальная судьба авторских школ: с уходом из жизни харизматичного педагога  его метод мельчает, тонет в подробностях и перестает окрылять детей! Поскольку развивают ученика  не методики, а тот уникальный тип общения взрослого и ребенка, который стимулирует расцвет индивидуальности растущего человека. В основе его – богатство личности взрослого, его магнетизм и способность любить!

 К сожалению, обычно «озабоченными» родителями движут  не любовь и восхищение юной жизнью, а честолюбивые амбиции, страх «недодать»  ребенку, страх оказаться недостаточно хорошим и современным, да просто потребность самоутвердиться!..

 Всем известно, что в природе не бывает двух одинаковых снежинок, однако в развитии детей  родители, воспитатели, учителя  ожидают увидеть типичные достижения и в  соответствующем возрасте:

-Ах!.. Ему уже 2 года, а он не говорит!..

-О, ужас! Ребенку 4 года, а он не хочет учиться азбуке!..

- Помогите!!! Она путает названия цифр, хотя ей уже пять лет!..

И бедного ребенка лишают самого необходимого – СПОНТАННОСТИ жизни, той питательной      среды, в которой проявляются уникальные наклонности ребенка – то, что позволит ему РЕАЛИЗОВАТЬСЯ как неповторимому члену общества!..

Новые дети сопротивляются этому с потрясающим упорством, хотя и не без потерь!.. Они побуждают нас, взрослых, жить, а не изучать  информацию о жизни!..

Вместо того, чтобы осваивать с малышом карточки «Времена года» или «Явления природы», идите-ка, дорогие мамы и папы, к ближайшей луже в парке, измерьте ее глубину, расскажите ребенку откуда она взялась, полюбуйтесь на то, как в ней отражаются облака (будущие дождики) и ветви деревьев (для которых дождевая вода – сама жизнь). Вдохните осенний (весенний, зимний) ветерок,  пофантазируйте с ребенком – откуда он прилетел, и Ваше трехлетнее чадо получит такую порцию «развивающего обучения», с которым не сравниться годовой учебных курс «Я познаю мир!»

     Дети наделены редчайшим талантом – образным восприятием мира! Они «впитывают» впечатления жизни и это позволяет человеку освоить 90% информации о мире до 5ти  лет! Понимаете, интеллектом мы познаем за всю свою жизнь только 10%, а 90%- в детстве чувствами!..

И что же делаем мы, заботливые взрослые?

Мы хотим, как можно раньше, вытеснить информацией о мире -  понятиями, знаками, абстрактными логическими связями – сам МИР из  жизни ребенка!..

Может быть наоборот, постараться увидеть за привычными явлениями неповторимое течение Жизни? И разделить это видение с ребенком?.. Больше всего наши дети нуждаются в живом, внимательном взгляде на них самих и на то, что привлекает их внимание. Разделите изумление ребенка узорчатым листом, блестящим стеклышком, сверкающей сосулькой!.. И в этот момент деликатно добавьте информацию по поводу – вы воспитаете таким образом не просто эрудита, а человека, способного видеть и осознавать!..

 Желаю удачи!..

 

Светлана Добровольская  (svetadzi@yandex.ru).


Друзья рассылки:

"С Любовью и Благодарностью к детям"

“Думай своей головой”

 

Рассылки Subscribe.Ru
Родителям обыкновенных детей индиго


В избранное