95 лет назад, вышел в свет первый сборник стихов Владимира МАЯКОВСКОГО «Я!». Книжка была издана способом «самописьма» (целиком рисованная, а затем размноженная с помощью литографии) тиражом 300 экземпляров.
Автору не исполнилось еще и 20, годом старше был помогавший ему в издании Лев ШЕХТЕЛЬ (ЖЕГИН), а второй художник Василий ЧЕКРЫГИН был и вовсе 15 лет. Сочинять Маяковский начал тремя годами ранее в Бутырской тюрьме, в которой оказался за революционную деятельность. Когда он из нее выходил, тюремщики отобрали у него тетрадку со стихами, за что он был им безмерно благодарен, так как «а то бы еще напечатал», сам безжалостно оценив собственные сочинения — «ходульно и
ревплаксиво».
К выходу сборника он уже успел заявить о себе в манифесте росcиийских футуристов «Пощечина общественному вкусу», в котором предлагалось «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». В первый авторский сборник вошли четыре стихотворения, чередовавшиеся с рисунками. Всего в сборнике было 16 листов форматом 23,7x17,7 см пустых а наобороте, а открывал эту тонкую тетрадку портрет поэта, выполненный Львом.
Настоящее имя - Гарри Клемент Стаббс (Harry Clement Stubbs). Окончил Гарвардский университет, получил степень бакалавра астрономии; впоследствии окончил также Бостонский университет. В годы второй мировой войны служил в ВВС США, награжден медалью "За победу в воздушном бою", ушел в запас в чине подполковника. Работал
преподавателем, техническим инструктором, вел детскую страничку в журнале "Horn Book".
В литературе дебютировал в 1942 г. (рассказ Клемента `Proof` опубликовал в журнале "Astounding" Джон Кэмпбелл) и вскоре был признан критикой одним из талантливейших представителей "твердой НФ". Первый роман "Игла" увидел свет в 1950 г., а в 1954 г. вышла знаменитая "Экспедиция "Тяготение" - первая книга из цикла о планете Месклин. (Надо признать, что у отечественного читателя книга получила признание не в последнюю очередь благодаря замечательному переводу братьев Стругацких).
Поздние романы Клемента неизменно вызывали одобрение критики, сравнивавшей автора с Томом Вулфом, однако публика принимала их все прохладнее. Не будет преувеличением сказать, что "Месклинитский цикл" - высшее литературное достижение Хола Клемента.
в 1787 году, родился Константин Николаевич БАТЮШКОВ.
Он был забыт как литератор еще при жизни, в которой оказался неудачлив и беден, закладывая и перезакладывая свое жалкое именье, хронически несчастлив в любви. Добровольцем пошел в армию сражаться с французами, был адъютантом легендарного генерала Раевского, тяжело ранен. Лучший поэт допушкинской поры издал всего одну небольшую книжку «Опыты в стихах и прозе» в 1817 году на средства своего лучшего друга Гнедича. Но самым ужасным была дурная семейная наследственность: умопомешательство деда,
матери (сразу после рождения сына), сестры Александры. Сам поэт сошел с ума на тридцать четвертом году жизни, прожив после этого еще более тридцати лет. В 1830 году поэта навестил Пушкин, но Батюшков не узнал его. Лучше всего о трагедии жизни поэта написал он сам: «Что писать мне и что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем
было!»
Зефир последний свеял сон С ресниц, окованных мечтами, Но я - не к счастью пробужден Зефира тихими крылами. Ни сладость розовых лучей Предтечи утреннего Феба, Ни кроткий блеск лазури неба, Ни запах, веющий с полей, Ни быстрый лёт коня ретива По скату бархатных лугов, И гончих лай, и звон рогов Вокруг пустынного залива - Ничто души не веселит, Души, встревоженной мечтами, И гордый ум не победит Любви - холодными словами.
Окончил Кембриджский университет, по окончании учебы преподавал в школе. С 1936 г. - профессиональный писатель. В литературе дебютировал поэтическим сборником "Возлюбленная Элен" (1929). Первый роман, "Покойный мистер Диксон", опубликовал в 1931 году. Популярность обрел с выходом книги "В Англии
упокоюсь" (1936). Перу Уайта принадлежат пять фантастических романов - не считая самого известного и самого значительного из его произведений, пенталогии "Король былого и грядущего". Эта пенталогия, наряду с трилогией о Мерлине М. Стюарт, - один из краеугольных камней современной литературной "артурианы". В состав пенталогии входят романы "Меч в камне" (1938), "Лесная ведьма" (1939), "Рыцарь, совершивший проступок" (1940), "Свеча на ветру" (1958) и "Книга Мерлина" (1977). По мотивам пенталогии в 1960 г. был
поставлен бродвейский мюзикл "Камелот", выдержавший 873 представления. По первому роману был поставлен одноименный мультфильм.
Впервые на русском языке полное издание романов о о Короле Артуре (в оригинале "Король былого и грядущего") знаменитого английского писателя Теренса Хэнбери Уайта (1906-1964). Наряду с эпопеей Джона Рональда Руэла Толкина "Властелин Колец" и трилогией "Горненгаст" Мервина Пика - это одна из самых знаменитых и необычных книг жанра "фэнтези".
в 1961 году, в Чикаго, родился Ричард Кнаак (Richard A. Knaak).
Фантастикой он заинтересовался еще в юные годы, когда ему в руки попала книга Андре Нортон, затем - произведения Роджера Желязны и Эдгара Бэрроуза, и ныне, кроме этих авторов, в числе своих любимыхписателей он называет также и Эдгара По. Учился Ричард Кнаак в Иллинойском университете, где
специализировался по химии, но потом переключился на риторику и получил степень бакалавра. Затем он работал заведующим складом, был почтовым служащим. Первый свойрассказ Ричард Кнаак продал издателям в 1986 году. Активно писатель начал публиковаться с 1987 года, и с тех пор его произведения переведены на немецкий, итальянский, японский, испанский, русский, польский и финский языки. Наибольшую известность РичардуКнааку принесли циклы романов "Dragonrealm" и "Dragonlance".
Мир, в котором маг Кейб Бедлам и его супругаГвендолин снова и снова оказываются втянутыми в войны «меча и магии»...
Мир, в котором в полные покоя, солнцем залитые волшебные земли вторгаются безжалостные волки-рейдеры, не знающие пощады и владеющие ужасными колдовскими секретами...
Мир, в котором отважный Уэллен Бедлам отправляется во главе горстки смельчаков на дальний, легендарный континент, где, как гласит сказание, правит сильнейший из живущих ныне драконов — Пурпурный...
Где-то в стране Пурпурного Дракона таится, сказано, Книга драконов — ключ к тайнам великой волшебной Силы. Однако горе тому, кто дерзнет прикоснуться к Книге драконов, — и трижды горе рискнувшему вмешаться в ход истории Драконьего Царства...
в 1934 году, родился Харлан Эллисон (Harlan Ellison). Американский фантаст, один из лидеров движения "Новая волна".
С 17 лет начал посещать Государственный университет Огайо. Через полтора года был вынужден оставить университет из-за громкого скандала с одним из профессоров, заявившим, что у Эллисона отсутствует талант. Роберт Сильверберг, который был его сверстником и одно время соседом, описывал Эллисона как
"небезопасного, бесстрашного, чрезвычайно амбициозного молодого человека, стремившегося доминировать в любом обществе". (Так, известно о столкновении Эллисона на голливудской дискотеке с Фрэнком Синатрой и его телохранителями). Писать Эллисон начал еще до университета, регулярно публиковал заметки в фэн-прессе. Перебравшись в 1955 г. в Нью-Йорк, он опубликовал свой первый фантастический рассказ "Светлячок" (1956, журнал "Infinite Science Fiction"). За два года до армии напечатал более 150 рассказов в разных
жанрах, начиная от фантастики и кончая эротикой и детективом. В те же годы в течение нескольких месяцев был членом бруклинской молодежной группировки "Бароны". Впечатлениятого времени легли в основу романа "Раскаты" (1958). Эллисон - один из немногих авторов того поколения, которое рискует описывать чрезвычайно насыщенную, сложную, многоплановую жизнь современного американского города. Об этом - его нефантастические книги "Смертоносные улицы" (1958), "Юнцы" (1961), "Роккабили" (1961 г.) и ряд других.
Эллисона можно считать провозвестником движения киберпанков, возникшего тремя десятилетиями позже. Возвратившись из армии в 1959 г., Эллисон выпускает в 1960 г. две книги в жанре НФ ("Человек с девятью жизнями" и "Прикосновение Бесконечности"), достаточно стандартные по содержанию, но уже начиная с третьей книги ("Страна чудес Харлана Эллисона", 1962) его стиль резко меняется. Следующее десятилетие - самое плодотворное в жизни писателя. Он не ищет проторенных дорог, так и оставаясь вне всяких литературных
лагерей, а несомненный талант приносит ему семь премий "Хьюго", три - "Небьюла" и ряд других. Широко известны его сборники "У меня нет рта, но я должен кричать", "Из страны страха", "Чудовище, взывавшее к любви в центре мира", "Мертвая птица: Пантеон современных богов", роман "Феникс без пепла", написанный вместе с Эдвардом Брайантом. Кроме того, он выпустил уникальную антологию "Опасные видения" (1967) и ее продолжение "Другие опасные видения", посвященные "новой волне" в фантастике. По сей день эти книги
считаются лучшими антологиями "новой волны". В 1994 г. вышел роман "Я, робот", написанный Эллисоном в соавторстве с Айзеком Азимовым.