Сейчас и в последующих выпусках рассылки давайте постараемся вырулить на внятную Концепцию, постепенно проясняя смыслы нашей работы.
О концепции Современной Школы
I. Всё действительно нужное в педагогике я бы свела к трем постулатам – правилам - принципам:
1. Сердце отдаю детям (В.А.Сухомлинский)
2. Я не взялся за руководство школой, пока не научился говорить «ИДИ СЮДА» семнадцатью разными способами (А.С.Макаренко)
3. Школа должна социализировать, адаптировать к жизни во взрослом мире (Е.В. Гильбо)
(всё без кавычек, т.к. передаю смысл, а не точно цитирую.)
Эти ПРИНЦИПЫ можно еще короче назвать - ЛЮБОВЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, РЕАЛИЗМ - только надо ясно видеть, как каждое слово развертывается. Особенно современный
«взрослый мир» - хорошо бы в нем разобраться. Ведь именно взрослый мир определяет, кого и что мы хотим воспитать-развить, каков портрет молодого человека
21-го века, т.е. ФОРМИРУЕТ СОЦЗАКАЗ. В прошлом веке официальный соцзаказ был сформулирован в «Моральном Кодексе строителя коммунизма»;
теперь же каждый строит что-то свое, общество старается это разрушить (судя по реформам образования за последние годы), так что наша задача осложняется.
II. Чтоб было от чего оттолкнуться в наших размышлениях, - вот наводящие мысли из Макаренко:
«Я под ЦЕЛЬЮ воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие «характер» я
вкладываю все содержание личности, т. е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину
человеческой личности.
Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней.
Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса? Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть
смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом.
Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать
чрезвычайные сомнения… как, следуя за качествами личности, за ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону…
Мой основной МЕТОД работы - как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.» (по материалам
сайта http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml )
Этим формулировкам скоро сто лет будет, а ведь для нашего времени это именно то, что нужно!
Итак, воспитывать нужно ХАРАКТЕР, методами ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ И УВАЖЕНИЯ. А дальше предстоит обдумать, раскрыть эти краткие формулировки и приступить к
увлекательному и непростому делу воспитания.
III. И давайте подумаем: каков все-таки портрет молодого человека 21-го века?
Поделиться своими размышлениями всегда можно по адресу: vcenter@nm.ru