Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Черный передел

  Все выпуски  

Черный передел - 5. Модерализм


Модерализм

Приветствую, камрады! Сегодня я хотел бы представить на ваш суд новое учение, кардинально отличное от существовавших до сих пор. Учение, опирающееся на биологическую природу человека, а потому лучше прочих отражающее действительные потребности людей и направление развития цивилизации. Его автор – Александр Бурьяк, белорусский писатель, аналитик, специалист по безопасности (не государственной). Подробнее с идеями Александра Бурьяка можно ознакомиться на его сайте www.bouriac.narod.ru.

Центральная идея модерализма состоит в том, что массовая идеология и массовый образ жизни не соответствуют ни человеческой натуре, ни возможностям природной среды. Человек – это прежде всего биологическое существо, со своей собственной, тысячелетиями сформированной экологической нишей. Отказ от нее в пользу ложно понятого благосостояния привел к деградации, росту извращенности общества и кризису природопользования. Способ решения этой проблемы – навязывание ограничений на уровень потребления и, прежде всего, устранение богатства, то есть обладания большой собственности немногими.

– Коммунисты эксплуатируют человеческую жадность и зависть, – говорит Бурьяк. – Христиане – жадность, зависть и страх. Я же пытаюсь эксплуатировать одну из самых слабых человеческих страстей – стремление к истине. А для надежности – еще страх и любовь к своим детям. Коммунистическая идеология не осуждает богатства (=изобилия), а обещает его всем. Христианская идеология осуждает богатство, но – мимоходом, нечетко и неубедительно. Модерализм заявляет однозначно и в первую очередь: если человек богат, то он психически нездоров. Уничтожение богатства – необходимое условие достижения обществом высокой степени благополучия. С точки зрения предлагаемого здесь подхода злом является не только неравномерность распределения собственности, но изобилие собственности само по себе. Всеобщее богатство только ускорило бы всеобщую деградацию.

Исходные положения модерализма:

1. Развитие личности и здоровья человека возможно только через преодоление трудностей. Следовательно, чтобы сохранять жизнеспособность, человек должен умеренно страдать. Иметь много удовольствий – так же вредно, как иметь их мало. Чрезмерное сочувствие убивает косвенно. Жалость всегда должна быть ограниченной, помощь – недостаточной. Табу на обогащение переведет активность людей, в духовную область и в область заботы о здоровье. Человеку свойственно стремление превзойти ближнего. Чрезмерно ограничивать это стремление – значит идти против человеческой природы. Надо эксплуатировать это стремление в общих интересах.

2. Человечество, как и всякий биологический вид, подвержено вырождению. Чтобы сохранялось качество генофонда, должен иметь место отсев неполноценных форм. Слабым надлежит вымирать. В противном случае вымрет человечество.

3. В стерильных условиях жить не следует. Чтобы сохранить способность противостояния заразе, надо постоянно соприкасаться с небольшим ее количеством. Это относится и к вредным микроорганизмам, и к вредным идеям, и т.д. Уничтожение любой разновидности зла никогда не бывает полным, но иллюзия полноты ведет к демонтажу или отмиранию соответствующей защитной системы, а через некоторое время зло вырывается из скрытой резервации или самовозрождается и причиняет особенно большой ущерб.

4. Умеренное многообразие сущностей – условие эффективности их совокупного существования или использования. Это касается технологий, идеологий, этносов и пр. Одинаковость сущностей в пределах всякого их типа была бы полезной и приемлемой, если бы были единообразными условия их существования или использования либо если бы универсальность повторяемого образца не требовала больших дополнительных затрат, а его применение давало бы по крайней мере не намного меньшую эффективность, чем применение чего-то специализированного. Эффективность многообразия обусловливается тем, что какие бы ни сложились условия, для них с большей вероятностью находится что-то достаточно подходящее. Единая модель развития для всех стран неприемлема. Нужны особые модели для промышленных, полупромышленных, непромышленных стран. Каждая из этих групп должна остаться примерно на нынешнем уровне потребления ресурсов или даже снизить его. Следует остановить распространение западного образа жизни, западной идеологии.

5. Модерализм – установка на благотворное насилие. Большинство людей склонно терпеть, подчиняться и приспосабливаться, а не сражаться за блага. Иными словами, по убеждениям и по складу психики большинство – рабы. Модералисты считают бесполезным взывать к рабам по духу, а также полагают, что рабы по духу подчинятся без борьбы любому порядку, при котором их не будут притеснять чрезмерно, в том числе порядку модералистическому. Модералисты не одобряют рабства и будут выдавливать рабское из других.

6. Современное общество – слишком больное, слишком прозябающее и вообще вырождающееся, несмотря на очевидный научный и технический прогресс и на существование в нем островков благополучия. Главные угрозы для современного общества: 1) кризис природопользования (истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания, перенаселение); 2) деградация генофонда человечества. Прочие угрозы – следствия этих двух.

7. Демократия, диктатура – это не хорошо и не плохо. Наилучший политический режим – тот, который соответствует текущей ситуации в стране. Поскольку массовое сознание извращено, поражено деструктивностью и в значительной степени манипулируется силами, объективно враждебными человеческому роду, оптимальной формой власти (по крайней мере, в начальной стадии перехода к умеренному обществу) является не псевдодемократия западного типа, а диктатура здравого меньшинства.

8. Грядущая глобальная реформа, революция или война должна решить следующие задачи: 1) остановить рост населения; 2) радикально снизить потребление природных ресурсов; 3) прекратить загрязнение среды обитания. Большинство проблем современного общества – от ущербных индивидуумов. Требуется существенно снизить влияние людей, органически склонных к деструктивной деятельности. Способы защиты от них: отстранение от власти, ограничение в правах и в возможности оставления потомства, коррекция, изоляция, изгнание, в крайнем случае истребление.

9. Модерализм – идеология враждебная сегодняшнему «нормальному человеку». Модерализм утверждает, что сегодня должна быть уже другая нормальность, а те, кто не соглашается ее принять, должны быть принуждены к этому силой, или изолированы в резервациях, или истреблены. Может быть, такие заявления делать еще рано, и еще можно некоторое время транжирить ресурсы, загрязнять планету и размножаться. Может быть, случится какое-нибудь чудо, и угроза глобальной катастрофы окажется существенно отодвинута. Но в любом случае для человечества лучше иметь в запасе еще один подход...

Мы знаем множество идей, как обустроить мир... На их фоне модерализм не выглядит ни особенно оригинальным, ни даже либертарным. Свобода, гуманизм, демократия, прогресс не находятся в центре его внимания. Более того, эти ценности, базовые для нашей цивилизации, предлагается решительно ограничить.

Однако же наилучшим образом модерализм воплощается в анархизме. Богатство и власть – понятия почти тождественные. Неравенство в имуществе, богатство рождает эксплуатацию, а вместе с ней – насилие. Государство – это заговор немногих с целью захвата всех богатств страны. Человек с умеренными потребностями не нуждается в присвоении чужого, не нуждается в государстве.

Анархические утопии Рассела и Гаррисона рисуют нам стабильный именно в своей умеренности мир.

Государство не может существовать вне ситуации резкого имущественного неравенства, а потому оно никогда не признает модерализм своей идеологией, как, возможно, надеется автор. «Диктатура здравого меньшинства», если только она будет осуществляться в рамках государства, а не духовного лидерства, неизбежно обрастет бюрократией и задохнется – большевики тому примером. Государство не терпит «многообразия сущностей», зато оно очень полезно для крепости анархических федераций.

В отличие от классиков анархизма, перед нами стоит задача не только освобождения личности. Идеология государства, идеология потребления довела планету до состояния глобального экологического кризиса. Не только кризиса природопользования, как указывает Александр Бурьяк, но и кризиса исчерпания надежности экосистем. В 1992 году правительства всех стран мира договорились впредь проводить политику «устойчивого развития». Но разве ситуация с тех пор изменилась? Для решения экологических проблем надо резко снизить потребление, но это смерть для государства...

Масштабы сопротивления природной среды деятельности человечества превышают все допустимые риски. Сейчас в России 27-30% детей рождается с пороками развития. Это уже не кризис, это начало катастрофы. Государства доказали бессилие предотвратить ее. Они замалчивают масштабы катастрофы, а если и предпринимают действия, то действия эти обращаются в фикцию, досужую болтовню.

Анархизм, подкрепленный идеологией модерализма, – единственный достойный ответ.


Диоген

 

 


В избранное