Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неориторика: искусство и наука эффективной коммуникации №26


Информационный Канал Subscribe.Ru


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Неориторика: искусство и наука
эффективной коммуникации

№26

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Ральф Уолдо Эмерсон

Здравствуйте, уважаемые подписчики Неориторики. Бродя необъятными просторами Рунета, я натолкнулся на Материалы VII Всероссийской научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке". Хочу предложить Вам доклад, автором которого выступает Ядвига Станиславовна Яскевич.

Коммуникативная парадигма субъекта власти: специфика аргументации

Комплексная методика профессиональной и психологической подготовки субъекта власти предполагает методику корректировки коммуникативной парадигмы субъекта власти. Ее целью является овладение методами продуктивного общения с аудиторией. Цивилизованная власть, исходящая из силы права, а не из права силы, основывается на добровольном сотрудничестве, соучастии, содействии, а не на угодничестве, насилии, диктате. В соответствии с этим в психологии разработаны специальные методики переконструирования стиля общения и поведения таким образом, чтобы сформировать навыки сотрудничества, чувства сопричастности, вовлеченности.

Коммуникативная парадигма субъекта власти включает в себя и психологическую подготовку политического лидера к непосредственному взаимодействию с большой социальной группой в условиях митинга, возникновения массовых беспорядков, предвыборной компании и т. д.

Исходным требованием здесь является различение ситуаций общения с массовыми аудиториями и ситуаций общения с людьми один на один или с небольшими по численности группами.

В массовой аудитории психологические особенности кандидата в политические лидеры имеют свою, ярко выраженную специфику. В силу общности социальных ожиданий, настроения и пространственной близости собравшихся вместе людей их взаимное влияние перерастает здесь в так называемую циркулярную реакцию - нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение. Происходит "упрощение" мышления и резкое усиление чувств, эмоций, ослабляется волевая регуляция поведения. При этом люди начинают реагировать на все внешние воздействия "как один человек" и становятся особо предрасположенными к внушению, некритическому принятию поступающей информации при условии доверия к ее источнику.

В ходе диалога с массовой аудиторией не всегда следует полагаться на строго логическую аргументацию выдвигаемых тезисов, поскольку восприятие и анализ людьми сложных логических построений бывает, как правило, затруднительным использование политическим лидером ассоциативно связанных утверждений, не обязательно вытекающих одно из другого, порой дает больший эффект. При этом важно, чтобы они высказывались в простой и законченной форме (близкой к форме лозунгов). Никакие сомнения в собственных суждениях, равно как и неоднозначность формулировок, здесь недопустимы. Речь должна быть выразительной, эмоциональной, лишенной вынужденных ("не хватает слов") пауз.

Нельзя противопоставлять себя аудитории: пытаться поучать ее, показывать ее некомпетентность, неподготовленность к обсуждению каких-либо проблем, критиковать ее действия, поведение. Особое значение данное требование имеет в условиях перерастания риторического диалога (как цепь взаимосвязанных речей, передающих информацию) в эристический (проводимого в условиях конфликта).

Отвечая на вопросы (эристический диалог), кандидату не рекомендуется ни в чем упорствовать, вступать в спор. Желательно вообще не прибегать к возражениям, пока позволяют обстоятельства. Возражения целесообразны лишь в том случае, когда возникает прямая угроза репутации кандидата".

Ситуация общения политического лидера с массами в условиях митинга предполагает выявление тональности общего настроения митинга; группировок, имеющих индивидуальную точку зрения; общих положений, могущих связывать платформу политического лидера и взглядов представителей каждой из группировок в отдельности; признаков наступления пресыщенности ходом дискуссии.

В ситуациях общения в условиях возникновения массовых беспорядков задача политического лидера заключается, прежде всего, в локализации агрессивной реакции толпы. Этому способствуют три основных приема: актуализация образа "ложного врага"; апелляция к сильной вере; апелляция к чувству победителя.

Комплексная методика профессиональной к психологической подготовки политического лидера существенно снижает степень его риска в ситуации выбора альтернативы и позволяет избежать нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике.


Мысли вслух

Довольно интересные идеи прислал мне Сергей. Приведу его письмо полностью:

- Внимательно перечитав последний выпуск рассылки, я задумался о сходстве приемов риторики с теми приемами, которые использует человеческое бессознательное. Ваши рассуждения убеждают в том, что перенос психологических идей Карнеги в сферу риторики может быть очень плодотворным. Мне кажется, не менее важно здесь обратиться и к идеям психоанализа. В частности, фройдовская работа "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) по своему стилю и содержанию очень напоминает классические книги по риторике. Идеи Фройда позволяют понять, почему "очень, очень, очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот" и, в целом, какую роль в наших выступлениях играет наше собственное бессознательное. В конце концов, одна "глупая" оговорка способна загубить блестящую речь. Попытаюсь привести несколько примеров, иллюстрирующих сходство психоанализа и риторики на материале уже упомянутой мною работы "Остроумие". Фрейд утверждает, что в качестве технических средств остряки используют отклонения от обычного мышления, смещение и абсурд. Среди других отличительных признаков остроты он отметил сгущение, замещение, изложение через противоположное или подобное, двусмысленность с игрой слов (косвенное изложение) и создание неожиданной связи. Это все еще со времен классической (римской, квинтиллиановской) риторики называется "фигурами". В нашем сознании закрепились представления только о двух основных фигурах или, скорее, классах фигур - метафоре и метонимии. Признаки этих классов вполне можно найти в том, о чем пишет Фрейд. Во всяком случае, "создание неожиданной связи" - это точно о метафоре, а "замещение" - похоже на метонимию. Далее, согласно Фрейду "острота может заключаться в слове или мысли". Это тоже очень похоже на тезис риторики: необходимо привлечь слушателя либо самим предметом (излагаемой мыслью), либо формой изложения (словом). Фрейд утверждает, что по крайней мере у слушателей острота должна вызывать удовольствие. А главная задача риторики как раз состоит в формировании сообщения с целью вызвать определенную (определенную - ключевое слово!) реакцию слушателя. Ритор должен быть уверен, что данная конструкция вызовет именно данную реакцию, иначе он не достиг своей цели. Далее, " …даже невинная шутка никогда не бывает вполне свободна от тенденциозности; она всегда преследует побочные цели - подкрепляя мысль, помогает выразить ее и защитить от критиков". Это опять-таки напоминает цитату из классических книг по риторике: мысль надо не только изложить, но и соответствующим образом развернуть (риторическая диспозиция включает в себя и "обоснование", и "подкрепление" - обычно примерами, и возражения с последующим их преодолением). Вообще структура риторической диспозиции кажется мне тесно связанной с какими-то универсальными закономерностями (человеческого) мышления. Короче говоря, сходств действительно обнаруживается множество. Не знаю, интересно ли это Вам, но буду очень рад, если Вы как-то используете эту тему в своей рассылке.

Вообще, связь риторики и практической психологии очень велика. Для успеха любого начинания в коммуникативной сфере просто необходимо знать законы человеческого мышления. Сегодняшняя психология пошла ещё дальше. Начиная со второй половины 20ст. появилось множество разнообразных психотехник, которые позволяют влиять на подсознание человека минуя сознание. Кстати, если Вы зайдете на сайт http://www.ritorika.hobi.ru , то сможете там найти восемнадцать (!!!) способов гипноза, взятые из книги Р.Брэга "Гипноз. Самоучитель".


Рекомендую рассылку:

Свободная психология
В каждом из нас есть все необходимые инструменты и решения для лучшей жизни. Только порой мы нуждаемся в помощи, чтобы узнать, где искать. Стивен Хеллер по прозвищу "Колдун"
Рассылки Subscribe.Ru
Свободная психология


До следующей встречи. Ваши вопросы и комментарии присылайте на neorytor@ukr.net
Всего наилучшего, с уважением Александр Потребчук
http://www.ritorika.hobi.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное