Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Ральф Уолдо Эмерсон
Из истории русской риторики
Повышение речевой эрудиции - один из основных путей
формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овла-
дев основами риторики - науки об убедительной и оптимальной
речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой
бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном
деле как ораторское и искусство.
До недавнего времени нам были более или менее известны
труды античных риторов - основоположников теории красноречия
Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Важность изучения риторики становиться в наши дни все
более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеоб-
щий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторско-
му мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется
сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений
всегда влекут за собой преобразования в теории риторики,
поскольку новая общественно - речевая практика требует обоб-
щения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.
Если рассматривать историю русской риторики, то эта
связь революционно - общественных преобразований с теориями
публичного красноречия можно увидеть на всех этапах нашей
государственной истории. После сложного для Руси Сметного
времени, эпохи междуцарствования в начале 17 века, избрания
нового царя (Михаила Федоровича Романова в 1613 году) и
возвращения к мирной жизни естественным было требование раз-
вивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь по-
сылается грамота с побуждением к поиску монахов, которые
"грамматику и риторию умеют", и, видимо, именно в это время
создается первая русская риторика.
Эпоха петровских преобразований вызывает к жизни серию
блестящих руководств по ораторскому искусству - наиболее по-
пулярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, ос-
нователя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в
1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Нау-
ка проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др. Эти
учебники риторики переписывались и сохранились сейчас в на-
ших архивах во множестве списках, являясь образцами школьно-
го преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не из-
даны и мало изучены.
Кроме риторик на русском языке, которые расходились в
большом количестве списков, существовали также латинские ри-
торики, поскольку традиционным языком преподавания наук был
латинский. Каждый учитель риторики в духовной академии дол-
жен был знать свой курс, рукописью которого могли бы пользо-
ваться ученики, поэтому отделы рукописей в Москве, Киеве,
Ленинграде хранят множество рукописных учебников. Ученики же
тренировались в составлении поздравительных речей (ораций),
писали проповеди. Вот, например, какие темы предлагались
ученикам в Славяно-греко-латинской академии: "О принятии
лизоваться, но и прямо искажаться. Сказанное - только общая
схема, а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализа-
цией является тот факт, что весь длительный период царство-
вания "тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси пользуют-
ся "Риторикой" 1620 года? Что после петровского расцвета
русских рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период
подражания стилю речи, созданному этими руководствами? После
"Риторики" М.В. Ломоносова период если не риторического зас-
тоя, то риторического равновесия (вся 2 половина 18 века).
То же самое повторяется и во 2 половине 19 века с ее перио-
дами реакции и попыток затормозить развитие общественной
мысли, результатом чего было и падение интереса к риторике
как искусству прозаической ораторской речи.
Наконец, приходится констатировать, что активизация
сталинских репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за со-
бой свертывание общественно-публичных форм речи и, как
следствие этого, отсутствие разработок риторической речи.
Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов
писал о необходимости изучения принципов построения, на ко-
торых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как
бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).
В настоящее время приходится констатировать факт в на-
шей отсталости в развитии риторики по сравнению с другими
цивилизованными странами, например, США, Японией, Францией,
где разработка проблем речевого убеждения, словесной культу-
ры, "языкового существования", нормализации прозаической ре-
чи оказалась прямо связанной с дальнейшим общественным и
экономическим прогрессом. Очевиден сейчас и большой интерес
к вопросам риторики и ораторского мастерства, о чем говорит
не только рост числа публикаций, но и последовательно веду-
щиеся в наиболее крупных научных организациях разработки по
проблемам риторического мастерства и культуры речи (отдел
культуры речи в Институте русского языка под руководством
профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломо-
носова - группа ученых под руководством профессора Рождест-
венского, комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского
общества "Знание" и др.). Добавим сюда регулярно проводимые
конференции, занятия по риторике с руководителями предприя-
тий и министерств с лекторами-пропагандистами в областных
организациях общества "Знание", курса риторики МГУ, МГИМО,
МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств массовой ин-
формации к проблемам риторики, языкового мастерства, норма-
лизации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется,
будет достаточно внушительной.
И тем не менее мы находимся только в начале пути, веду-
щего к возрождению риторической традиции и построению новой
российской риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фун-
даментальных исследований по истории русской риторики. А,
естественно, чтобы не "изобретать велосипед", мы должны вни-
мательно проработать то, что сделано нашими предшественника-
ми, которые поражают нас не только богатством мыслей, вели-
колепием и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную
историческую связь, даже не зная их, можно не сомневаться в
том, что в нас заложен этот риторический "ген", а незнание
своего родства было бы постыдным.
Пупышев Алексей Валерьевич
Советую прочитать:
Риторика: Учебное пособие для вузов Книга издана в 2000 г., 534 стр. Приводятся теоретические сведения (правила, связи, оценки и пр.) и многочисленные упражнения (тесты, цитоны, ..., автор - Александров Д.Н. Цена - 34.30гр.
Русская риторика Твердая обложка, 670 стр. Книга Л.К.Граудиной и Г.И.Кочетковой дает обширный, систематически изложенный материал для занятий по риторике в гимназиях, лицеях, ..., авторы -Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Цена - 43.90гр.