Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неориторика = наука + мистецтво №19


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Неориторика = наука + искусство №19
Служба Рассылок Subscribe.Ru
-AdRiver-

Неориторика = наука + искусство

№19

www.ritorika.hobi.ru

neorytor@ukr.net

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы
Ральф Уолдо Эмерсон

Из истории русской риторики

Повышение речевой эрудиции - один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овла- дев основами риторики - науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское и искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов - основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеоб- щий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторско- му мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно - речевая практика требует обоб- щения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

Если рассматривать историю русской риторики, то эта связь революционно - общественных преобразований с теориями публичного красноречия можно увидеть на всех этапах нашей государственной истории. После сложного для Руси Сметного времени, эпохи междуцарствования в начале 17 века, избрания нового царя (Михаила Федоровича Романова в 1613 году) и возвращения к мирной жизни естественным было требование раз- вивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь по- сылается грамота с побуждением к поиску монахов, которые "грамматику и риторию умеют", и, видимо, именно в это время создается первая русская риторика.

Эпоха петровских преобразований вызывает к жизни серию блестящих руководств по ораторскому искусству - наиболее по- пулярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, ос- нователя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в 1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Нау- ка проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др. Эти учебники риторики переписывались и сохранились сейчас в на- ших архивах во множестве списках, являясь образцами школьно- го преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не из- даны и мало изучены.

Кроме риторик на русском языке, которые расходились в большом количестве списков, существовали также латинские ри- торики, поскольку традиционным языком преподавания наук был латинский. Каждый учитель риторики в духовной академии дол- жен был знать свой курс, рукописью которого могли бы пользо- ваться ученики, поэтому отделы рукописей в Москве, Киеве, Ленинграде хранят множество рукописных учебников. Ученики же тренировались в составлении поздравительных речей (ораций), писали проповеди. Вот, например, какие темы предлагались ученикам в Славяно-греко-латинской академии: "О принятии лизоваться, но и прямо искажаться. Сказанное - только общая схема, а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализа- цией является тот факт, что весь длительный период царство- вания "тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси пользуют- ся "Риторикой" 1620 года? Что после петровского расцвета русских рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период подражания стилю речи, созданному этими руководствами? После "Риторики" М.В. Ломоносова период если не риторического зас- тоя, то риторического равновесия (вся 2 половина 18 века). То же самое повторяется и во 2 половине 19 века с ее перио- дами реакции и попыток затормозить развитие общественной мысли, результатом чего было и падение интереса к риторике как искусству прозаической ораторской речи.

Наконец, приходится констатировать, что активизация сталинских репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за со- бой свертывание общественно-публичных форм речи и, как следствие этого, отсутствие разработок риторической речи. Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов писал о необходимости изучения принципов построения, на ко- торых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).

В настоящее время приходится констатировать факт в на- шей отсталости в развитии риторики по сравнению с другими цивилизованными странами, например, США, Японией, Францией, где разработка проблем речевого убеждения, словесной культу- ры, "языкового существования", нормализации прозаической ре- чи оказалась прямо связанной с дальнейшим общественным и экономическим прогрессом. Очевиден сейчас и большой интерес к вопросам риторики и ораторского мастерства, о чем говорит не только рост числа публикаций, но и последовательно веду- щиеся в наиболее крупных научных организациях разработки по проблемам риторического мастерства и культуры речи (отдел культуры речи в Институте русского языка под руководством профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломо- носова - группа ученых под руководством профессора Рождест- венского, комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского общества "Знание" и др.). Добавим сюда регулярно проводимые конференции, занятия по риторике с руководителями предприя- тий и министерств с лекторами-пропагандистами в областных организациях общества "Знание", курса риторики МГУ, МГИМО, МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств массовой ин- формации к проблемам риторики, языкового мастерства, норма- лизации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется, будет достаточно внушительной.

И тем не менее мы находимся только в начале пути, веду- щего к возрождению риторической традиции и построению новой российской риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фун- даментальных исследований по истории русской риторики. А, естественно, чтобы не "изобретать велосипед", мы должны вни- мательно проработать то, что сделано нашими предшественника- ми, которые поражают нас не только богатством мыслей, вели- колепием и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную историческую связь, даже не зная их, можно не сомневаться в том, что в нас заложен этот риторический "ген", а незнание своего родства было бы постыдным.

Пупышев Алексей Валерьевич


Советую прочитать:

Риторика: Учебное пособие для вузов
Книга издана в 2000 г., 534 стр. Приводятся теоретические сведения (правила, связи, оценки и пр.) и многочисленные упражнения (тесты, цитоны, ..., автор - Александров Д.Н.
Цена - 34.30гр.

Русская риторика
Твердая обложка, 670 стр. Книга Л.К.Граудиной и Г.И.Кочетковой дает обширный, систематически изложенный материал для занятий по риторике в гимназиях, лицеях, ..., авторы -Граудина Л.К., Кочеткова Г.И.
Цена - 43.90гр.

и посетить:

Книга почтой от Bambook.com

Интернет магазин GOODPRICE.COM.UA Видеокасеты от 11грн.

Интернет-магазин tid.com.ua

PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.


Всего наилучшего, с уважением Александр Потребчук

www.ritorika.hobi.ru

E-mail



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное