В студии: Валерий УРЮПИН, молодой музыкант, кларнетист Ведущий:
Андрей МАКСИМОВ
А. МАКСИМОВ: А очень человек устает, когда играет такую невероятную музыку Стравинского?
В. УРЮПИН: Пожалуй, я не устал. Пьеска идет всего одну минуту. Но в принципе она энергичная.
А. МАКСИМОВ: Что бы Вы хотели изменить в России к тому моменту, когда у Вас самого появятся свои дети?
В. УРЮПИН: Я бы хотел, чтобы у моих детей не было необходимости по окончании школы, института, уезжать за границу.
А. МАКСИМОВ: Главная награда, которую бы Вы хотели получить в будущем?
В. УРЮПИН: Я бы хотел, чтобы мои выступления проходили при аншлагах.
А. МАКСИМОВ: Сколько бы Вы хотели получать в будущем?
В. УРЮПИН: Чтобы не быть голодным, раздетым, и чтобы мои дети, моя мама тоже имели что-то за душой.
А. МАКСИМОВ: Почему молодые музыканты уезжают сегодня?
В. УРЮПИН: По разным причинам. В первую очередь, за границей больше платят. Но у музыкантов есть и какие-то другие причины.
А. МАКСИМОВ: А почему кларнет?
В. УРЮПИН: Я родился в очень маленьком городе, на Украине. Моя мама - музыкант, работала в музыкальной школе. Я пошел в эту школу, лет с пяти учился на фортепиано. Потом учился на тромбоне, мой педагог уехал. И поскольку выбор был невелик среди инструментов, а мне очень нравится духовой оркестр, и остался кларнет. И лет с восьми я учился на нем.
А. МАКСИМОВ: Вы мечтаете о том, чтобы стать всемирно известным музыкантом?
В. УРЮПИН: Скорее я мечтаю о том, чтобы у меня была возможность, не играя ни в каком коллективе, выступать сольно.
А. МАКСИМОВ: А есть всемирно известные кларнетисты?
В. УРЮПИН: Бенни Гудман - самый яркий пример, хотя он был джазист. Есть всемирно известные, но достаточно узкому кругу музыкантов. Если сравнить с Башметом, пожалуй, нет.
А. МАКСИМОВ: Башмет в свое время сломал стереотипы, теперь знают, что такое альт и альтист. Вы бы хотели, чтобы Вы сломали стереотипы по поводу кларнета?
В. УРЮПИН: Я не мечтаю об этом. Я не знаю, имею ли я право сейчас мечтать о славе. Я хочу заниматься своим делом, причем, заниматься им хорошо.
Звонок: Насколько Ваше увлечение серьезно? И бывают ли у Вас проблемы такие же, как у Ваших сверстников?
В. УРЮПИН: Если бы у меня было достаточно силы воли, я бы, наверное, больше занимался. Что касается конкретно футбола, я не большой любитель. Что касается дискотек, иногда хожу, но редко. Я веду такую же жизнь, как другие. Просто музыка занимает очень много времени.
А. МАКСИМОВ: С какого года Вы начали заниматься музыкой?
В. УРЮПИН: Я уже в 4 года пел какие-то песенки, лет в пять меня отдали на фортепиано.
А. МАКСИМОВ: То есть выбор сделала Ваша мама?
В. УРЮПИН: Трудно сказать. Я еще не знал, что такое фортепиано, мама водила меня к себе на работу, где играли ученики. И помню, что я получал огромное удовольствие, я очень любил спать под музыку.
А. МАКСИМОВ: Вы никогда не жалели, что у Вас так случилось?
В. УРЮПИН: Я знаю, что желание стать профессиональным музыкантом, я для себя твердо решил в девять лет, когда мы с мамой приехали в Москву, чтобы я попробовал поступить в Центральную музыкальную школу. И это у меня получилось. И я решил, что вот если я поступаю в ЦМШ, то я естественно становлюсь музыкантом. А если бы не поступил, мол, все бы бросил.
А. МАКСИМОВ: И чем бы тогда занимались?
В. УРЮПИН: Я сменил массу любимых профессий в детстве, стандартный набор - пожарный, космонавт, детектив.
Звонок: Как Вы относитесь к импровизации? Бывали ли у Вас такие состояния, когда играли на концерте, но ощущение, что играли не Вы, а кто-то свыше?
В. УРЮПИН: Честно говоря, что касается импровизации, я больше люблю это делать на фортепиано, особенно когда никто не слышит. А что касается концертов, безусловно, такое бывало. Но конечное качество исполнения не зависит от этого. Бывают случаи, когда я себя чувствую отвратительнейшим образом, играю и думаю, что это просто кошмар. А когда потом прослушать запись, вроде было более-менее. А иногда летишь на крыльях, а потом, прослушав запись, не очень хорошо выходило.
А. МАКСИМОВ: Чтобы стать музыкантом, надо пройти достаточное количество конкурсов, что есть достаточно унизительное явление. Это так?
В. УРЮПИН: Я бы не сказал, что это унизительно. Я очень люблю процесс состязания. И конкурс на сегодня, наверное, единственный способ для музыканта сделать себе карьеру, именно сольную карьеру.
А. МАКСИМОВ: Многие состоявшиеся музыканты говорили, что конкурсы проходят нечестно. Что твой талант - это не самое главное во время проведения конкурса. Это так?
В. УРЮПИН: Такое случается, причем, по разным причинам. На конкурсе ломаются всякие стереотипы, и даже замечательный музыкант может выйти на конкурс и ничего не показать.
А. МАКСИМОВ: Если человек талантливый, значит, он своеобразный. Своеобразный и талантливый человек может победить на конкурсе?
В. УРЮПИН: Может, а может и не победить. Это зависит от разного. Он может сыграть, скажем, не идеально технически. Может попасться конкурс с не очень объективным судейством.
А. МАКСИМОВ: И Вы все равно участвуете, чтобы что?
В. УРЮПИН: Пока я в основном участвовал в юношеских международных конкурсах, там не так все жестко. А вот конкурс в Чехии, туда отсылаешь запись, и жюри не знает, что это играет Валентин Урюпин, оно знает, что играет номер 13. И когда они уже распределяют премии, ты потом приезжаешь в Чехию, подтверждать свое лауреатство на концертах.
Звонок: Сейчас у Ваших сверстников разговор очень косноязычный, маленький словарный запас. Вас слушаю, складывается впечатление, что Вы начитанный человек. Много ли Вы читаете, и какие книги?
В. УРЮПИН: Я читаю много по возможности, книги самые разные.
А. МАКСИМОВ: Любимые есть?
В. УРЮПИН: Пожалуй, из любимейших, наверное, Булгаков. У меня все время меняются симпатии. Недавно я прочел Германа Гессе "Игру в бисер". Я вообще не умею книги анализировать. Я оцениваю с точки зрения эмоций. Там меня охватила потрясающая атмосфера. Я вообще все читаю. Я прочел все четыре книги "Гарри Поттера". И был в полнейшем восторге.
А. МАКСИМОВ: В Вашей дальнейшей судьбе, сколько процентов Вашего не личного таланта, а сколько процентов удачи?
В. УРЮПИН: Трудно ответить. Я все-таки стараюсь исходить из того, что большая часть моего успеха будет зависеть от того, как я буду заниматься.
А. МАКСИМОВ: Когда Вы играете, Вам может что-то помешать в зале - кашель, шорох, - Вы слышите это?
В. УРЮПИН: Да, все слышу, конечно. Вообще, когда я играю на сцене, нельзя сказать, что я погружен в музыку на двести процентов. Одна часть меня действительно погружена в музыку, а другая часть - меньше - совершенно трезво оценивает, что происходит в зале.
А. МАКСИМОВ: А одна часть другой не мешает?
В. УРЮПИН: Нет. Хотя возможно иногда и мешает. Мне приходилось играть в разных условиях. Приходилось играть в зале, где сидело два человека, приходилось играть перед детской аудиторией, что очень трудно. Приходилось играть перед аудиторией, которая впервые пришла послушать классическую музыку. И я уже, наверное, привык.
Звонок: Бытует мнение, что западная духовая школа лучше, чем русская. Вы согласны с этим утверждением? И собираетесь ли Вы продолжить свое обучение на Западе?
В. УРЮПИН: Есть такое утверждение, оно во многом основано на стереотипе. Раньше было действительно так, французская школа лидировала по всем статьям. Мой педагог - первый российский кларнетист, который победил на серьезнейшем Международном конкурсе, он лауреат конкурса в Женеве. Это действительно большой показатель успеха нашей школы. Он солист Московской филармонии, концертирующий кларнетист - Евгений Александрович Петров, которому я бесконечно благодарен.
А. МАКСИМОВ: Вы собираетесь учиться на Западе?
В. УРЮПИН: Может быть.
Звонок: Считаете ли Вы достаточным в рамках общеобразовательной средней школы количество музыкальных уроков? Вы бы ввели преподавание музыки в старших классах?
В. УРЮПИН: Я три класса учился в обычной школе, там была музыка, но это было что-то совершенно ужасное. Я бы не столько увеличил количество часов, сколько увеличил бы качество. Я считаю, что человека в первую очередь надо учить слушать классическую музыку.
А. МАКСИМОВ: А можно научить?
В. УРЮПИН: Не сколько научить, сколько показать. Потому что к классике надо прислушаться. Я считаю, что на уроке музыке не должны объяснять, на какой нотке пишется до, на какой ре. Они должны научить человека слушать и восхищаться.
А. МАКСИМОВ: Что Вами движет, почему Вы всем этим занимаетесь?
В. УРЮПИН: Не знаю, меня с детства моя замечательная мама - человек, которому я обязан просто всем - как-то она меня ввела в этот мир. Честно говоря, я просто больше ничего не умею. Я совершенно ограниченный человек в этом смысле. И благодаря маме, я проникся музыкой, понял, что это не идет параллельно с моей остальной жизнью, а это и есть как бы основная ее часть.