Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 02.09.02 - 00.25
В студии: Татьяна ЩИПКОВА, директор московской школы №1240
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
А. МАКСИМОВ: Сегодня дети пошли в школу. Мы пригласили директора школы №1240 Татьяну Юрьевну Щипкову. Родитель хочет выбрать школу, на что ориентироваться? Как понять, что в эту школу надо вести свое чадо, а в эту - нет?
Т. ЩИПКОВА: Думаю, что родитель должен ориентироваться на мнение окружающих. Сначала он должен побеседовать с друзьями, с соседями, кто учится в школе, которая находится рядом. Затем уже почитать газеты. И сколько людей, столько и мнений. Если даже и есть какие-то информационные структуры, то в большинстве своем они основываются на рейтингах школ.
А. МАКСИМОВ: Подростки, которые приходили в школу десять лет назад, и подростки, которые приходят в школу сейчас, чем они отличаются?
Т. ЩИПКОВА: Своей демократичностью, большей открытостью. Они более творческие люди.
А. МАКСИМОВ: То есть они лучше стали?
Т. ЩИПКОВА: Да, думаю, да. Они более целеустремленные. Они уже ориентируются в том жизненном пути, который им предстоит сделать. Цель современного образования - раскрыть творческий потенциал, научить его жить в современном мире, ориентироваться в нем. И уже сделан большой шаг для этого. И подростки уже способны себя реализовать.
А. МАКСИМОВ: Мне кажется, чтобы раскрыть творческий потенциал, не надо ничего вбивать в голову, а надо научить людей думать.
Т. ЩИПКОВА: А почему Вы думаете, что в голову вбивают?
А. МАКСИМОВ: Я исхожу из своего школьного опыта. Не вбивают? Вот ребенок в восьмом классе, понятно, что он - гуманитарий. Как с ним себя ведет преподаватель математики, физики?
Т. ЩИПКОВА: В разных школах разный подход. Мы стараемся индивидуализировать каждого ребенка, подходим к нему с точки зрения его способностей.
А. МАКСИМОВ: И учитель физики к гуманитарию не пристает?
Т. ЩИПКОВА: Не очень сильно. В меру возможностей, в меру необходимости.
Звонок: Что Вы не успели сделать в подготовке к учебному году?
Т. ЩИПКОВА: Думаю, то, что мы хотели, мы все успели, лично наш коллектив. А то, что хотелось бы сделать впереди - дать больше возможности ребятам к творчеству. Это расширение материальной базы в плане области искусства, информатики. Но это дело не одного дня.
А. МАКСИМОВ: Это коммерческая тайна, сколько получает учитель в школе?
Т. ЩИПКОВА: Почему? Это публикуется в средствах массовой информации. В среднем порядка двух тысяч рублей.
А. МАКСИМОВ: Я сейчас ехал на поезде, проводник получает столько. Вы и Ваша учительница, которая у нас была - Татьяна Архипова - потрясающие молодые, красивые женщины. Что заставляет идти людей в школу на эти деньги?
Т. ЩИПКОВА: Я думаю, состояние души.
А. МАКСИМОВ: У Вас в школе работают фанаты?
Т. ЩИПКОВА: Думаю, кто остается работать и работает много лет, это фанаты. Школа создает себе учителей. В нашем коллективе из 53 учителей - 10 выпускников школы. Думаю, тот коллектив, который вырос в стенах школы, именно они стали фанатами - фанатами образования, фанатами школы. Конечно, небольшая зарплата. Но, наверное, не одними деньгами счастлив человек.
А. МАКСИМОВ: Сейчас много говорят, что надо помогать сфере медицины, сфере образования. Вы это на себе чувствуете?
Т. ЩИПКОВА: Ситуация сейчас изменилась по сравнению с прежними годами. Сейчас больше внимания уделяется образованию, в частности, оснащению школ, новые школы открываются, стала лучше материальная база школы. Мне кажется, отношение к школам изменилось в положительную сторону.
А. МАКСИМОВ: Это когда изменилось?
Т. ЩИПКОВА: Где-то за последние два-три года.
А. МАКСИМОВ: Лично я никогда не испытывал таких унижений, какие я испытывал в школе. И я знаю, что ребенок - существо абсолютно бесправное, потому что он зависит от учителя. Как можно добиться того, чтобы ребенок творчески развивался, чтобы мог защищать свои права? Чтобы он понимал, что он - человек?
Т. ЩИПКОВА: Опять-таки мы возвращаемся к личности учителя. Все зависит от учителя. Как это понимает учитель, так это понимает и ребенок. А каков коллектив учителей, наверное, зависит от руководства школы. Поэтому ребенок должен чувствовать свои права. Если он чувствует, он раскроется.
А. МАКСИМОВ: У Вас часто вызывают родителей в школу?
Т. ЩИПКОВА: Бывает всякое, не буду скрывать. У нас регулярно проводятся родительские собрания. Родители имеют право прийти, поговорить с учителем. Бывает всякое, вызываем, конечно, по разному поводу. Но я считаю, что у нас хорошие дети, и, в общем-то, их не за что ругать.
А. МАКСИМОВ: А двойки часто у Вас ставят?
Т. ЩИПКОВА: Смотря кому, и в какой ситуации. Потом у нас учителя завели такую традицию: мы ставим двойки ручками с ластиком для острастки детей. Но потом стираем.
Звонок: Мой ребенок пошел в третий класс, и с каждым годом детям предъявляют все большие и большие требования. В школе стало очень сложно учиться, и все это из-за школьной реформы. Скажите, зачем она нужна? И не проще ли обойтись без нее?
Т. ЩИПКОВА: Школьная реформа предусматривает не нагрузку детей, она рассматривает образование с точки зрения объективности, качества и доступности. Я бы добавила еще сюда гибкость и разнообразие. И опять-таки мы возвращаемся к вопросу коллектива учителей и администрации. И нагрузка определяется, прежде всего, учителем. Достаточно сложно определить индивидуальную нагрузку ребенка. Мы можем нагружать всех одинаково, но для одного это будет норма, для другого это будет перегруз, а для третьего - недостаточная нагрузка. И ту надо смотреть, какое отношение учителя к этому и как распределять эту нагрузку.
А. МАКСИМОВ: А как вы отбираете учителей? Приходит человек и говорит, что он хочет работать в Вашей школе. Вам, к примеру, нужен учитель литературы. Как Вы понимаете, этот может, а этот - нет?
Т. ЩИПКОВА: Я не могу сказать, что с первого взгляда можно определить: может человек работать или нет? Обычно все складывается на первом году работы. Мы предъявляем определенные требования к учителю.
А. МАКСИМОВ: Что самое главное не должен никогда делать учитель?
Т. ЩИПКОВА: Давить, унижать детей. Он должен давать базовое образование. С него спрашивает и завуч, мы проводим мониторинг, маркетирование и так далее.
А. МАКСИМОВ: Маркетирование кого?
Т. ЩИПКОВА: Детей.
А. МАКСИМОВ: У Вас дети могут повлиять на судьбу учителя?
Т. ЩИПКОВА: Мы проводим опрос общественного мнения детей и родителей. Мы регулярно обсуждаем тему общения с детьми на педсоветах, административных совещаниях, между собой разговариваем. Учитель или работает в нашем коллективе, принимая наш у среду, или он просто сам увольняется.
А. МАКСИМОВ: А были такие случаи, когда учитель преподавал долгое время, а потом большинство детей сказало, что этот учитель им не нравится?
Т. ЩИПКОВА: У нас были такие прецеденты.
А. МАКСИМОВ: То есть Вы детям верите абсолютно?
Т. ЩИПКОВА: Конечно, не абсолютно. Нельзя верить абсолютно всему. Дети тоже могут субъективно оценивать.
А. МАКСИМОВ: Вы ощущаете то самое расслоение: дети богатых, дети бедных? И ощущают ли это сами дети, например, в классе?
Т. ЩИПКОВА: Думаю, что все опять-таки зависит от коллектива. У нас - не ощущается.
А. МАКСИМОВ: А как это может? Одного привозят на "Мерседесе", а другой приезжает на трамвае?
Т. ЩИПКОВА: Есть определенная среда, психологический климат в школе. И какая разница, на чем ты приехал, главное, какой ты человек. Глубина ума человека определяется широтой его души. Наверное, это основной принцип работы у нас.
Звонок: Я сегодня отвел свою дочь в школу в первый класс. Мы до этого ходили на родительское собрание, собирали деньги на обустройство класса. Оказалось, что там нет парт, нет еще многое другое. Почему я, оплатив обучение дочери в хорошей школе, должен платить еще постоянно какие-то деньги?
Т. ЩИПКОВА: Конечно, Вы ничего не должны. Не должны платить ничего, не должны собирать деньги, не должны покупать парты и стулья. Вопрос здесь стоит во вкладе человека в своего ребенка. Конечно, мы всех должны обеспечивать учебниками, мы это делаем. Но если у школы нет какого-то учебника, можно, наверное, его купить самому. И если Вы отвели ребенка в первый класс, он в этом классе будет сидеть четыре года. Ну, нужно повесить какую-то картину или что-то еще. Мне кажется, это будет только на благо Вашим детям.
А. МАКСИМОВ: У нас обучение по-прежнему бесплатное. Но, тем не менее, когда приходят в школу, родителям говорят: "Вы - предприниматель, может быть, купите компьютеры? Может быть, Вы дали бы на ремонт?" Есть такая практика? Если есть, то она Вам кажется нормальной или нет?
Т. ЩИПКОВА: Я не верю, что в каких-то школах принудительно это делают. Это дело добровольное. Есть люди, которые предлагают какие-то вещи в дар школе. Я не вижу в этом ничего криминального, если материальная база школы не успевает за теми требованиями, которые предъявляет общество.
А. МАКСИМОВ: Очень много говорят про наркоманию. И приводят какие-то ужасные цифры, что уже с шестого класса каждый третий ребенок - наркоман. Вы ощущаете эту проблему?
Т. ЩИПКОВА: Слава богу, нет. В общем-то, у нас такая проблема не стоит. И мало того, дети у нас в школе не курят.
А. МАКСИМОВ: Как такое может быть? Все же курят в школе… Разве так бывает, что девятиклассники не курят в школе?
Т. ЩИПКОВА: Бывает.
А. МАКСИМОВ: Они выходят за угол курить?
Т. ЩИПКОВА: Нет. Не ходят. Наверное, кто-то курит, но в школе это не принято. Среди детей это не модно.
А. МАКСИМОВ: И пиво не пьют, не курят? Так же не бывает?
Т. ЩИПКОВА: Нет, почему? Просто они уважают свой коллектив, коллектив учителей. Поэтому они придерживаются тех традиций, которые сложились в школе.
А. МАКСИМОВ: Разговоры о том, что современная молодежь - это толпа людей, которые думают только о деньгах, бегут за ними, по дорогое колются, курят марихуану, насколько это правда? Или мы это преувеличиваем, а современные подростки совершенно другие?
Т. ЩИПКОВА: Я думаю, что это преувеличение. Конечно, есть какая-то тенденция в росте значимости денег в современном мире. Но это не самое главное в нашей молодежи. Вообще, чем определяется уровень цивилизации в стране, наверное, не размером городов, не размером богатства, а обликом человека. И я считаю, что облик человека нашей страны говорит о том, что мы идем по правильному пути.
А. МАКСИМОВ: А те люди, которые в день города устроили драку?
Т. ЩИПКОВА: Нельзя же по группе людей судить обо всем обществе в государстве. Думаю, что это такая целенаправленная акция. Ни в коем случае все подростки нашей страны не относятся к этим людям.
А. МАКСИМОВ: вам кажется, молодежь становится все лучше?
Т. ЩИПКОВА: Мне кажется, что да. Был тяжелый переходный период в 90-ых годах, когда был период нестабильности: экономический кризис, духовный кризис. А сейчас стабилизируется ситуация, и подростки другие стали, и цели другие. И что мне очень нравится, возрождаются духовные ценности.
Звонок: Понятие учителя Вы разграничиваете на два понятия: педагог и преподаватель?
Т. ЩИПКОВА: Да, конечно, разграничиваю. Есть учитель с большой буквы, учитель-педагог, а есть просто, как мы говорим, урокодатель.
А. МАКСИМОВ: Сейчас очень много говориться о том, что молодежь сейчас не на чем воспитывать. Нас воспитывали на коммунистических примерах, на пионерах-героях. На чем сегодня воспитывается молодежь? Или она воспитывается сама по себе?
Т. ЩИПКОВА: Я думаю, что уроки русского языка, литературы, культуры не отменены. И то, что выведены из сферы образования коммунистические термины, все равно то богатство духовной культуры, которой всегда была сильна Россия, она осталась.
А. МАКСИМОВ: Они книжки читают?
Т. ЩИПКОВА: Читают. Конечно, читают гораздо меньше, чем в наше время. Сейчас есть другие средства информации - Интернет и видео. Конечно, сейчас и литература, и история преподается в другом ключе. Но я не думаю, что сейчас этот метод учит злу, насилию.
А. МАКСИМОВ: И по-прежнему возникают беседу про Безухова, других героев?
Т. ЩИПКОВА: Конечно.
А. МАКСИМОВ: И дети готовы к такому разговору?
Т. ЩИПКОВА: Да.
Звонок (учитель этой школы Татьяна Архипова): Татьяна Юрьевна сумела воплотить в жизнь идею служения людям. И тем самым она обретает настоящее счастье, и помогает обрести и нам. Ведь величайшая мудрость на свете - это любовь и забота. Спасибо Вам за Вашу любовь, за Вашу заботу, которую Вы дарите нам, нашей школе, учителям и ученикам. Вы настоящее солнышко наше и свет.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 02.09.02
- 00.25
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||