Среди нравственных наставлений, рассыпанных в текстах богослужений и
поучениях учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О
том, что пост требует языка обуздания, с ближними примирения, сердца
сокрушения, творения добрых дел усердного и проч. То есть проводится
совершенно справедливая мысль о необходимости вывести пост далеко за
рамки диеты и превратить его в школу творения добродетелей. Об этом
говорил Исайя (раздроби алчущим хлеб, введи в дом путника, разорви
долговую расписку своего должника). Об этом гремели святые уста
Златоуста. «Хочешь поститься угодным Богу постом – вместе с чревом
сдержи язык, раздай милостыню, среди ночи встань на молитву». Об этом
говорила подготовительная неделя мытаря и фарисея – не гордись! Об этом
говорил чин прощения – примирись! Но возникает вопрос: разве смиряться,
творить милостыню, мирно жить с ближними, воздерживать язык и ходить в
страхе Божием мы должны только в дни поста? Не есть ли это всегдашняя
обязанность? Не ставим ли мы несколько зауженные временные рамки для
усилий жить свято? По всей видимости – нет. Но что же тогда мы говорим о
святой и покаянной жизни так много в дни Четыредесятницы, и так
сравнительно мало в прочие дни?
Может для кого-то это и ложный вопрос, не требующий особого разбора.
Может не ложный, но лишний и надуманный. Но для кого-то иначе. Для этих
вторых и скажем нечто. Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны
всегда, во вся дни. Но получается это у большинства плохо. Даже у тех,
кто сильно стремится к такому подобию Авраамового хождения пред Богом,
плохо получается. Не говоря об основной массе. И вот в дни поста нам
всем предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык,
подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и так
далее. Это нам представляется таким образом возможность привыкнуть к
добродетели и превратить ее в навык. Навык же необходим всем, чтобы
потом, за пределами поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в
посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил
сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без
труда. Итак, не только для времени поста наши упражнения. Они для
приобретения навыка, а сам навык – на всю жизнь.
Подобным образом Израиль, выйдя из Египта, получил Закон. Для того
Израиль и ходил по местам безводным и страшным так долго, чтобы
приучиться к новому для себя Закону. А потом, уже неразлучно
соединившись с полученным от Бога учением, вселиться в землю, текущую
молоком и медом. То есть: прилепись к Богу, соединись мыслью и сердцем с
заповедями новой для тебя нравственности, и потом наследуй
приготовленное для тебя и Богом обещанное.
Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка в
добродетели. А сам навык необходим категорически для получения
наследства, для обладания иной реальностью, которая ожидает верующего
человека. Не научишься ходить перед Богом всю жизнь и посвящать ему
внутри сердца все начинания свои – под большим вопросом твое участие в
будущем блаженстве. А научиться ходить перед Богом за раз, за день, за
неделю невозможно. И вступить в обучение лучше всего постом. В это время
многие из самых ленивых, и те преклоняют колени перед Распятием,
ограничиваются в пище, исповедуются в грехах. Сам воздух в дни поста
становится чище, вслед за очищением мыслей тех, кто этим воздухом дышит.
И значит, совершаемое многими делается легким для многих.
Но нужно сразу сказать себе: то, чему я буду посвящать время поста,
нужно будет мне и за пределами поста. Я учусь и привыкаю к духовному
труду, чтобы не на пост только, а на всю жизнь стать учеником
безгрешного Иисуса. И особенно осторожным придется быть в дни окончания
поста, когда привычно теряется за считанные дни и часы то, что копили
более месяца. Пусть еще рано об этом. Пусть еще постное шествие по
пустыни только началось. Все равно нужно знать: наша общая обязанность –
всегда жить свято. Жить согласно заповеди «Святы будьте, ибо Я Свят,
Господь Бог ваш». А вот учиться исполнению этого всеобъемлющего
повеления, привыкать к памяти о нем самое время сейчас.
Так, я думаю, снимается кажущееся противоречие между обязанностью
всегда жить свято, и нарочитым, усиленным призывом к праведности в дни
пения Постной Триоди. Ну, а кому и так все ясно, то простите меня. Эти
краткие строчки не для вас писались.
Андрей Ткачев.
Что тут можно сказать? А лучше и не скажешь. Кто-то воспринимает пост как диету, кто-то пытается сделать себя лучше, а кто-то вообще не постится... Во всяком случае могу сказать, что осталось не так много времени до конца поста и у нас еще есть время вспомнить о родителях, вспомнить о ближних, о тех кто нуждается в нас, сделать благое дело, подать милостыню
или накормить нищего, можно перечислить деньги в благотворительный фонд. (Я рекомендую помочь фонду Старость в радость, который заботиться о бабушках и дедушках, которые доживают свои годы в заброшенных домах престарелых и не имеют элементарных средств гигиены) http://www.starikam.org/
А можно перестать обижаться, взять жизнь в свои руки и самому творить добро в семье, на улице, на работе, в транспорте
и много еще где.