Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тихая мудрость клоуна.


Сделано с любовью…

 

Тихая мудрость клоуна.

В сегодняшнем выпуске рассылки я хочу рассказать о   замечательном человеке, первоклассном актёре, необыкновенной тонкой душевности человекеГеоргии Вицине.

С детства он был очень застенчивым человеком, поэтому в школе всегда прятался за спинами других учеников от строго взгляда учителя. Это дело в конце концов ему надоело и он решил стать другим человеком. Для этого он выбрал радикальное средство и устроился в школьный театральный кружок. В нём он стал делать  успехи, брался за самые смелые роли, ведь именно так можно стать смелым человеком.

 

Дальше я хочу опубликовать выдержки из статьи Ивана Карасёва, напечатанной в аргументах и фактах, и некоторых других статей из интернета.

 

СВОЙ психофизический актерский аппарат Вицин всегда держал в отменной форме. Перед съемками того же «Запасного игрока» целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка Вицин так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
В комедии «Она вас любит» по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой «поклонницы Клавы», в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».
Но одно дело в 37 сыграть 25-летнего, и совсем другое — обмануть зрителя аж на 20 с лишним годков, да без всякой новомодной компьютерной графики. Случилось это на картине «Женитьба Бальзаминова». Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Гоша Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то тогда не сложилось, и сценарий был отложен в очень долгий ящик. Через 10 лет появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль… опять Вицину. А было Георгию Михайловичу тогда ни много ни мало, а без двух лет полтинник. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п.

 

Одной из первых главных ролей, на которую пробовался Вицин, был Овод в одноименном фильме. Но судьба увела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. В студийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма «Запасной игрок». На роль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37! «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять ее подарков.

 

В отличие от большинства собратьев по цеху, искренне полагавших, что «место актера в буфете», Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Не курил. Лет в восемь затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. Как-то в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить!
Но самое главное — ЙОГА. В те времена, когда у нас никто толком и не знал, что это такое, Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко.

 

В Театре киноактера актёр шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.
Животных действительно любил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда ОН выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».

 

Голуби знали его в лицо.
«Утром просыпаешься, еще глазки не открыл и говоришь себе: я спокоен, весел, счастлив», - советовал всем мудрый и талантливый Георгий Вицин.
Когда Георгий Михайлович заболел, многие газеты писали, что народный артист СССР умирает в нищете. На самом деле Вицин в деньгах особо не нуждался, он получал приличную пенсию, принимал участие в концертах. Молодым актерам давал взаймы, хотя те не всегда возвращали. Коллеги по театру никогда не видели, чтобы он ругался или конфликтовал из-за гонорара за концерт, как это делают многие актеры. Он выбрал имидж бессребреника, жил в очень средненьком доме типа хрущевки очень скромно - по булгаковскому принципу «никогда никого ни о чем не проси». И тратил деньги, не жалея, - на хорошую колбасу для бродячих собак.
Вицин любил животных до слез. Даже тараканов не уничтожал (примите сочувствие соседи актера). Его знакомые вспоминают, что у него была лучшая голубятня в Москве. И каждая голубка на Арбате, где жил актер, знала Вицина в лицо. Стоило ему выйти из подъезда, вокруг, как облако, появлялась стая птиц. Был случай, когда Георгий Михайлович в течение нескольких лет выхаживал божью коровку и даже зимой добывал для нее тлю.

 

В Ермоловском театре, где когда-то служил актер, его запросто звали Гоша, невзирая на возраст и звания. У него было много знакомых, но дружил он аккуратно. Несмотря на блестящее чувство юмора и легкость в общении, он был закрытый человек. На гастролях держался в стороне от шумных компаний, избегал застолий. В свободное время надевал темные очки, надвигал на нос кепку, чтобы не узнали, и отправлялся в книжные магазины. Он был очень начитан и сам пробовал писать. В концертных программах он читал Зощенко. Эти номера имели большой успех. Но мало кто догадывался, что Вицин сам переписывал тексты, сохраняя стилистику Зощенко, менял то, что у писателя устарело.

 

По воспоминаниям коллег, в театре он играл любые роли (при том, что учеба в театральных вузах шла не гладко, из «Щепки» Вицина исключили «за легкомысленное отношение к учебе»). Суставы у него были словно на шарнирах, как у Чарли Чаплина. Он был музыкален, с репертуаром не было проблем, при том, что никогда не просил у режиссеров роли.

Вицин внимательно относился к питанию. Считал, что в орехах - секрет долголетия. «Я съем несколько орешков - и уже сыт, а сколько в них пользы», - говорил он и всегда носил с собой кулечек с орешками.
На съемках фильма «Женитьба Бальзаминова», где с ним снимались десять популярных актрис: Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Надежда Румянцева и др., шутницы налили Вицину коньяка. Георгий Михайлович махом опрокинул рюмку... Прополоскал коньяком рот и выплюнул. «Жора, ну что ты за мужик - не пьешь, не куришь, - в сердцах вскинулась Нонна Викторовна. - Ты - труп». «Нет, я не труп, я - йог», - подхихикнул актер.
Коллеги рассказывают, что на гастролях Вицин каждое утро набирал в рот холодной воды и пропускал ее через нос. Это было закаливание по системе йогов, и после выполнял комплекс дыхательных упражнений. Вроде бы благодаря йоге актер редко болел. Но незадолго до смерти, когда Вицину стало плохо прямо на сцене и его на «Скорой» увезли в больницу, это увлечение йогой дало обратный эффект. Врачи стали пичкать его лекарствами, которые он много лет не принимал, и организм такого удара не выдержал...

 

Вот таким он был, серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор (оба увлечения — с юности), йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека».

 

Не каждый человек может прожить такую жизнь, нас одолевают различные желания, жажда лёгкой наживы, жадность, трусость, лень, болтливость, желания славы и всеобщего признания, что сейчас широко тиражируется в СМИ. Но разве в этом заключено счастье? Георгий Вицин нам показал собственным примером, что это не главное, и жизнь можно прожить счастливо, но совсем по другому. Ведь в жизни есть гораздо более высокие ценности, которые скрываются в обычных, простых вещах...

 

Алексей Белов.

 


В избранное