Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Казачество: отборные новости

  Все выпуски  

Донские казаки выступили за реабилитацию пособника нацистов //


Донские казаки выступили за реабилитацию пособника нацистов [lenta.ru]
Атаман донских казаков, депутат Государственной Дума от "Единой России" Виктор Водолацкий 17 января подписал указ о создании рабочей группы по реабилитации Петра Краснова, казненного за сотрудничество с гитлеровцами и преступления в ходе гражданской войны, сообщает "РИА Новости".
Один из членов рабочей группы по реабилитации Краснова казачий полковник Владимир Воронин заявил, что Краснова нельзя считать предателем родины, поскольку атаман не был гражданином ни России, ни Советского Союза. Конкретные меры по реабилитации Краснова совет атаманов рассмотрит 24 января в Новочеркасске.
17 января исполнился 61 год со дня казни Петра Краснова. Как в ходе гражданской войны, так и во время Великой Отечественной войны Краснов боролся за отделение казачьих областей от России. В 1939-1945 году он помогал нацистам формировать казачьи части из белогвардейцев и изменников, выступал за создание автономного казацкого государства под протекторатом Германии.
Внучатый племянник Петра Краснова Мигель Краснов был осужден Верховным судом Чили за пособничество диктатору Аугусто Пиночету. В 2006 году группа донских казаков под руководством Водолацкого пыталась добиться освобождения Краснова-младшего.
21.01.2008 08:50:00 GMT

Казаки приступили к патрулированию улиц Краснодара [ЮГА.ру]
В Краснодаре в минувшие выходные, 19-20 января, казаки Карасунского районного казачьего общества вместе с милиционерами вышли на патрулирование улиц округа.
"Пока их двадцать, но со временем станет больше — к карасунцам присоединятся казаки из других округов кубанской столицы", — отметили в пресс-службе.
Опыт такого патрулирования у казаков уже есть: несколько лет они вместе с милицией охраняют правопорядок в краевом центре во время проведения массовых мероприятий. "Теперь каждые выходные казаки, милиционеры и инспектора по делам несовершеннолетних контролируют ситуацию в местах, где любит собираться молодежь — в парках и свекрах, возле ночных клубов города", — пояснили в пресс-службе.
Задача дружинников — предотвращать опасные ситуации. В ближайшее время у патрульных появится новая форма, пока же казаки охраняют порядок в праздничной.
21.01.2008 11:15:00 GMT

Лорд Байрон, казак -разбойник [Радио Свобода]
Я прочитал биографию Байрона - книгу Фионы Маккарти «Байрон: жизнь и легенда», основательную, в семьсот научного достоинства страниц книгу, выпущенную солидным издательством Farrar, Straus and Giroux сравнительно недавно, в 2002 году. Много интересного узнаешь из этой книги, но еще интереснее то, что в общем и главном она не меняет расхожего представления о Байроне, сложившегося у людей более или менее начитанных, причем не вчера сложившегося, а чуть ли еще не при жизни самого Байрона. Он тут такой, каким был всегда и, видимо, останется навсегда. Культ Байрона сложился еще при его жизни - и примерно в то же время, когда сложился культ Наполеона. Вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина «К морю», в котором воспеты оба - как два имени, возникающие вместе на фоне свободной стихии. «Он был, о море, твой певец» - и тут надо расширить само понятие моря: это все-таки метафора, а не просто место действия поэм Байрона, всех этих «Корсаров» и «Гяуров». Неуправляемая стихия, рушащая все установления житейской мудрости и общественного порядка, - вот тема стихов и жизни Байрона. Байрон создавал чеканные поэтические строфы, но они были печатью Аполлона на бурной стихии Диониса. И не случайно Байрон был любимым поэтом автора «Происхождения трагедии», в которой были открыты эти два начала бытия и культуры.
Известно, что Байрона не любили в самой Англии. Успех стихов был чрезвычайным, но и реакция последовала столь же острая, когда развернулась чисто байроническая драма личной жизни Байрона. Много лет спустя, уже в двадцатом веке эта глубокая нелюбовь к Байрону, недоверие к нему, отталкивание от него еще раз формулировал Бертран Рассел:
Аристократическая философия бунтарства, развиваясь и изменяясь по мере того как она достигает зрелости, вдохновляет много революционных движений, начиная с карбонариев после падения Наполеона до переворота Гитлера в 1933 году. И на каждой стадии она вдохновляла соответствующий образ мыслей и чувств среди мыслителей и людей искусства.
Английскому философу уже мало привычных ассоциаций с Наполеоном, он выводит из Байрона аж Гитлера. В той же «Истории западной философии», откуда взяты процитированные слова, Рассел связывает Байрона с мировым движением романтизма:
Бунт индивидуальных инстинктов против социальных уз является ключом к пониманию философии, политики и чувств романтизма... Поскольку страстные любовники рассматриваются как люди, которые восстали против социальных оков, ими восхищаются... Не только страстная любовь, но любые дружеские отношения к другим возможны при таком образе чувств лишь в той мере, в какой другие могут рассматриваться как проекция собственного «я». Это вполне осуществимо, если другие являются кровными родственниками и чем более близкими, тем легче это осуществляется. Следовательно, здесь имеет место подчеркивание рода, ведущее, как в случае Птоломея, к эндогамии. Мы знаем, как все это любил Байрон. Вагнер говорит о подобном чувстве в любви Зигмунда и Зиглинды. Ницше, хотя и не в скандальном смысле, предпочитал свою сестру всем другим женщинам... Принцип национальности поборником которого был Байрон, является распространением той же самой философии. Нация рассматривается как род, происходящий от общих предков и обладающий некоторым типом кровного сознания.
Понятно, что тут имеет в виду Рассел: скандальную связь Байрона с его сводной сестрой, дочерью его отца от первого брака Августой Ли. Но выводить из такого эксцентрического опыта идеологию эксклюзивного национализма, вдохновлявшую, как считается, германский фашизм, - это, пожалуй, слишком просто. Это скорей впору Фрейду, а не сухому рационалисту Расселу. Да и у Фрейда элементарные инстинкты, сублимируясь и в этой сублимации создавая культурные продукты, уже не могут быть поставлены в такую прямую связь с явлениями историко-политического характера. В таких заявлениях Рассела чувствуется та самая нелюбовь к Байрону и, скажем прямо, несправедливая его оценка, которая сложилась в Англии за много лет до Рассела. Английское общество все еще не может прийти в себя после Байрона, его, так сказать, неджентльменского поведения. Ибо джентльмен, как известно, прежде всего - человек сдержанный и не любящий выносить свои личные неурядицы на обсуждение света. И противопоставление английской демократии аристократическому бунтарству тут дело десятое, - здесь не идеологические предпочтения у англичан сказываются, а веками сложившийся в их культурной истории психологический облик нации.
В извинение Байрону - если, конечно, поэт такого ранга нуждается в извинениях - можно сказать, что обстоятельства его жизни были слишком уж травмирующими для того, чтобы без затруднений войти в привычную для английского аристократа культурно-бытовую форму. Всем известны его первоначальные обстоятельства: как он неожиданно попал в высшую касту, как он страдал от неумной, вздорной, вульгарной и толстой матери, как мешала ему родовая травма, сделавшая его хромым, как товарищи в Харроу (Harrow School) издевались и над его хромотой, и над его матерью. Менее известно, не вошло в расхожий биографический канон другое: его глубокая сексуальная травмированность, идущая, как и полагается, из очень раннего детства: он был сексуально растлен собственной нянькой - той самой Мэй Грэй, которую еще Пушкин считал чем-то вроде байроновской Арины Родионовны (и даже именовал неправильно - Мэри). Мало того, что она подвергала ребенка сексуальной эксплуатации - она еще била Байрона, была с ним жестока. Отсюда главное скрытое качество Байрона - он боялся женщин, за позой светского денди и красавца, пожирателя женских сердец, скрывалась робость и нелюбовь к женщинам. Проникновенно об этом сказала Жорж Санд в письме Флоберу: «Я не верю, чтобы Дон Жуаны могли быть одновременно и Байронами. Дон Жуан не создавал поэм, а Байрон, говорят, был не силен в любви».
В одном смысле книга Фионы Маккарти открывает русскому читателю совершенно ему незнакомый материк. Автор «Дон Жуана» был гомосексуалист; в строго техническом смысле - бисексуален, но подлинные его влечения не к женщинам влекли. Один из самых скандальных романов Байрона - с леди Каролиной Лэм - обладал явными гомосексуальными обертонами: он любил переодевать ее в мальчика-пажа, сохранился ее портрет в этом одеянии. Женщинам Байрон, так сказать, уступал и в то же время как бы издевался над ними самим фактом связи, делал из этих связей муку для женщин. Тип, знакомый русским если не по самому Лермонтову (о женщинах которого мы в сущности ничего не знаем), то по его Печорину. Байронический генезис стихов и образов Лермонтова несомненен, так же как и влияние Байрона на молодого Пушкина; но с Пушкина это скатилось, как с гуся вода, а Лермонтов до конца остался в байроническом имидже, и тем более ясной делается его глубинно-психологическая, то есть сексуальная однотипность Байрону. Эту тему подхватил Достоевский, Ставрогин которого «в злобе сделал прогресс даже против Лермонтова». Ставрогина нельзя не вспоминать, читая о Байроне.
Гомосексуализм был всегда, но в разные времена к нему по-разному относились. В байроновской Англии гомосексуалисты были париями; доказанный факт содомии наказывался смертной казнью. А у Байрона с годов его учения постоянно были гомосексуальные партнеры (самый любимый - певчий кэмбриджского церковного хора Джон Эдлтон). И противостояние Байрону английскому обществу шло из самых глубин - из неуправляемых бездн сексуальности.
Фиона МакКарти пишет:
Англия наложила ярлык дегенеративности на инстинкты, которые Байрон ощущал как естественные. Ощущение разрыва с принятыми сексуальными нравами усилило в нем тенденцию к всегдашней оппозиции. Письма этого периода дают картину возрастающего недовольства, изоляции, отчужденности от Англии, в которой будущее означает для него подавление его личных склонностей. У него начинает возникать чувство непринадлежности к какой-либо стране.
To seek abroad the love denied at home - искать на чужбине любовь, которой обделен на родине. Отсюда все мотивы его поэзии:
Уже в стихах 1807 года начинает складываться умонастроение будущего Чайлда Гарольда - одиночество бросившего миру вызов героя среди картин дикой природы, появляется культ индивидуальной тоски и отчужденности как основной мотив романтизма девятнадцатого века.
Конечно, не Байрон был первым романтическим поэтом. В самой Англии выделяют поэтов первой романтической волны: Уордсворт, Колридж, Саути - так называемая Озерная школа. Но Байрон очень резко противопоставлял им себя - говорил, что их озера пора сменить океаном. Он и был таким океаном.
Основатель французского романтизма Шатобриан в своих «Замогильных записках», всячески приветствуя Байрона, выражает в то же время сдержанное недовольство тем обстоятельством, что певец «Чайлда Гарольда» нигде не отметил, что эта поэма была создана под влиянием его, Шатобрианова, «Рене»,- это Шатобриан дал литературную жизнь разочарованному миром бунтарю, породил романтического героя, каким он вошел в мировой литературный канон. Конечно, можно было бы указать на приоритет Гете, но его Вертер - в сущности смирный молодой человек, и его увлечения оссиановскими бурями - чисто литературного свойства. А Рене у Шатобриана - герой именно позднейшего байронического склада, его жизнь отравляет воспоминание о грехах молодости самого кромешного свойства: тот же самый инцест.
Каков смысл этого мотива в жизни и поэзии Байрона? Тут нам надо обратиться к экстремальной эстетке, певице сексуальных масок Камилле Палья.
Мотив трибализма у Байрона отнюдь не опровергается Камиллой Палья, но главное для нее - не столько принадлежность к единому роду, сколько динамичность либидо, способность переступать границы:
Байрон разделяет десадовский подход к сексу и душе: проведи границу, и я переступлю ее. В отличие от Блэйка и Уордсворта, Байрон укрепляет границы личности. В инцесте либидо движется и в глубину, и вовне и как змея, кусающая себя за хвост, вертится по кругу регрессии и династической эксклюзивности.
Переступление - преступление - границ - основное у Байрона. Вспомним Цветаеву: «Не способен преступить - не поэт». Поэт в варианте Байрона - демоническая личность, чуть ли не сам Сатана: Каин и Манфред - среди любимых героев Байрона. Но главное у него - движение, и не ввысь, а по горизонтали. Палья пишет, что Байрон - не Нуреев, взлетающий в воздух, а Фред Астэр, любимый танцор Барышникова, который стремительно движется по горизонтали, пожирая пространство. Образная реинкарнация Байрона в современной культуре - рок-музыка, включенная на полную мощность в автомобиле, мчащемся по бесконечным американским просторам. И создается впечатление, что Байрон убегает от кого-то. Палья знает, от кого: от женщин в их материнской ипостаси. Известно, что Байрон не мог видеть женщин за едой, жующих женщин. Когда его жена забеременела, он перестал обедать с ней за одним столом. Палья приводит слова Бернарда Блэкстона:
Мы знаем, как Байрон не любил смотреть на свою обедающую жену, он и сам постоянно боролся со своей склонностью к полноте, испытывал ужас перед обжорством, вспоминая тучность своей нелюбимой матери. И должно быть в такие моменты он представлял себя неким гомункулом, попавшим в пасть непрерывно жующей женщины, даже и собственной жены.
Байрон, говорит Палья, убегал от хтонической - первозданной, почвенной Матери, матери-земли, поглощающей собственных отродий, и с ней он готов был отождествлять всех женщин. Фиона МакКарти пишет, что он едва не упал в обморок в музее при виде картин Рубенса, с его корпулентными моделями. Ужас поглощения бездной, некая космическая клаустрофобия - основная тема Байронова подсознания в трактовке Камиллы Палья. И поэтому любимая стихия Байрона - вода. Это была среда, в которой он мог преодолеть свою хромоту и двигаться с максимально возможной для него скоростью. Байрон был замечательный пловец; известно, что однажды он переплыл Гелеспонт.
Он научился плавать в Абердине, в местной реке под названием Дон.
21.01.2008 14:26:00 GMT

Патриот Казакии [lenta.ru]
Известие о том, что донские казаки выступили с инициативой реабилитации Петра Краснова, повешенного за предательство родины в 1947 году, вызвало бурную и неоднозначную реакцию блогеров. Одни напоминают, что международный трибунал в Нюрнберге признал казаков-красновцев вооруженным формированием, совершавшим преступления против человечности. Другие одобряют действия активистов "прорусского казачества".
Особенно активно обсуждается тот факт, что указ о создании рабочей группы по реабилитации Краснова подписал атаман донских казаков Виктор Водолацкий, который был избран в Государственную Думу пятого созыва по федеральному списку партии "Единая Россия". Вопрос о возможности реабилитации человека, сотрудничавшего как с кайзером Вильгельмом во время Первой мировой войны, так и с нацистами во время Второй мировой, рассматривается в контексте политики "партии власти". Многие блогеры с интересом ожидают реакции руководства "Единой России" на инициативу Водолацкого. Напомним все же, что указ о создании рабочей группы Водолацкий подписал в качестве атамана Всевеликого Войска Донского, а не депутата парламента.
Пока никакой реакции не поступало, попробуем ответить на несколько вопросов. Кто такой Виктор Водолацкий? Чем он руководствуется, выдвигая такое предложение? И кем все же был Петр Краснов - предателем России или ее патриотом?
Краснов родился в 1869 году в Петербурге. Его отец Николай Иванович Краснов был генералом Войска Донского и ученым-историком. Петр Николаевич продолжил военную династию. В 1887 году он окончил Александровский кадетский корпус, в 1889-м - 1-е Павловское военное училище. За боевые отличия в сражениях русско-японской войны получил три ордена (в том числе орден Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость" и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом), а во время русско-германской войны был награжден Орденом Святого Георгия 4-й степени.
Революцию 1917 года Краснов встретил в возрасте 48 лет. Его отношение к событиям в России было сформировано жизненным опытом и вполне сложившимися взглядами. "Я переживал ужасную драму. Смерть казалась желанной. Ведь рухнуло все, чему молился, во что верил и что любил с самой колыбели в течение пятидесяти лет - погибла армия", - писал он в мемуарах.
Он действительно никогда не присягал большевикам, поэтому считал своим долгом бороться с их властью. Он получал боеприпасы и оружие от немецкого командования (на тот момент Украина и часть Донской области были оккупированы немецкими войсками), снабжал ими Добровольческую армию генерала Деникина. Краснов надеялся на отделение казачьих областей от России. Широко известны его высказывания о том, что "путь спасения Дона лежит в окончательном его отделении от матушки-России". В 1919 году после нескольких поражений и конфликта с командованием Добровольческой армии Краснов уехал в Германию.
Власть Гитлера пришлась по нраву русскому казаку: в романе "Ложь" он описывал гитлеровскую Германию как миролюбивую и процветающую страну. В 1944 году Краснов возглавил Главное управление казачьих войск Дона, Кубани и Терека, созданное с разрешения немецкого командования. В телеграммах, которые Петр Краснов отправлял в Германию, он обращался к Гитлеру "наш Вождь" и желал ему многих лет жизни. В то же время, никаких официальных чинов и наград от вермахта или СС у Краснова не было.
В 1945 году Краснов был передан англичанами советскому командованию. 16 января 1947 года состоялось закрытое судебное заседание по делу пленных казаков. Петр Краснов был приговорен к смертной казни через повешение. В ночь на 17 января приговор привели в исполнение. Вместе с 77-летним Петром Красновым был казнен его троюродный брат Семен Краснов.
В вышедшем на экраны в 2006 году телесериале "Тихий Дон" роль Петра Краснова сыграл Сергей Бондарчук.
Образ Краснова был бы однобоким без упоминания о его литературной деятельности. Книги Петра Николаевича Краснова, описывающие, в основном, жизнь и быт казачества, переведены на 17 языков. Среди них роман "От двуглавого орла к красному знамени", охватывающий период с 1894 по 1921 год, "Любовь абиссинки", "Душа армии", "Картины былого Тихого Дона" и множество других, как художественных, так и исторических. Критики называли Краснова "русским Киплингом". В предисловии к книге Краснова "Душа армии" профессор Головин рассказывает о том, что Краснов ввел в программу преподавания Новочеркасского военного училища курс военной психологии, и сам приезжал читать лекции по этой дисциплине.
Инициатива Водолацкого - уже не первая попытка реабилитации Краснова. В 1997 году заявление с просьбой реабилитировать его подавал известный историк казачества Владимир Новиков. Верховный суд ответил отказом, при этом Новикову было направлено официальное письмо с объяснением мотивов решения.
Многие представители Донского казачества по сей день считают Петра Краснова патриотом и героем, ведь одним из его лозунгов было создание независимой Казакии под патронажем Германии.
Инициатор создания рабочей группы по реабилитации Краснова Виктор Водолацкий до избрания депутатом Госдумы занимал должности заместителя губернатора Ростовской области, заместителя мэра Азова, а также руководил представительством администрации Ростовской области при правительстве РФ.
В многочисленных интервью различным средствам массовой информации Водолацкий неоднократно позволял себе резкие высказывания в адрес переселенцев из других регионов России. Еще в 2002 году в интервью "Независимой газете" Водолацкий так охарактеризовал ситуацию в Ростовской области: "Здесь в последние годы дагестанцы и чеченцы буквально затерроризировали население. Они насилуют русских девушек, зверски избивают и калечат парней, совершают убийства."
В 2005 году Водолацкий заявлял информационному агентству "Русская линия", что власти должны закрепить законом ограничение: переселенцы должны составлять не более двух процентов населения города. Между тем, в статье 27 Конституции РФ говорится о том, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства."
Петр Краснов когда-то обвинял во всех бедах России, в том числе, как ни странно, и в войне с гитлеровской Германией, "большевиков и жидов". Безусловно, им руководила любовь к казачеству. Водолацкий тоже по-своему печется о современных жителях Ростовской области. Вот только, согласно все той же Конституции, в России "запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".
Напомним, что совет атаманов обсудит конкретные меры по реабилитации Петра Краснова 24 января. Решение о реабилитации предстоит в конечном счете принимать Верховному суду.
Юлия Савицкая
21.01.2008 17:20:00 GMT

Волгоградцы чтят память репрессированного казачества [ИА НовостиВолгограда.ru]
24 января в волгоградском Храме Иоанна Предтечи в 10-00 пройдет панихида по погибшим казакам. Это мероприятие, приурочено к 89-й годовщине репрессий казачества.
24 января 1919 года председателем оргбюро ЦК ВКП(б) Яковом Свердловым была подписана директива, которая положила начало массовому уничтожению казаков в России. Документ призывал к "самой беспощадной борьбе со всеми верхами казачества путем поголовного истребления". В ходе репрессий было уничтожено около миллиона казаков.
За это время почти полностью было уничтожено офицерство, погибла значительная часть казачьей интеллигенции, духовенства, атаманов. Множество станиц было разрушено. Значительное количество казаков оказалось в эмиграции. Как сообщает пресс-служба городской адимнистрации, в настоящее время в России начались процессы возрождения казачества, его истории, культуры духовной нравственности, традиций, обычаев, форм и методов хозяйствования.
21.01.2008 20:14:00 GMT


В избранное