Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Казачество: отборные новости

  Все выпуски  

Дон возвращается к казачьим традициям //


Дон возвращается к казачьим традициям [Независимая газета]
Таинство крещения на Дону совершали над новорожденным в первые же недели его жизни. Глубоко верующие казаки опасались, что если младенец умрет некрещенным, то не попадет на Страшный суд. Потому, кстати, до крещения возле колыбельки младенца ставили горящую свечу - отпугивать злых духов.
Таинство крещения на Дону совершали над новорожденным в первые же недели его жизни. Глубоко верующие казаки опасались, что если младенец умрет некрещенным, то не попадет на Страшный суд. Потому, кстати, до крещения возле колыбельки младенца ставили горящую свечу - отпугивать злых духов.
Крестили детей только в храме. При обряде присутствовали крестные отец и мать, а также бабушка, принимавшая роды. В кумовья старались брать замужних женщин, у которых уже были свои дети. Нарекали ребенка только по святцам. Святой, имя которого получал ребенок, считался его небесным покровителем.
По словам историка Галины Астапенко, казаки во время крещения в чан с водой бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка. Примечали: шарик тонет - долго не проживет, плавает - к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся, то, значит, не жилец на этом свете.
Казаки - люди суеверные. Если при выходе из церкви первым встречали мужчину, это считалось к добру, женщину - ребенок будет несчастлив, а если животное - к богатству.
К новорожденным мальчикам в казачьих семьях всегда было особое отношение. Их сразу начинали величать казаками, да и крестины праздновали на широкую ногу. На них приглашались не только кумовья, родные и соседи, но и товарищи по службе, походам.
А когда прорезался первый зуб, родители возили казачонка в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы малыш рос мужественным. В подарок, "на зубок", дарили что-либо из воинского снаряжения: ружье, шашку, патроны и даже порох. В годик мальчика стригли. Первые пряди волос, срезанные крестной, хранились потом всю жизнь за иконой.
Рождение девочек так широко не праздно валось. Считалось, что главное для женщины - это крепкая семья да достаток. Когда девочка подрастала, дарили ей ленточки да платки, чтобы было чем голову прикрыть, когда в церковь идешь.
В советские времена если кто и крестил своих детей, то старался это делать в тайне даже от родственников. Сегодня традиция крещения вернулась. И многие стараются приобщить свое чадо к церкви сразу же после его рождения. Считается, что лучше всего крестить младенца на 40-й день с момента его появления на свет. Церковь объясняет это тем, что до этого времени ребенок питается молоком матери, еще не получившей церковного очищения (через 40 дней после рождения малыша матери читается молитва, позволяющая ей войти в храм и причаститься).
И если лет 20 назад приглашали батюшку на дом тайком, то теперь торжественно несут ребенка в храм. При этом многие ростовчане желают крестить ребенка в Спасо-Преображенской церкви, что в хуторе Обуховка в устье Дона (15 км от Ростова). Это единственный приход на Дону, который не закрывался никогда. Храм был торжественно освящен в 1866 году и до революции считался одним из богатейших. Прихожане жертвовали в благодарность Господу драгоценные украшения, кольца, кресты, на их средства делались золотые и серебряные оклады на иконы тех святых, которые помогли им. Эти намоленные иконы до сих пор есть в церкви. Рассказывают, что в 1918 году, когда большевики хотели снести храм, прихожане со всей округи с вилами и топорами держали осаду не один день.
Расценки на крещение в Спасо-Преображенской церкви, как, пожалуй, и во всех других храмах, - 300 рублей, если вы желаете крестить своего ребенка с другими детьми, и вдвое больше, если хотите, чтобы он был только один. А после крещения, на радостях родители стараются отблагодарить священника. Но это уже, как говорится, ваше личное дело.
Зовут в кумовья очень близких людей. В последнее время молодые родители стали брать в крестные тех, кто был у них на свадьбе дружком и дружкой. Но ни в коем случае не супругов.
Крестик и свечи приоб ретаются в церкви непосредственно перед таинством. А вот рубашку или ткань, в которую младенца заворачивают после купели, дарит крестная мать. Покупку крестика и расходы по совершению таинства берет на себя крестный отец.
Перед крещением батюшка, как правило, проводит собеседование, спрашивает у будущих кумовьев: верующие ли они и понимают, какую ответственность за судьбу ребенка берут на себя?
И хотя перед крещением матери ребенка желательно исповедаться и причаститься, а крестным выдержать трехдневный пост, далеко не все это делают. И прежде всего по незнанию.
Впрочем, как утверждает прихожанка Спасо-Преображенской церкви Зинаида, хорошо уже то, что молодежь потянулась к церкви, а знания придут со временем: "Бог это простит".
Ростов-на-Дону
01.10.2007 08:21:00 GMT

Музей истории и культуры терского казачества открыли в дагестанском городе Кизляре [РИА "Дагестан"]
Накануне празднования Дня города, 28 сентября, в Кизляре состоялось официальное открытие музея истории и культуры терского казачества. Инициаторами этого благого дела были казаки, проживающие на Кизлярщине. Они не раз обращались к властям города с просьбой предоставить помещение под музей.
Открытие третьего в городе музея проходило в достаточно скромной атмосфере. "Главное, что важное событие в жизни терского казачества, наконец - то, состоялось. Казаки очень трепетно относятся к своей истории и традициям, многие из которых сохранились по сей день", - поделилась директор музея ...
Экспонаты для музея собирали в течение пяти лет, что называется всем миром. К большой кропотливой работе подключились жители города и района, краеведы, школьники и учителя. Год назад, по словам директора музея, прошла первая выставка, где каждая школа представила свои экспонаты.
"Музей казачества открылся своевременно. По сути, молодежь ничего не знает о казаках, как об этносе, проживающем на Кизлярщине с 16 века. С этого года в городских школах учителя планируют проводить факультативы по истории зарождения казачества здесь. Не следует забывать, что кизлярщина - это казачий край", - считает ...
На сегодня музей содержит более 500 экспонатов. Среди наиболее ценных директор музея назвала древние книги "Житие святых", три иконы, орден "Святого Георгия Победоносца", датируемый 1796 годом, боевые сабли и самовары. Кроме этих ценностей в зале обустроен угол казачьей горницы и подворье с домашней птицей и другой живностью.
Практически все экспонаты, включая церковную, нарядную и повседневную одежду, предметы утвари, картины ручной работы, можно рассматривать только через стекло.
Сотрудники музея подчеркнули, что с первых дней открытия в музее побывало свыше 100 посетителей, среди которых много казаков. По словам директора, именно они проявляют большой интерес к экспонатам и обещают помочь собрать еще достаточно много ценных вещей из быта казаков.
По историческим сведениям, предками казаков являлись славяне, жившие между реками Дон и Волга. Сведения о гребенских казаках стали появляться в исторических рукописях, начиная с 16 века. Они жили в горной местности и постепенно начали переселяться на равнину, левый берег Терека.
Так появлялись первые казачьи перевозы, которые затем разрастались до станиц. Одним из таких перевозов был и город Кизляр. Лишь в 1735 году был основан город. Что интересно, практически все гребенские казаки были беглыми крестьянами. Они бежали сюда от крепостного права.
Со временем казаки многое переняли от кавказцев, своих соседей. Сегодня, фактически невозможно представить северный регион Дагестана без казаков, живущих в мире и согласии со всеми народами Дагестана, поскольку они считают себя частью этого горного края, частью многонационального народа.
01.10.2007 15:29:00 GMT


В избранное