Записки предпринимателя - как решать управленческие задачи
Получил вопрос от читателя: как вы решаете сложные, многоуровневые, запутанные задачи? Отвечу кратко, потому что каждый шаг из описанной процедуры достоин если не книги то уж точно отдельного поста.
Шаг 1. Анализ проблемы.
Для начала надо собрать на одном листе бумаги (или экране компьютера) всю информацию, имеющую отношение к проблеме (см. принцип 2). Я использую для этого карты памяти (в сети полно информации на эту тему и образцов) и технику мозгового штурма. В результате станут понятны факторы, от которых зависит достижение цели.
Шаг 2. Постановка цели.
Есть несколько способов формулировки цели, я использую формат SMART. По первым буквам цель должна быть конкретной, измеримой, согласованной, реалистичной, определенной по времени. Из нескольких вариантов цели выбираем один.
Шаг 3. Планирование.
Цель разбивается на подцели, для каждой составляется план действий. Каждое действие должно иметь результат, срок, исполнителя, контролера и измеримые показатели. Возможно составление вариантов плана в зависимости от каких либо условий – определенных событий в будущем (например, выборов или финансирования), точности прогноза (варианты оптимистический и пессимистический) и пр.
Шаг 4. Мониторинг и оценка.
С заданной периодичностью контролер измеряет показатели и сравнивает их с плановыми. Полученное расхождение получает оценку.
Шаг 5. Управленческое воздействие.
На основании оценки делаем одно из трех – меняем цель, планы или ничего не делаем. Соответственно возвращаемся на 1, 2 или 3 шага назад.
Шаги со 2 по 5 называют контуром управления. Эту технику мы часто применяем интуитивно. При правильном применении она позволяет решать управленческие задачи любой сложности в любом масштабе. Иногда из нее исключают 3 шаг с мотивировкой "будем выдавливать прыщи по мере их возникновения".
Ведущий рассылки justsoblogger, автор одноименного блога.