Записки предпринимателя. Всем раскрыть уши! Или что там у вас?
Помните рекламу Мегафона, которую сейчас часто крутят по зомбоящику? Когда в трубку гулит ребенок, тявкает собака и т. д. И слоган, смысл которого примерно такой: связь нынче дешевая, можно спокойно говорить ни о чем. У меня этот ролик почему-то вызвал невероятное презрение к целевой аудитории.
Реклама вообще интересная штука, если смотреть на нее со стороны. Ведь она иллюстрирует не только текущую структуру потребления общества, но и еще формируемые потребности.
Когда-то минута мобильной связи стоила 2 доллара, сейчас для многих абонентов она не стоит ничего. Что имеем? Кроме низких расходов на связь возможность спокойно трепаться ни о чем. То есть все больше людей попадают в некую виртуальную курилку, где можно не делать ничего полезного и просто трепаться. И размер этой курилки постоянно растет.
Почему так происходит? Наверное, потому что мы слишком хорошо живем. Уточню, что мы – это жители России, за другие страны не скажу. А как субъективно оценить уровень жизни? Да очень просто – по затратам времени на всякую ненужную фигню. Ненужную – значит не связанную с тремя основными задачами человека – получение доходов, воспитание детей и изменение мира (или себя).
С этой точки зрения 99% рекламы направлено на совершенно бесполезные вещи. Что рекламируют больше всего? Телепередачи, косметику, мобильную связь, напитки, шоппинг. Редко-редко проскочит информационная реклама какого-нибудь полезного продукта, например, бизнес-пакета сотовой связи или кредита на развитие малого бизнеса.
Это была теория, а сейчас немного практики. Что будет, если лишить среднего человека телевизора? От скуки он займется саморазвитием! У меня в семье детям строго запрещено смотреть ящик, а играть на компе можно только по большим праздникам. Разве что иногда всей семьей какой-нибудь фильм или познавательные передачи типа Дискавери или Галилео. В результате дети много читают и бывают на свежем воздухе. Сами записались в кружки умелых рук и робототехники. Учатся (тьфу-тьфу) без троек.
Пост получился в стиле “они все такие, а я не такой”. Хотя, наверное, “не таких” не бывает. Все мы зависим от рекламы и массово внедряемых ценностей типа потреблятства. Другой вопрос, что для умников, которые понимают опасность телевизора, есть другие каналы влияния, например, интернет. Эх, на хитрую жопу…