Записки предпринимателя. Бизнес, карьера и предсказуемость
Еще одно полено в огонь спора о том, что лучше – заниматься своим бизнесом или делать карьеру в качестве наемного менеджера. Что является конечным результатом для предпринимателя?
Из чего он получает доходы для себя лично и для развития компании?
Из прибыли или капитализации бизнеса. Других источников нет. То есть 99% усилий предпринимателя направлены на рост прибыли или повышение его стоимости. Естественно, из этого не следует, что за правильные действия Судьба вознаграждает, а за неправильные – наказывает.
Но это относится не только к бизнесу, но и практически к любой области деятельности человека.
А что происходит в крупном бизнесе? Что будет, если подход максимизации роста бизнеса применить там? Как правило, ничего хорошего. И причина, в общем, очевидна. Внутри большой системы – корпорации – работник сам является маленькой системой. И цели большой и маленькой систем практически никогда не совпадают. Я бы даже сказал, что у большой системы и нет внятных целей, она плывет сама по себе.
Получается полная аналогия с предпринимателем в малом бизнесе. Только наемному работнику нужно повышать капитализацию или прибыль не бизнеса, а себя лично. А что такое личная капитализация?
Связи, то есть наличие людей, которые могут и готовы сделать что-то для вас лично. Не важно, делается это по дружбе или за вознаграждение.
Пиар – сложившееся о работнике мнение, не имеет значения, правильное оно или создано искусственно с помощью приемов манипуляции людьми или политики.
Отношения с ключевыми фигурами – своеобразная комбинация первых двух пунктов, которая помогает проталкивать нужные решения.
Я не включаю сюда квалификацию, потому что значимость этого фактора резко падает после уровня ведущего специалиста. Даже на уровне начальника отдела концентрация на политике даст гораздо больший эффект для карьеры, чем совершенствование в профессии.
Для иллюстрации приведу примеры решений, которые я принимал в этих двух ипостасях. Речь, конечно, пойдет о нестандартных задачах, хотя в большой компании и в текучке хватает политики.
Запуск нового проекта. В малом бизнесе все просто – посчитали, помолились, запустились. Все равно все пойдет не так, как планировали. В корпорации нужно сделать красивую презентацию проекта, не имеющую ничего общего с реальностью, выстроить отношения со всеми ключевыми фигурами и пиариться по максимуму. В малом бизнесе результат прозрачен – это финансовые показатели проекта, либо какие-нибудь побочные последствия, например, случайно вышли на новый
рынок или завели новые связи. Или просто потеряли время и деньги.
В большой компании независимо от хода проекта результат непредсказуем. Можно обвинить в неудаче враждебный клан, можно пропиариться и уйти с должности с повышением, а ответственность за проект с себя снять. В любом случае в резюме всех причастных появится строчка с названием проекта. Если проект не провальный можно получить доступ к бюджетам на новые проекты.
Независимо ни от чего результатом проекта будет изменение личного статуса его участников и противников. Вокруг этого и будет все движение.
Кадровые решения. Даже при заполнении серьезной вакансии предприниматель, если нельзя просто назначить кого-то из действующих работников, действует по шаблону – собеседование, оценка кандидатов, выбор по очевидным критериям. А в большой компании за хорошую должность немедленно начинается драка, каждый клан хочет посадить на это место своего человека. Иногда в игру вступают внешние силы, особенно, когда информация о вакансии вышла наружу. Например, звонит
чиновник и просит взять своего родственника. Бывает, что звонят несколько чиновников и нужно выбирать, кому отказать.
Наверное, отсюда и пошло желание почти всех мелких чиновников и работников крупных компаний не высовываться и по максимуму уклоняться от принятия нестандартных решений. Потому что результат непредсказуем, а счастье – это контроль!
Любопытно, что не все со мной согласны, хотя при этом искренне удивляются: почему начальником назначили не меня (крутого специалиста с опытом удачных проектов), а его (простого парня, который всегда улыбается начальству и никогда не забывает его поздравить с праздником или иным способом привлечь к себе внимание).