Записки предпринимателя. Коллективный разум против неэффективного бизнеса
Мы регулярно посещаем крупные магазины. Кто-то раз в неделю ездит в Ашан, кто-то после работы заходит в сетевой магазин возле дома или по дороге домой.
Причина, в общем, только одна – там можно купить все и сразу. А цена и качество – это уже другой вопрос. С него и начнем.
Качество в гипермаркетах в среднем нормальное, но ухо надо держать востро. Сейчас даже желтая пресса смакует стандартные методы обмана покупателей. Вот вам несколько, чтобы понимать, о чем речь.
продукты с истекшим сроком годности кладутся на край прилавка ближе к покупателю,
некоторые не смотрят упаковку и берут их
из просроченного мяса делают шашлык или куру-гриль
в картофель или лук добавляют воды для придания дополнительного веса
Теперь о формировании цены. Сама услуга – много продуктов в одном месте – стоит денег. Что это за деньги? Вот несколько основных статей наших затрат, которые включены в цены.
Воровство. Несмотря на глобальную компьютеризацию, воруют
практически все, от грузчика до менеджеров по закупкам. В результате какой-то процент потерь закладывается в себестоимость.
Маркетинговые издержки. Не секрет, что усилия маркетологов направлены исключительно на то, чтобы впарить товар потребителю. По статистике, доля спонтанных покупок в супермаркетах составляет около 70%.
Финансовые издержки. Речь идет о процентах по кредитам, которые использует розничная торговля. Эти проценты могут быть явные (например, кредит на строительство здания магазина)
или косвенные – поставщики дают товарный кредит магазину и закладывают проценты в отпускные цены.
Эксплуатационные затраты – здание, персонал, энергия и пр.
Коррупционные издержки. Магазин нужно построить и эксплуатировать. А это общение с чиновниками. Выводы очевидны, а платит за все покупатель.
Все это было вступление. Далее речь пойдет о том, как люди снижают эти издержки. Многие даже не зная таких понятий как “издержки” или
“себестоимость”. Речь идет о так называемой совместной покупке (СП). Что это такое?
На специальном сайте группируются люди, которые хотят купить одинаковый товар. Сайтов полно, в крупных городах их обычно несколько. Организатор покупки (на сленге – Орг) формирует список и собирает с участников деньги. Все делается через интернет, оформление заказа и оплата занимает пару минут.
Затем Орг едет к оптовику и покупает товар
в заказанном объеме, за что берет себе определенный процент от стоимости. Привозит товар и в определенное время выдает его в центре раздачи (ЦР). Обычно ЦР находится в центре города рядом с метро, а раздача происходит 2 раза в неделю.
Ассортимент – огромен, цены – минимум в 2-3 раза дешевле магазинных, качество – гарантировано, потому что Орг проверяет его очень внимательно, отвечать придется своими деньгами.
Распространяется
эта зараза через сарафанное радио. Моя жена подцепила ее от подруги, которая пользуется СП уже несколько лет. И количество денег, которые у нас в семье уходят на покупки через этот канал, постоянно растет. А недавно зараза пошла дальше, еще одна подруга жены зарегистрировалась на сайте СП…
А теперь обобщим. Что такое СП? Это гибрид потребительского кооператива и социальной сети. СП стала актуальной благодаря компьютеризации и низкой
эффективности нашей торговли. Такое впечатление, что коллективный разум борется с перекосами в обществе. Казалось бы, куда деваться от диктата крупного ритейла. А ведь есть куда! Будет ли СП развиваться? Отвечу примером из нашей недавней закупки.
Орг собрал 200 000 рублей, купил полный багажник красной икры, за два вечера все раздал и взял себе 20%. Магазины Екатеринбурга потеряли 200 000 выручки – наценка составит минимум 100%, а икру у оптовика все равно купят.