Записки предпринимателя. Современный управленец - стегать или подставлять спину
Помню, как наша команда пришла к власти. Почти два года корпоративных интриг, подстав и подковерной борьбы. И вот – победа! Наш лидер становится генеральным директором, я – его первым замом, люди из нашей команды занимают ключевые должности. Люди из команды бывших противников переходят на нашу сторону или увольняются. Доходы у всех резко выросли.
А мотивация пропала. Как у хороших управленцев, так и у остальных. Сначала на фоне эйфории этого никто и не заметил. А потом началось. Никому ничего не хочется делать, все занимаются своими делами, бардак в работе ширится и выходит из-под контроля. Отсутствие явной опасности и конкретных целей лишили нас необходимости держаться в тонусе. Я тогда первый раз попался на эту удочку.
Наш
лидер прекрасно видел опасность, но уже ничего не мог сделать. Он втянул нас в несколько рискованных проектов, но поджарые молодые волки превратились в ленивых разжиревших котов. Хорошие современные управленцы стали консервативными функционерами. После одного из крупных поражений команда рассыпалась…
А ведь стандартное пожелание не расслабляться и не почивать на лаврах давно уже стало литературным штампом. А штамп-то очень правильный.
В больших масштабах происходит то же самое. На вершине большинства современных управленческих пирамид царит кумовство
и геронтократия. Да и не только в современных. Вспомним наши 80-е годы или Римскую империю, которая стала деградировать, достигнув вершин могущества.
Останавливаться на достигнутом – это нормальное свойство человеческой натуры. Все понимают, что это чревато, но продолжают
движение вперед единицы. Достигнув вершины – хорошей управленческой должности – заставить себя двигаться чертовски трудно. А зачем думать о еде, если в миске полно свежих сливок…
Метод борьбы только один – заставлять себя и других. Или создать систему мотивации труда, которая будет сама заставлять людей работать. В одной современной компании я встретил такой метод, как “отстрел слабейшего”. Ежегодно директора филиала с самыми низкими показателями увольняли. Представляете, в каком тонусе были директора? Нужно заставлять людей работать, да еще следить, чтобы
заместитель не подставил.
Самое интересное, что многим людям нравится, когда их заставляют работать. На моей первой управленческой должности – начальник отдела на заводе – у меня было несколько человек в подчинении. Сначала я впрягся в работу, постоянно гонял их,
учил и подстегивал. И конечно, хвалил и ругал. Молодой был, эмоций не жалел. Если хвалил, то говорил при всех длинные и вычурные комплименты. Если ругал, то громко и нецензурно.
А потом меня повысили в должности и в подчинении стало за сотню людей. Через месяц приходит делегация
из моего первого отдела. Женщины со слезами на глазах, мужики нервно курят. Спрашивают, почему вы нас забыли. Когда я подобрал челюсть с пола и спросил, что все это значит, мне с деревенской простотой ответили: не ебет – значит не любит. Вы перестали нас ругать и подстегивать. Что увольнять собрались?
Много позже, изучая менеджмент, я узнал, что предоставление подчиненным обратной связи – это одна из важных функций современного управленца. Если она исчезает, исчезает и коллективная мотивация. В результате сильные люди начинают почивать на лаврах, а слабые теряются. А что прикажете делать руководителю, которому текущую обратную связь никто не предоставляет?