У детей закончилось первое учебное полугодие. За это время в классе у моего сына сформировалась настоящая четырехуровневая иерархия. Аналогия с тюрьмой или прайдом высокоорганизованных животных полная.
Возглавляет иерархию пахан, он же альфа-самец. Ребенок не самый сильный и не самый умный. Зато самый смелый и дерзкий.
Дальше идет несколько бета-самцов или приблатненных. Часто помогают альфе издеваться над омегами, стараются ему подражать, ищут его внимания и общества.
Затем идет самая многочисленная группа середнячков. На зоне таких называют мужиками. Просто средние ребята, ничем не выделяются. Других притеснять не любят, но и себя в обиду просто так не дадут.
Замыкают иерархию омеги, в нашем классе их два. Один здоровый шкаф, но впадающий в истерику от малейшего давления. Второй, наоборот, миниатюрный. Очень приятный ребенок, но дать отпор или просто потерпеть не способен. Единственное отличие школьных омег от касты опущенных в тюрьме — в школе в эту группу нельзя попасть за какие-либо проступки. Только за наличие силы духа ниже среднего. Молодые самцы просто периодически вступают в конфликты по поводу и без и по результатам
формируется эта иерархия.
Вспоминаю свою школу, все было очень похоже. Точно такие же 4 уровня иерархии. Но вопрос, почему так происходит, возник только сейчас. У меня получается следующее объяснение.
В природе все регулируется законом джунглей — кто сильнее, тот и выжил. Если выжил, значит прав. И одиночки объединяются в прайд для решения общих задач и повышения уровня защищенности.
Коллектив тюремного типа — это искусственный прайд. Школа тоже к нему относится, потому что есть два общих признака.
1. Коллектив нельзя покинуть.
2. Отношения внутри коллектива никем не регулируются.
Только общего врага у заключенных и школьников нет. Они и рады бы разбежаться и жить по-одиночке, но им не дают. Вот и тратят время и нервы на разборки друг с другом и самоутверждение. Учиться-то не интересно! А иерархию выстраивают по образцу высших животных, например, обезьян или львов.