Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я имею право!

  Все выпуски  

ИМЕЮ ПРАВО!


Я имею право!

Выпуск N128

ИМЕЮ ПРАВО!


Каждый современный человек должен знать свои права и уметь их отстаивать. Особенно в ситуациях, с которыми мы все сталкиваемся каждый день. 

Возьмем самую простую ситуацию похода по магазинам. 

Права покупателя могут быть нарушены даже до того, как он войдет в торговый зал. Нередки, например, случаи, когда при входе в магазин охранник просит вас сдать ваши вещи в камеру хранения. По закону вы не обязаны этого делать и охранник не имеет право не пропускать вас в торговый зал, если вы этого не сделаете. Оставить свои вещи в специальном шкафчике при входе, значит заключить с магазином договор хранения. А в соответствии с Гражданским кодексом никто не вправе принуждать вас к заключению договора (ст. 421 ГК).  

 Но предположим, вы все- таки решили оставить свои вещи в шкафчике. Очень часто рядом с ними висят таблички, сообщающие о том, что за пропажу вещей магазин ответственности не несет. Нужно иметь ввиду, что такое утверждение противоречит законодательству и не имеет никакой юридической силы. На самом деле, если покупатель решил оставить свои вещи в камере хранения, то именно магазин и несет ответственность за их утрату. Но правда только тогда, когда эти вещи пропадут по вине самого магазина, например, если все шкафчики можно открыть одним ключом или даже совсем без ключа. То есть тогда, когда организация не приняла все возможные меры для обеспечения сохранности имущества покупателе. Об этом сказано в ст. 901 ГК.

Кстати, отвечает за утрату вещей не только магазин, но и любая другая организация: кафе, ресторан или фитнес-клуб, в котором есть специально оборудованное место для хранения одежды и других вещей посетителей. Это могут быть шкафчики или вешалки, но если такие места в помещении есть, то организация обязана следить за сохранностью оставленного там имущества.  

Если ваши вещи все же пропали, то организация должна будет возместить вам их полную стоимость.

Еще одна неприятная ситуация, которая может случиться в магазине – случайная порча товара. Это когда случайно задеваешь рукой какую-нибудь банку, и она разбивается. В такой ситуации покупатель не должен ничего возмещать магазину. Дело в том, что в Гражданском кодексе сказано, что ответственность за случайную порчу или гибель вещи лежит на ее собственнике, то есть в данном случае на магазине (ст. 696 ГК). Ответственность может наступить только в том случае, если вред причинен умышлено. 

При походе по магазинам нужно также иметь ввиду, что юридическое лицо имеет право устанавливать в помещении, принадлежащем ему, определенные правила поведения. Это может касаться, например, прохода с животными, едой и напитками, запрета на фотографирование. Все эти правила должны быть обязательно доведены до сведения покупателя, то есть на дверях магазина должны висеть объявления, предупреждающие о подобных запретах. Если таких объявлений нет, то вы, соответственно, вправе совершать все эти действия на территории магазина. 

Например, такая ситуации: вы решили сделать фото на память в торговом зале, а к вам подходит продавец и сообщает, что у них в магазине фотографировать запрещено. В таком случае вы можете сослаться на отсутствие предупреждающих знаков при входе в магазин и окажетесь правы. Если, конечно, таких знаков действительно не было. Нужно иметь в виду, что запрет на фотографирование не должен нарушать право потребителя на информацию о товаре (ст. 10 Закона о защите прав потребителя). Если вы, к примеру, решите сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах, то вы можете эти цены записать или сфотографировать. В таком случае никто не вправе запретить вам это делать. Но в такой ситуации лучше заранее сообщить об этом продавцу, чтобы избежать ненужных конфликтов. Все сказанное выше о фотографировании и других правилах поведения, устанавливаемых магазином, также относится и к другим организациям, например, кафе и ресторанам. 

 Еще одна ситуация, в которой может понадобиться знание своих прав - возврат или обмен купленного товара. Нужно помнить, что вы можете вернуть вещь, если придя домой поняли,  что она вам не подходит по размеру, не нравится цвет или фасон, не устраивают габариты или комплектация и при этом нет никаких  претензий к ее качеству (ст. 25 Закона о защите прав потребителя). В таком случае нужно иметь в виду, что изначально вы имеете право требовать обменять товар на подходящий, а возврат денег осуществляется только тогда, когда такого товара в данный момент нет в наличии. Важно также и то, что вернуть можно не любые товары без недостатков. Во-первых, нельзя возвратить продовольственные товары, проще говоря, продукты питания. Во-вторых, существует специальный перечень товаров, которые не подлежат возврату, он утвержден Правительством, и туда входят, в частности парфюмерия и косметика, лекарства, книги, бытовая техника, товары, отпускаемые на метраж: различные ткани, ленты, тесьма, кружево, провода, шнуры, кабели, линолеум и ковровые покрытия. 

Вернуть непонравившийся товар можно в течении 14 дней, если он не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства и фабричные ярлыки (ярлыки, которые были сделаны самим изготовителем, а не магазином).  Желательно также чтоб был сохранен чек, однако его отсутствие не препятствует возврату товара, но в таком случае доказать то, что вы купили этот товар именно в этом магазине будет намного сложнее. Какие-либо другие требования продавца к возвращаемым покупкам незаконны.
Конечно же можно вернуть и товар, в котором вы обнаружили недостатки. Единственное ограничение по возврату некачественных товаров – промежуток времени, в течение которого возможно это сделать. Это срок годности и гарантийный срок. Срок годности устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары. Гарантийный срок устанавливается на иные товары. Если гарантийный срок на товар не установлен, то при обнаружении недостатка в товаре потребитель имеет право предъявлять свои требования к продавцу в течение 2-х лет.
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако нужно иметь в виду, что существуют так называемые сезонные товары. Гарантийный срок на них начинает течь с начала соответствующего сезона. В каждом регионе такие сроки устанавливаются отдельно, например, в Москве зимний сезон продолжается с 1 ноября по 1 марта, весеннего - с 1 марта по 1 мая,  осенний -  с 1 сентября по 15 ноября, летний - с 1 мая по 1 сентября. К сезонным товарам относятся помимо одежды и обуви, например, лыжи или автомобильные шины.
В течение гарантийного срока при обнаружении недостатком в товаре покупатель может потребовать замены товара на товар той же или другой марки, безвозмездного устранения недостатков или возврата денег. Важно помнить, что для совершения всех этих действий нужно, чтобы повреждения возникли не по вине покупателя. В спорных случаях проводится экспертиза.
И в заключении, помните, что свои права можно и нужно защищать, если кто-то их нарушает. И знание этих прав – первый шаг к этому. 


В избранное