Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Духовность и деньги. Ответы на вопросы читателей.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ХОРА (глубокий след змеи)

Следующий эволюционный шаг человек сделает сознательно

 

Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/culture.people.hora

 

Выпуск № 10

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

Судя по письмам, которые я от Вас получаю, у нас пока есть две темы, на которых мы «забуксовали». И прежде чем мы двинемся дальше, я считаю необходимым их рассмотреть.

Тема № 1. «Рынок, деньги и духовность – понятия несовместимые». Об этом пойдет речь в данном выпуске рассылки.

Тема № 2. «Ваша претензия на исключительность – мы первые, мы единственные и т.д. Докажите это». Одним выпуском здесь не обойтись, и я уже начал это делать – ровно со второго выпуска. В последующих выпусках эта тема будет, естественно, продолжена.

 

Итак, тема № 1, выдержка из письма одного подписчика:

«Рынок и духовность для меня /и, судя по всему, для большинства ваших корреспондентов (т.е. русских […] – воспитанных в Русской цивилизации (не путать с совковой!!) / вещи несовместные и на ваше «А как иначе?» из последней рассылки могу ответить, что иначе трудно, но не только можно /рекомендую сходить на сайт такой-то, а ещё лучше принять участие в их семинаре, который будет проводиться в Горном Алтае (организаторы будут Вам очень благодарны, если Вы разошлете их приглашение /см. вложение/ всем заинтересованным)/, но и необходимо /бизнес для русских не столько дело, сколько торговля, и ваша ссылка на Будду очень показательна, хотя и не корректна – он действительно из тех, кто не продаются/.

Вопрос: как вам удаётся совместить несовместимое, что говорит вам ваша совесть?»

Ведущий:

Мне есть что сказать по поводу Русской и совковой цивилизации, о русских, бизнесе и торговле, но это не входит в тематику данной рассылки. Ваша точка зрения мне говорит о многом, и я ее не разделяю…

По сути. Необходимо различать: «продаться» и получать деньги за свой труд. Судя по Вашим словам, Вы меня ставите в один ряд с Буддой – хорошую планку Вы мне задаете…

Во времена Будды мир был совсем другим, в нем отсутствовала рыночная экономика как таковая. И была каста брахманов, высших жрецов, которые имели все необходимое для жизни и подаяние на улицах не просили.

Сегодня мир устроен совсем иначе. Деньги – универсальный эквивалент труда, и любой труд должен оплачиваться, – я думаю, это очевидно. Но не всегда очевидны способы, которыми оплачивается труд на «духовной ниве», отсюда и вопросы, подобные Вашему.

У меня нет чувства вины от того, что я беру деньги за свой труд, потому и с совестью все в порядке, но мне понятен ход Ваших рассуждений. Возможно, Вы также поймете из этого выпуска ход моих рассуждений, если, конечно, пожелаете понять.

В рекламе семинара на рекомендуемом Вами сайте, есть фраза, которая меня заинтересовала: «В программе примут участие 10 ачарий (учителей йоги и медитации), которые приедут со всех концов света. (Индия, Филиппины, Канада, США, Австралия, Турция, Англия, Бразилия...)» Семинар стоит 1200 руб., это плата за питание, проживание, проезд участника.

Надо полагать, что у ачарий либо есть бесплатный проездной на все виды международного транспорта, либо они, как истинные бессребреники, будут до Горного Алтая добираться пешим ходом, прося подаяние… У меня к Вам вопрос: за какие средства эти 10 ачарий доедут до Горного Алтая?

«…иначе трудно, но не только можно, но и необходимо» – говорите Вы. Звучит несколько назидательно… Я покажу, что стоит за этим «иначе», и будет понятно, что рынок и духовность давным-давно совмещены, в том числе, и в той системе, на которую Вы ссылаетесь – только у них подход другой. И Вы живете в этой реальности, и отказываетесь ее видеть. Почему отказываетесь – нетрудно догадаться… Обратимся к текстам Мастера ХОРА.

 

Спрашивает В., 27 лет, студент, г. Ивано-Франковск

Вопрос:

Прабхупада (Кришна-йог) все деньги в мире называл грязными и также советовал, как их «отмыть», и как самому очиститься. А конкретно – через пожертвования слугам Господа. Эта практика устарела?

Ответ:

Хорошая профессия...

Исторически так сложилось, что человечество отказалось от натурального обмена и перешло на форму векселей.

Примеры векселя:

1. Дал слово – оно равноценно клятве. Нарушенное слово – изгой, и перед Богом, и в обществе; изгоняют лукавого, неверного, клятвопреступника.

2. Вместо слова – вексель с собственной индивидуальной печатью (отпечаток пальца). Это равноценно клятве, вместо чернил – собственная кровь. Такой человек ставит себя под удар, нарушено  обязательство – изгнан из круга. 1) Если священнослужитель – значит, им больше не будешь; 2) если политик – значит, им больше не будешь; 3) если купец – значит, им больше не будешь. 4) Мало этого, ни в одном из этих кругов больше не будешь.

В низах за нарушение общепринятого порядка – наказание, по тем временам оно носило характер членовредительства. По членовредительству люди знали, в чем человек грешен, за что наказан – отсюда и отношение к нему.

Вначале деньги были золотыми, серебряными, это являлось гарантией. Что бы ни произошло, золото есть золото, серебро есть серебро.

Итог – денежный знак. Это вексель, выданный как мерило за труд, его эквивалент. За этот вексель ответственность несет государство, через этот вексель мы кормимся. Если государство отвечает за эту бумагу, это хорошо, если нет – это плохо. Что делали в древнем мире, я сказал. Сегодня получается, что бумага (денежный знак) должна отвечать сама за себя, парадокс. Соответственно, как такую бумагу назвать? Максимально культурно, по-простонародному – грязь. Получается, что работодатель за труд оплачивает чем? – грязью.

Это бумага – не продукт. Вы можете трудиться в поте лица своего, в итоге получите все ту же бумагу, которая может чего-то и стоить. В приличных странах к этой бумаге как к проститутке не относятся – наверное, догадываются, что это эквивалент труда? Мы не страна первого мира, но и не третьего, мы – нечто промежуточное; и как нечто промежуточное задаемся промежуточными вопросами: а вот Прабхупада все деньги в мире называл грязными… Причем здесь бумага?!

Пока мы задаем такие вопросы, Ваша старость гарантирована, обеспечена непонятно чем. Как обманутая старость, с ее немощью и униженностью, может назвать эти бумажки? – только грязью. Что значит: и всё, что их окружает, все человеческие взаимоотношения тоже являются грязью. Фактически, это проклятие. И такое проклятие передается из поколения в поколение. Вероятно, нам нужно из промежуточного состояния с промежуточной философией как-то выйти.

Но если все нормально, как должно быть по идее, то деньги являются мерилом Вашего труда, и к ним относятся с уважением. Трудом я не называю игры мошенников. Резкое обогащение мизерного количества людей происходит нищанием большинства. Первичные капиталы, в основном, не были честными, чистыми; но это – не повод эквивалент труда называть грязью.

Условие: требуется цивилизованность – цивилизованные законы и т.д., которым цивилизованно подчиняются все, и в первую очередь тот, кто создает эти законы. Перед законом должны быть равны все. А когда этого нет, то гарантировано: человек стал грязным, не деньги.

Свойство грязного человека – облить всех грязью, играя в благодетеля; таким образом он себя чувствует человеком, а не свиньей. Психология грязи исключительно заразна, и распространяется она в геометрической прогрессии. Что из этого получается? – вернитесь, прочтите еще раз про стариков.

Я помню, как в начале 90-х годов всех вынудили стать бизнесменами. Суть бизнеса заключалась в том, кто кого раньше кинет – или сдохни с голоду. Выбор был невелик. Как Вы думаете, кто в таком бизнесе преуспел?

Деньги – не грязь. Может быть, все-таки с нами что-то не так?

Мне понравился рецепт Прабхупады, как «отмыть» деньги и самому очиститься. От чего очиститься? от денег или грязи? Рецепт чрезвычайно прост: отдавать эквивалент труда слугам Господа, в частности, ему. Я не против такого очищения, было бы от чего очищаться.

Суть предложения: «дайте мне свою грязь, и Вам от этого станет легче и чище». Естественно, он грязью не испачкается, у него иммунитет такой. Самое простое было бы, чтобы он нас иммунитетной экономике такого рода обучил. Что бы из этого получилось? – мы стали бы все чистыми и счастливыми, правда без денег. Нет денег – нет товара, разрушена мировая экономика.

Обратимся к истории. Когда священнослужителям не давали деньги? Я не заметил, что мы от этого стали счастливее и чище. Получается, как были грязными – так и остались грязными. И безликие деньги здесь не причем. Жадность и алчность – причина, а она никого не щадит. Такая болезнь – в самом человеке; у кого-то от малого ума, а у кого-то от слишком большого.

Из слов Прабхупады получается, что все банкиры – мошенники, к тому же грязные. 17-й год мы проходили, какая из такого получается справедливость, и чистота в том числе, известно.

Капиталы должны быть в тех руках, которые пользу приносят – т.е. строятся железные дороги, автострады, дома, создаются рабочие места и т.д. Каждый должен находиться на своем месте, там, где он профессионален и максимально может принести пользу – и себе, и семье, и обществу. Нам надо равняться или на ценности прогрессивной Европы, или на прекрасные лозунги стран, где и по сей день царствует нищета. Лозунги насколько прекрасны, настолько и опасны.

Благое дело, когда делятся с голодными, больными, нищенствующими и с теми, кто славит Бога, т.е. его служителями – это значит их поддерживать. И когда будете это делать, не забывайте, что у Вас есть родители, жена и дети, это значит – взятые на себя перед Богом обязательства. Ни старым Вашим родителям, ни детям Вашим не следует ни нищенствовать, ни голодать, ни подаяние просить. Выполнение таких обязательств тоже есть богоугодное дело.

Мастер ХОРА, 30.03.2001

 

Ведущий:

Я думаю, теперь ответ на мой вопрос, откуда у ачарий средства на дорогу, Вам ясен.

Что еще хотелось бы добавить по этому поводу. Есть люди, обладающие даром исцеления. Вместе с таким даром они получают внутреннее знание, какой образ жизни им необходимо вести, каким образом дар использовать, кого и как исцелять, брать за это деньги или нет. И в этом вопросе они руководствуются исключительно внутренними критериями. Но всем известно: такие люди избирательны в отношении своих пациентов – т.е. всем подряд не помогают и даром своим не разбрасываются.

Чем я (и другие ведущие в ХОРА) от них отличаемся? Практика открыта для всех, необходимое условие – оплата. Если Вам так трудно принять рыночную концепцию, смотрите на это, как на испытание ученика, принятое в тех же древних системах йоги (и на самом деле это так). Обучение на Востоке никогда не было бесплатным: идешь в монастырь (ашрам) к учителю – принеси все свое имущество как взнос. Платили также своим временем, жизнью: жили рядом с учителем, выполняя различные работы, проходя различные испытания… Ну а чтобы обучаться у аскета, нужно было самому становиться аскетом и жить, как учитель, в джунглях или пещере – это тоже плата. Вы готовы этим платить?

Мир с тех пор изменился, вышеописанный подход сегодня даже на Востоке называется сектантством, а в ХОРА этим никто не страдает – ни Мастер, ни ведущие, ни участники наших занятий.

Что еще Вам необходимо запомнить. Практика ХОРА для меня – не дар, это Путь в полном смысле этого слова. А также – мое ремесло, которому я обучался, подобно тому, как Вы обучались профессии, которая Вас кормит. И вполне естественно, что я беру за свою работу те деньги, которые считаю необходимым эквивалентом своего труда. Почему Вы взываете к моей совести? Я не гуру, не аскет, не святой, я специалист по эволюционному развитию-изменению человека – почему эта деятельность должна быть бесплатной?

А насчет учителей различных восточных систем, которые ездят по всему миру и якобы бесплатно обучают медитации – не заблуждайтесь, за этим стоит очень мощная идеологическая подоплека и огромные средства от пожертвований, продажи книг, атрибутов и т.д. и т.п. Вы задумайтесь: какие средства могут быть у организации, которой от имени Бога все обязаны десятую часть дохода отдавать – и это длится тысячелетиями. И наивные рассуждения типа «истинная духовность всегда бесплатна» прекратятся.

 

Теперь позволю себе поразмыслить насчет Вашего «рекомендую сходить на сайт такой-то, а ещё лучше принять участие в их семинаре». Мне остается только догадываться, зачем?

Чтобы научиться жить на пожертвования, спасти свою душу и успокоить совесть? Мне и так неплохо живется, и с душой и совестью у меня все в порядке. А прекрасные идеи общественного устройства, изложенные на том сайте, на сегодняшний день – красивые модели и лозунги, но не более того. Осталось задуматься: нравственным принципам йоги – не одна тысяча лет, а мир – и поныне там, где он есть… Т.е. массово эти принципы до сих пор не претворены. Но сказано хорошо и правильно.

А может, Вы предлагаете мне поучиться медитации в йоге? И как по Вашему, находясь на прямом пути, рядом с Мастером из тех, кто создают системы от начала (в т.ч. любую йогу – уровень уж всяко повыше ачарьи), нужно ли мне еще что-то? Кстати, мне понравилось на том сайте «Научитесь медитации прямо сейчас, по Интернету». Я обязательно добавлю этот шедевр в свою коллекцию (см. выпуск №8 – одни, вторые, третьи и т.д.)

И далее Вы пишете: «организаторы будут Вам очень благодарны, если Вы разошлете их приглашение /см. вложение/ всем заинтересованным».

Мне эта ситуация напомнила одну историю с Ошо – великим Мастером-просветителем конца XX века (полный текст в приложении). Вот что он рассказывал: «…один епископ, который постоянно осуждал меня как материалиста, написал мне в частном письме: “Было бы очень милосердно с вашей стороны, если бы вы смогли пожертвовать моей церкви Роллс-Ройс. Для вас нет никакой разницы – девяносто три или девяносто два Роллс-Ройса, а для нас это имеет огромное значение.” А каждое воскресенье он меня осуждал…»

Что еще хотелось бы сказать по этому поводу. Я тоже буду очень благодарен организаторам и всем ачарьям, если они разошлют статьи Мастера ХОРА по всей своей системе, по всему миру тем, кто интересуется собственным эволюционным развитием. И тогда мы будем взаимно благодарны друг другу.

 

 

Кратко по сути

Вопрос:

Что такое быть духовным?

Ответ:

Непривязанность и несвязанность материальными благами, невзирая на количество; удовлетворенность, когда блага есть, и когда их нет, отличает духовного свободного человека от недуховного и несвободного.

Что надо понять. Такое рассуждение верно в устах имущего. А когда материальных благ никогда не было, и никогда не терялись, это невозможно знать. Слова «я непривязан, я отрекся» в устах такого человека лживы.

Но я думаю, Вы встречали по жизни людей, которые теряли практически все имущество – и никакой озлобленности в них не проявлялось – невзирая на возраст. Возраст ставит ограничения. У молодого есть возможность наверстать, а у старого – нет. Такие люди – духовны, даже если они не ведают этого.

Если Вы поняли, о чем я говорю, не устраивайте себе испытаний к старости. Пусть она будет и богатой, и счастливой.

Мастер ХОРА, 09.09.2001

 

 

Заключение

Я достаточно много внимания уделил этой теме, и изложил свою точку зрения аргументировано. Осталось одно: согласиться или опровергнуть. А стиль мышления типа «мне нравится так думать и я так хочу» – это не разговор, так можно говорить об одном и том же до бесконечности. У нас есть еще много других, гораздо более интересных тем для общения.

На пороге XXI век и многое из общечеловеческого достояния требует пересмотра. И от многих стереотипов придется избавляться – если вы хотите действительно развиваться и воспринимать новое. Выбор – что оставлять в собственной ментальности, а от чего – избавляться, каждый делает самостоятельно.

Дополнительно свой взгляд на проблему денег и духовности аргументирую словами Ошо (Раджниша), индийского мистика конца XX века. Он очень точно указывает на корни проблемы – лучше него об этом не скажешь, и я его точку зрения в этом вопросе полностью разделяю.

 

Жду ваших вопросов, комментариев, отзывов по адресу p_b@ukr.net

Ведущий рассылки – Павел Бессмертный

 

 

Приложение

Ошо Раджниш

(выдержки из книг «От смерти к бессмертию», «За пределами психологии», по материалам журнала Osho Times, перевод мой)

«Все религии урезали богатство человека. И самое основное учение в том, что вы должны отречься от денег.

Логика очевидна. Если у вас нет денег, то у вас нет ничего. Они режут не ветви, они подсекают самый корень. Человек без денег голоден, он попрошайничает, ему нечего надеть. От него нечего ждать понимания Достоевского, Нижинского, Бертрана Рассела, Альберта Эйнштейна; нет, это невозможно.

Все религии вместе сделали человека настолько бедным, насколько это возможно. Они так осуждали деньги, и они так превозносили нищету, что по-моему они – величайшие преступники в мире. Благополучие осуждается. Богатство осуждается. Деньги осуждаются. Мир разделен на два лагеря. Девяносто восемь процентов населения живет в бедности, но с великим утешением, что их примут ангелы с арфами и приветствиями “Аллилуйя, добро пожаловать!”, а богатые не смогут войти. А два процента богатых живут с огромным чувством вины за то, что они богаты.

Они не могут наслаждаться своим богатством из-за чувства вины. И глубоко внутри они боятся: а вдруг им не позволят войти в рай. Так что, они стоят перед дилеммой. Богатство создает в них вину.

Их не допустят в рай, потому что они имеют столько всего на земле. Их бросят в ад.

Наверное, я – первый человек, который с уважением относится к деньгам, к богатству, потому что оно может вас сделать богатым во многих измерениях. Бедняк не сможет понять Моцарта. Голодный не сможет понять Микеланджело. Нищий даже не взглянет на картины Винсента Ван Гога. И те люди, которые страдают от голода – у них нет достаточно энергии, чтобы стать разумными. Это качество приходит только тогда, когда в вас есть избыточная энергия. […]

Богатство так же важно, как прекрасная музыка, как великие произведения литературы, как шедевры искусства.

Есть люди с врожденными способностями к музыке. Моцарт начал сочинять красивую музыку в возрасте восьми лет. Когда ему было восемь лет, другие великие мастера музыки не могли даже сравниться с ним. И вот, такой человек рожден с врожденными творческими способностями... Как могут нищие понять? У них нет разумности. Я хотел бы, чтобы вы запомнили: точно так же как существуют врожденные поэты, врожденные художники, есть врожденные создатели богатства. Их никогда не любили. Не всякий человек – Генри Форд, и не может им быть.

Генри Форд был рожден бедняком и стал самым богатым человеком в мире. У него, должно быть, был некий талант, некая гениальность к созданию денег, к созданию богатства. И это намного сложнее, чем создать картину или музыку, или стихи. Создание богатства – нелегкая работа. Генри Форда необходимо ценить точно так же как любого мастера-музыканта, писателя или поэта. На самом деле, его следует ценить больше, потому что за его деньги можно купить всю поэзию, всю музыку и все скульптуры в мире.

Я уважаю деньги. Деньги – одно из величайших изобретений человека. Это просто средство. Только идиоты могли их осуждать, наверное, они завидовали тому, что у других есть деньги, а у них – нет. Их зависть стала их осуждением.

Деньги – это ничто иное как научный способ обмена вещами. До того, как появились деньги люди сталкивались с серьезными трудностями. Во всем мире была система бартера. У вас есть корова, а вы хотите купить лошадь. И вот, это становится вашей пожизненной задачей... Вам нужно найти человека, который хочет продать лошадь и хочет купить корову. Это такая трудновыполнимая задача! Вы можете найти людей, у которых есть лошади, но они не интересуются коровами. Вы можете найти людей, которые заинтересованы в покупке коров, но у них нет лошадей.

Такой была ситуация до появления денег. Естественно, люди непременно оставались в нищете: они не могли продавать вещи, они не могли покупать вещи. Это было такой тяжелой работой. Деньги сделали это очень легким. Человеку, который хочет продать корову, не нужно искать человека, который хочет продать свою лошадь. Он может просто продать корову, взять деньги и найти человека, который хочет продать свою лошадь, но не интересуется коровами.

Деньги стали средством обмена; бартерная система исчезла из мира. Деньги оказали человечеству огромную услугу. И естественно, из-за того, что людям открылась возможность покупать и продавать, – они становились все богаче и богаче.

Деньги – грандиозное изобретение. Они делают людей богаче, они дают людям возможность иметь вещи, которых у них не было. Но все религии были против денег. Они не хотят, чтобы человечество было богатым, и они не хотят, чтобы человечество было разумным. Отбросьте все навязанные вам идеи в отношении денег. Уважайте их. Создавайте богатство, потому что только после создания богатства для вас открываются многие другие измерения».

Ошо, От смерти к бессмертию

 

*****

 

«Вопрос к Ошо:

«Мне кажется, что благодаря Вашей гениальности в сочетании, а затем – и в трансценденции материального и духовного, и благодаря тому, что Вы, похоже, пришли к изобилию в обоих мирах, многие саньясины и не саньясины Вам завидуют. Люди обижаются и не хотят подкармливать изобилие. Если они что-либо и подкармливают, то это бедность. Если бы Вы сидели в пещере, – голый, замерзший, – и медитировали, – это одно, но это не так. Похоже, что саньясины, которые никогда и не мечтали о том, чтобы иметь “Роллс-Ройс”, жаждут его больше, чем состояния медитации, даже после того, как они годами жили рядом с Вами. Похоже, что Вы скорее разжигаете жажду к материальному, нежели стремление к запредельному – или, по крайней мере, некоторые понимают Вас именно так. Прокомментируйте, пожалуйста.

Ошо:

Это является частью моего способа изменить саму структуру человеческого сознания.

В прошлом бедность, аскетизм, мазохистские подходы восхвалялись. Если человек отрекался от всего приятного, от всего удобного, его уважали. Его уважали за то, что он себя мучает; чем сильнее мучения, тем больше уважение. Все прошлое человечества заполнено мазохизмом, и все религии внесли свой вклад в это безумство.

Я пытаюсь изменить это обширное прошлое и его влияние. Так что это – только прием. Я не создаю в людях желание материального; его не нужно создавать, оно и так есть. Да, оно так глубоко подавлено, что люди даже забыли, что оно у них есть. Я его не создаю, я просто хочу снять верхний слой, подавление, и заставить человека понять, что он хочет “Роллс-Ройс” больше, чем просветления.

Это понимание будет основным шагом к просветлению, потому что оно поможет ему осознать свою собственную реальность, свою жадность. Не было необходимости в девяносто трех “Роллс-Ройсах”. Я не могу использовать девяносто три “Роллс-Ройса” одновременно – та же модель, та же машина. Но я хотел сделать для вас ясным то, что вы готовы отбросить все свое стремление к истине, к любви, к духовному росту, – только бы иметь “Роллс-Ройс”. Я сознательно создавал ситуацию, в которой вы могли бы почувствовать зависть.

У мастера очень странная функция. Он должен помочь вам придти к пониманию внутренней структуры вашего сознания: оно полно зависти.

Все традиции и все прошлое подводят как раз к обратному. Так называемый святой во всех традициях живет так, что вы ему ни за что не позавидуете. Отметьте это.

Вы ему посочувствуете, вы будете уважать его; но уважение – это не ваша реальность, сочувствие – не ваша природа. Святой мучает себя – и это тоже не его природа. Он живет неестественно, чтобы добиться уважения, чтобы реализовать свое эго. Он не заинтересован в духовном росте; он заинтересован в уважении, в том, чтобы ему поклонялись как богу. И ради этого он готов сделать что угодно.

Он живет в иллюзии, и он создает глубокую иллюзию в людях, которые приходят к нему. Он помогает им почувствовать себя религиозными, духовными, потому что они уважают святого, поклоняются святому. Сами они еще не готовы к таким аскетическим дисциплинам, но они надеются, что когда-нибудь... это их идеал. Они напрочь забывают, что они – завистливые человеческие существа. И святой помогает им забыть о своей зависти; он помогает им подавить ее.

Моя работа непременно должна быть другой. Я хочу спровоцировать вашу зависть, потому что это единственный способ от нее избавиться. Сперва вы должны узнать, что она в вас есть; затем вы сможете отбросить ее, потому что в ней – несчастье и ад. Но вы можете настолько ее подавить, что вопрос расставания с ней может и не возникнуть.

Я живу в изобилии, потому что для меня нет разделения между материальным и духовным.

Учение жизни в бедности – опасно: вы будете бедны материально, и духовно вы будете также бедны, потому что разделения не существует. Я учу вас жить богато, в изобилии, как материальном, так и духовном. Вопрос не в том, в каком изобилии вы должны жить: материальном или духовном. Основной вопрос в том, следует ли вам жить в изобилии, в богатстве – а такая жизнь является естественной и экзистенциальной. Это ваше глубинное стремление – цвести в изобилии, знать все цвета, знать все песни, знать все радости жизни.

Но конечно же, я должен конфликтовать со старым, потому что все человеческое прошлое основано на возвышении бедности и уравнивания ее с духовностью. Это полная ерунда.

Духовность – это величайшее богатство, которое может придти к человеку, и в ней содержатся все остальные богатства. Она не против какого-либо другого богатства; она просто против всех видов бедности. Так что то, что я опробовал, является настолько радикальным средством, что оно обязано было создать сопротивление во всех уголках земного шара. Люди так долго жили с определенными ценностями, что, хотя эти ценности и не приносят им ничего, кроме горя, они не видят связи. Эти ценности не дали им реализации, удовлетворения – но они не видят связи.

Я хочу, чтобы мои люди стали символами... чтобы люди во всем мире могли осознать, что их нищета вызвана их неверными ценностями, что они бедны, потому что они уважали бедность – и их поведение так безумно. С одной стороны они будут уважать бедность, а с другой стороны они будут говорить: “Служите бедным.” Странно! Если бедность так духовна, тогда самым духовным актом будет сделать каждого богатого человека бедным, помочь богатому обеднеть, чтобы он смог стать духовным. Зачем помогать бедным? Разве вы хотите разрушить их духовность?

Но существует глубокая бессознательность, великая слепота, и я борюсь с чудовищной бессознательностью и тьмой. Конечно же, они будут очень рассержены. Они любили бы меня, они поклонялись бы мне. И мне было бы так легко делать то, чего они хотят, но тогда бы я укреплял старую нищету, старую болезнь, старую глупость. Я решил не быть уважаемым, но и не укреплять какую-либо неразумную систему ценностей.

Это очень просто – увидеть, почему аскетов, самоуничижительных людей, занимающихся разновидностью медленного самоубийства, так уважали; из-за того, что это неестественно, потому что вы этого делать не можете. Они делают нечто такое, на что вы не способны. Если кто-то стоит на голове посреди дороги, немедленно соберется толпа, но если вы просто идете обычным способом, никакой толпы не будет!

Что делает тот человек, который привлекает толпу? Он делает нечто такое, на что толпа неспособна. Он доказывает превосходство ума над телом, духа над природой. Мучая свое тело он доказывает, что он не есть тело, оно на него не действует. Постясь, обходясь без сна или стоя дни напролет он доказывает, что вы не способны делать то, что делает он; он – выше вас. Но вы тоже способны делать то, что делает он, вам нужно только быть немного дураком, вам нужно немного самоубийственности и разрушительности. Все что вам нужно – это умение находить в боли определенное удовольствие, и вы можете стать великим духовным святым.

Я просмотрел всю историю и не нашел ни одного человека, восставшего против этого самоубийственного подхода к жизни, этого антижизненного подхода. Возможно они боялись, что их никто не будет слушать, боялись, что они потеряют свою респектабельность.

В самом начале моей жизни я решил, что есть только одно, что мне необходимо осознавать – это не беспокоиться о респектабельности. Тогда все очень просто. Тогда я могу делать то, что является здоровым и естественным. И тогда я смогу построить мост между материей и духом, между этим миром и тем миром.

И для меня жизнь в изобилии – единственная духовная вещь в мире.

Только взгляните на существование и его изобилие. Какая необходимость в таком количестве цветов в мире? Одних роз было бы достаточно, но существование обильно: миллионы и миллионы цветов, миллионы птиц, миллионы животных – всего в изобилии. Природа не аскетична; она повсюду танцует – в океане, в деревьях. Она повсюду поет – в ветре, летящем сквозь сосны, в птицах...

Я учу вас жить богато, в изобилии, как материальном, так и духовном... Это ваше глубинное стремление – цвести в изобилии.

Зачем нужны миллионы галактик, в каждой галактике – миллионы звезд? Похоже, что в них нет необходимости, – но изобилие – это сама природа сущего, это богатство – сама основа; сущее не верит в бедность. Взгляните на природу, взгляните на существование, и вы увидите, что содеянное человеком – против них.

Мое усилие в том, чтобы привести человека назад к своему естественному “я.” Меня будут осуждать, меня будут критиковать. Все религии, все традиции, вся мораль, все этические коды будут меня осуждать. Это меня не удивляет! Я к этому готов, так как то, что я говорю и делаю меняет саму структуру человеческого сознания. […]

Твой вопрос очень значителен. Меня постоянно спрашивают: “Духовных людей повсюду уважают, почему же вы везде встречаете противостояние?”

Я ответил: “Ясно одно: либо они бездуховны, либо бездуховен я. И я, и они одновременно не можем быть духовными – это ясно. Если вас интересует мое мнение, то я говорю, что они не духовны, они больны, и им поклоняется больное общество.”

Это порочный круг: общество создает нездорового священника, нездоровый священник создает нездоровое общество – и так продолжается снова и снова. Я не участвую в этой болезни, в так называемой духовности. Я – просто удовлетворенное, реализованное человеческое существо. Чего вам еще надобно? И что еще нужно для духовности?

Мы хотим, чтобы люди были реализованными и удовлетворенными, и это путешествие к удовлетворенности, реализации, просветлению должно начинаться с тела. Больше вы ниоткуда не начнете. Вы можете начать только сначала. Нельзя игнорировать корни и все время восхвалять цветы. Если не заботиться о корнях, то ваши цветы погибнут, и вам придется их заменить искусственными цветами. Есть ли какой-либо конфликт между корнями и цветением? Это тот же сок, и нужно начинать с корней, потому что цветы распускаются в самом конце. […]

Все мое усилие – в том, чтобы начать все заново. Это неизбежно вызовет осуждение меня во всем мире. Но это не имеет значения, кому какое дело?

Для меня значимы только те, кто готовы изменить саму структуру человеческого сознания. Я буду обижать остальных, я буду сердить остальных, я буду раздражать остальных, я буду вызывать в остальных зависть. Это – часть моих приемов. Я, в действительности, демонстрирую им самих себя. Если они хоть немного разумны, они это поймут.

Девяносто три “Роллс-Ройса”... но я даже не оглядывался на них, на то, что произошло. Они не мои, и я так же счастлив без них, как и был с ними. Я никогда не ходил в гараж посмотреть на эти “Роллс-Ройсы”. Директор моего гаража, Авиш, сейчас здесь. Я все время говорил ему: “Когда-нибудь я приду”, но этот день так и не пришел. Я никогда не видел этих машин вместе. Именно он пригонял машину для часовой поездки, это был его выбор. И я не оглядывался назад.

Эти машины выполнили свою цель. Они вызвали зависть всей Америки, всех супер-богатых людей. Если бы они были достаточно разумны, то вместо того, чтобы становиться моими врагами, они пришли бы ко мне, чтобы найти способ избавиться от своей зависти, потому что это – их проблема. Зависть – это пламя, которое вас жжет и жжет очень сильно. Вы попадаете в руки кого-то другого.

Я был там простым туристом, но я взбудоражил всю Америку. У них было много денег, они могли бы купить больше “Роллс-Ройсов”, если бы захотели. Но у них не хватило мужества на такое. Они осуждали меня, утверждая, что я материалист. И вы удивитесь, но один епископ, который постоянно осуждал меня как материалиста, написал мне в частном письме: “Было бы очень милосердно с вашей стороны, если бы вы смогли пожертвовать моей церкви “Роллс-Ройс”. Для вас нет никакой разницы – девяносто три или девяносто два, а для нас это имеет огромное значение.” [прим. ведущего: уважаемому читателю это не напоминает: «организаторы были бы вам очень благодарны…»] А каждое воскресенье он меня осуждал. Его осуждение было направлено не на мой материализм, под своим осуждением он прятал свою зависть.

Политики и богачи могли бы устроить себе то же самое – почему они заволновались? А волнение шло от того, что турист, у которого даже не было действительной визы, превзошел всех супер-богачей; это больно! Если бы они были достаточно разумны, они бы поняли, что за этими девяносто тремя “Роллс-Ройсами” должна быть цель. Этой целью не может быть просто часовая поездка. Для этого одного “Роллс-Ройса” было бы достаточно. Все, что я сделал в своей жизни имело цель. Это прием для вывода из вас чего-то такого, что вы не осознаете.

Если вы разумны, вы захотите от этого избавиться, потому что это – яд, который вас убивает. Завистливый ум неспособен любить; завистливый ум неспособен радоваться... и не только неспособен радоваться, он неспособен видеть, как кто-то другой радуется. Люди подобного рода заполонили всю землю. И ваши так называемые святые ничем им не помогли. Ваши так называемые святые эксплуатировали их.

Это комедия! Ваши святые эксплуатируют вас тем, что они бедны, мучают себя; они помогают вам не завидовать, не чувствовать себя задетыми. Они защищают ваше эго. И это не является односторонним. Вот почему я говорю, что это комедия. Странная игра: они помогают вам оставаться в вашей нищете, безумстве, а вы помогаете им жить самоубийственной, мучительной жизнью – обоюдный заговор, направленный на то, чтобы все человечество оставалось в аду. […]

Кто-то должен поднять руку и сказать людям: вы зашли не туда. Доказательством этому есть ваша нищета, и никаких других доказательств не требуется».

Ошо, За пределами психологии

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное