Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира.


ГИГИН. АСТРОНОМИЯ.

(источник http://www.hworld.cc.ua/text/greek/gigin/astro.htm)

 

15 СТРЕЛА Считают, что это - одна из стрел Геркулеса. Рассказывают, что ею он убил орла, который, по преданию, выклевывал Прометееву печень. Нам представляется, что об этом небесполезно рассказать подробнее. В древности, когда люди с великим благоговением совершали жертвоприношения бессмертным богам, они обычно бросали в священное пламя все жертвенное животное целиком. И вот, когда вследствие больших трат бедняки не могли приносить жертвы, Прометей, который, как считают, благодаря удивительной остроте ума создал людей, добился, говорят, у Юпитера позволения, чтобы часть жертвенного животного люди бросали в огонь, а другую часть использовали для своего пропитания. Впоследствии он укрепил этот обычай. После того как Прометей легко добился этого у бога, который поступил без корысти, не как человек, он самолично принес в жертву двух быков. Сперва он возложил на алтарь их печень, а все мясо, оставшееся от двух туш, сложил в одно место и покрыл бычьей шкурой. Все имеющиеся кости Прометей покрыл второй шкурой и, поместив ее на виду, предоставил Юпитеру возможность выбрать ту из них, какую он пожелает. Юпитер же не проявил божественного разумения и не предвидел все наперед, как подобало бы божеству, но (раз уж мы решились довериться сказаниям) был обманут Прометеем и, считая, что под каждой шкурой находится бычья туша, выбрал кости в качестве причитающейся ему половины. Поэтому во время торжественных обрядов и жертвоприношений, после того как люди съедали мясо жертвенных животных, оставшиеся кости, принадлежавшие богам, они сжигали в том же самом огне. 2. Но вернемся к начатому рассказу. Когда Юпитер узнал правду, он воспылал гневом и отнял у смертных огонь, чтобы благоволение Прометея они не ставили выше могущества богов, и чтобы людям не было никакой пользы от мяса, которое они не в состоянии были приготовить. Прометей же, кознодействуя по своему обыкновению, замыслил вернуть людям отобранный у них огонь, самолично проявив о том заботу. Поэтому, когда рядом никого не было, он приблизился к огню Юпитера, убавил его и заключил в полую ветвь. Ликуя от радости, так что он, казалось, скорее летит, а не бежит, Прометей размахивал веткой, чтобы дым не загасил заключенный в ее внутренней части огонь. Вот почему до сих пор люди, несущие радостные вести, всегда стремятся сообщить о них как можно быстрее. Также было установлено, чтобы в качестве одного из видов состязаний на играх бегуны, по примеру Прометея, бежали, размахивая факелами. 3. Тем временем и Юпитер, чтобы не оставить смертных без своей милости, подарил им женщину, изготовленную Вулканом и наделенную всеми дарами по милости богов. Поэтому ее назвали Пандора. Прометея же он приковал в Скифии железной цепью к горе, именуемой Кавказ. Прометей был прикован к ней около тридцати тысяч лет, по словам трагического поэта Эсхила. Вдобавок Юпитер посылал к нему орла, который ежедневно выклевывал отраставшую за ночь печень. Этот орел, по одним свидетельствам, был порождением Тифона и Ехидны, по другим - Теллус и Тартара, но многие считают, что он был сделан руками Вулкана, а Юпитер, говорят, вдохнул в него жизнь. 4. Об освобождении Прометея сохранилось такое сказание. Когда Юпитер, влекомый пригожестью Фетиды, стремился взять ее в жены, но не мог ни склонить к замужеству боязливую деву, ни помыслить умерить свою страсть, в это время, говорят, Парки предрекли пути Провидения, неотвратимо сбывающиеся по установленному мировому порядку. Они объявили, что, кто бы ни стал супругом Фетиды, его сын превзойдет славой отца. Прометей, не по доброй воле, но по необходимости будучи настороже, услышал прорицание и сообщил о нем владыке богов. Юпитер, опасаясь, что и с ним может случиться то, что он сделал со своим отцом Сатурном в подобной ситуации, умерил свое желание супружества с Фетидой, чтобы не лишиться отцовской власти, и достойно отблагодарил Прометея за услугу, освободив его от оков. И хотя Юпитер поклялся в том, он все-таки не отпустил его без всякого условия, но приказал, чтобы в память о событии у Прометея один палец был окован и тем, и другим материалом, то есть камнем и железом. Люди переняли этот обычай и, чтобы казалось, что тем самым они выказывают признательность Прометею, стали носить кольца, изготовленные из камня и железа. Некоторые также говорят, что он носил венок, словно в подтвержденье того, что он оказался победителем и злоумышлял безнаказанно. Поэтому и у людей ввелось в обычай по случаю великий радости и побед носить венки, что можно видеть на состязаниях атлетов и пирах. 5. Впрочем, я полагаю, что следует вернуться к началу рассказа и поведать о гибели орла. Геркулес, посланный Эврисфеем за яблоками Гесперид, не зная пути пришел к Прометею, прикованному, как мы уже сказали, к горе на Кавказе, и тот указал ему дорогу. Когда Геркулес возвращался с победой, он поспешил к нему, чтобы рассказать о смерти дракона, о котором мы также уже рассказали, и отблагодарить за услугу, стремясь поскорее вернуть ему заслуженный почет. По устранении бедствия люди постановили сжигать на алтарях богов печень жертвенных животных, чтобы боги насыщались их печенью взамен Прометеевой. 6. Эратосфен же рассказывает о Стреле, что это - та стрела, которой Аполлон перебил Киклопов. Они выковали Юпитеру перун, которым он, как говорят многие, поразил Эскулапия. Эту стрелу Аполлон зарыл на Гиперборейской горе. Когда же Юпитер простил сына, он дуновением ветра принес ту стрелу Аполлону вместе с плодами, созревающими в это время. Вот почему она находится среди созвездий.

 

16 ОРЕЛ Говорят, что это - та птица, что похитила Ганимеда и принесла его к охваченному страстью Юпитеру. Считают также, что Юпитер первый выбрал его себе из птичьего рода. Только орел, согласно распространенной молве, способен лететь навстречу лучам восходящего Солнца. Поэтому взору представляется, что он летит над Водолеем, который, как считают многие, и есть Ганимед. Некоторые также рассказывают, что был некий Мероп, который царствовал на острове Кос, и который остров Кос назвал именем дочери, а тамошних жителей - меропами, по своему имени. Супругой его была некая Ефимия, из рода нимф. Она отказалась почитать Диану, и та стала пронзать ее стрелами. Наконец, Прозерпина живой унесла ее в царство мертвых. Неутешно горюя по жене, Мероп хотел лишить себя жизни, но Юнона сжалилась над ним, превратила его в орла и поместила среди созвездий, дабы он, лишенный человеческого облика, не томился более от тоски, вспоминая супругу. 2. Аглаосфен же, сочинитель <Истории Наксоса>, рассказывает, что Юпитер был тайно унесен с Крита, доставлен на Наксос и там воспитан. Когда он возмужал и вознамерился сражаться с Титанами, он совершил жертвоприношение, и орел послужил ему счастливым предзнаменованием. Он запомнил эту примету и поместил орла среди созвездий. Некоторые также говорят, что Меркурий, - другие называют его Анаплад, - уязвленный красотой Венеры, воспылал к ней страстью. Не будучи в состоянии утолить свое желание, он пал духом от нанесенного ему оскорбления. Юпитер сжалился над ним и, когда Венера купалась в реке Ахелой, послал орла, чтобы тот отнес ее сандалию в египетскую Амитаонию и вручил Меркурию. Венера отправилась на ее поиски и пришла к Меркурию. Утолив свою страсть, он отблагодарил орла, поместив его среди созвездий.

 

17 ДЕЛЬФИН О причине того, почему он был помещен среди созвездий, Эратосфен и другие рассказывают следующее. Когда Нептун сватался к Амфитрите, она, стремясь сохранить целомудрие, тайно удалилась к Атланту. Нептун послал множество соглядатаев на ее поиски, и среди них одного по имени Дельфин. Блуждая среди островов, он, в конце концов, нашел деву, убедил ее вступить в брак с Нептуном и самолично распоряжался на их свадьбе. За это Нептун поместил изображение Дельфина среди созвездий. Вот еще добавление к сказанному: мы видим, что ваятели Нептуновых статуй помещают дельфина или в его руке, или под ногой. Считают, что причиной этого служит великое благоволение к нему Нептуна. 2. Аглаосфен же, сочинитель <Истории Наксоса>, рассказывает, что однажды некие тирренские корабельщики взяли на корабль Отца Либера, тогда еще мальчика, чтобы доставить его вместе со спутниками на Наксос и вверить попечению нимф - кормилиц, которые его там воспитали. Об этом повествуют в родословиях богов как наши соотечественники, так и многие греческие писатели. Но вернемся к начатому рассказу. Корабельщики, побуждаемые жаждой наживы, вознамерились изменить курс корабля. Либер догадался о том и приказал своим спутникам запеть хором. Когда тирренцы услышали совместное пение, их охватил столь неописуемый восторг, что они даже пустились в пляс и, в исступлении пляски, сами того не ведая, попрыгали в море и там превратились в дельфинов. Либер пожелал оставить для людей напоминание об их злоумышлении и поместил изображение одного из них среди созвездий. 3. Другие же говорят, что это - тот дельфин, который доставил кифареда Ариона из Сицилийского моря на мыс Тенар. Ариону не было равных в мусическом искусстве, поэтому он попеременно посещал острова, зарабатывая себе на жизнь. Его рабы, полагая, что для них предпочтительнее обрести вероломную свободу, нежели пребывать в безмятежном рабстве, злоумыслили бросить своего хозяина в море и поделить меж собой его сокровища. Когда он догадался об их замысле, он потребовал не как хозяин у рабов, или невинный у нечестивых, но как отец у сыновей, чтобы они позволили ему облечься в те одежды, в которых он не раз побеждал в музыкальных соревнованиях, ведь еще не было никого, кто бы так, как он, сопроводил свою смерть скорбной песней. Когда исполнилось его желание, Арион, взяв кифару, стал оплакивать свою смерть, и дельфины, привлеченные его игрой, со всех уголков моря устремились к певцу. Воззвав к могуществу бессмертных богов, он бросился на дельфинов. Один из них подхватил Ариона к себе на спину и доставил на Тенарское побережье. В напоминание об этом статуя Ариона стоит там с прилепившейся к ней фигуркой дельфина. Это событие послужило причиной того, что древние астрономы поместили его изображение среди созвездий. Рабов же, полагавших, что они уже освободились от рабства, буря прибила к Тенарскому мысу. Там они были схвачены своим хозяином и понесли весьма суровое наказание.

 

18 КОНЬ Арат и многие другие говорят, что это - Пегас, порожденье Нептуна и Горгоны Медузы, который на горе Геликон в Беотии ударил копытом о скалу и отверз источник, названный по его имени Иппокреной. Другие рассказывают, что в то время, когда Беллерофонт прибыл к аргосскому царю Прету, сыну Абанта, царская жена Антия воспылала к нему страстью и потребовала от него утолить ее неразумное хотение, обещая ему за то мужнино царство. Будучи отвергнута и страшась, как бы он не обвинил ее перед царем, она, опережая его, жалуется Прету, что Беллерофонт-де хотел сойтись с ней против ее желания. Прет, которому Беллерофонт пришелся по душе, не пожелал сам казнить его, но зная, что у него есть конь, послал его к Иобату, отцу Антии, - многие называют ее Стенобеей, - чтобы он, защищая честь своей дочери, послал Беллерофонта против Химеры, которая в то время опустошала нивы ликийцев, сжигая их огнем. Беллерофонт вышел из испытания победителем, но после того как он, отворив источник, устремился взлететь на небо и был уже близко к цели, он посмотрел на землю, от страха упал вниз и тогда, говорят, убился. Конь же продолжил полет ввысь, и Юпитер, считают, поместил его среди созвездий. Другие рассказывают, что Антия вовсе не оговорила его, но что он сам, избегая докучливых просьб о том, чего он не хотел исполнить, или чтобы не поддаться на ее уговоры, удалился из Аргоса. 2. Еврипид же рассказывает в <Меланиппе>, что Гиппа, дочь кентавра Хирона, звалась прежде Фетидой. Она росла на горе Пелион и со всей страстью предавалась охоте. Однажды сын Эллина Эол, внук Юпитера, соблазнил ее, и она зачала. Когда приблизилось время родов, она скрылась в лесу, чтобы ее отец, уверенный в ее непорочности, не стал свидетелем рождения внука. Поэтому, когда отец искал ее, она, говорят, обратилась к могуществу богов, чтобы ее родитель не застал ее во время родов. После рождения сына она превратилась в кобылицу и, по воле богов, была помещена среди звезд. 3. Некоторые рассказывают, что она была пророчицей, но поскольку она имела обыкновение разглашать людям замыслы богов, они превратили ее в кобылицу. Каллимах же говорит, что она перестала охотиться и почитать Диану, и за это Диана наделила ее вышеупомянутой наружностью. Говорят также, что по этой причине она находится вне поля зрения Кентавра, которого некоторые называют Хироном, и что она различима только наполовину, чтобы нельзя было распознать в ней женщину.

 

19 ДЕЛЬТОВИДНОЕ СОЗВЕЗДИЕ Это созвездие получило свое название по той причине, что оно, как и греческая буква, имеет треугольную форму. Считают, что Меркурий поместил его над головой Овна с той целью, чтобы обозначить его блеском местонахождение едва различимого Овна и изобразить первую букву имени Юпитера, по-гречески ????. Некоторые говорят, что это созвездие имеет очертания Египта, другие - что воспроизводит очертания земель, которые Нил отделяет от Эфиопии и Египта. Одни полагают, что оно представляет форму Сицилии; другие говорят, что, поскольку древние поделили обитаемую землю на три части, это и означают три его угла.

 

20 ОВЕН Считают, что это - тот овен, который, согласно легенде, перенес Фрикса и Геллу через Геллеспонт. Гесиод и Ферекид сообщают, что у него была золотая шкура, но об этом мы подробно расскажем в другом месте. Многие говорят, что Гелла упала в Геллеспонт и, сойдясь с Нептуном, родила Пеона, или, по словам некоторых, Эдона. Что касается Фрикса, то он невредимо прибыл к Ээту, принес овна в жертву Юпитеру и прибил его руно в храме. Изображение же самого овна, помещенное среди созвездий Нефелой, отмечает то время года, когда сеют зерно, то зерно, что раньше Ино сеяла изжаренным, - это и послужило главной причиной бегства. Эратосфен говорит, что овен сам снял с себя золотую шкуру, отдал в память о случившемся Фриксу и по своей воле вознесся на небосвод: вот почему, как мы сказали выше, он представляется взору тусклым.2. Некоторые говорят, что Фрикс родился в городе Орхомене, в Беотии, по словам же других он появился на свет в Салоне, в Фессалии. Одни говорят, что Кретей, Афамант и многие другие были сыновьями Эола; некоторые уверяют также, что сыном Афаманта был Салмоней, внук Эола. У Кретея была жена Демодика, которую другие называют Биадика. Уязвленная красотой Фрикса, сына Афаманта, она воспылала к нему страстью, но не могла добиться, чтобы он уступил ее неразумному хотению. Поэтому необходимость вынудила ее обвинить Фрикса перед Кретеем в том, что он-де едва не сошелся с нею против ее воли, и присочинила вдобавок много такого, что в обычае у женщин. Кретей, разгневанный случившимся, как и подобает любящему супругу и царю, убедил Афаманта предать сына смерти. Но тут вмешалась Нефела и, унеся Фрикса и его сестру Геллу, посадила на овна и приказала бежать как можно дальше за Геллеспонт. Гелла упала в воду и тем уплатила долг природе, и ее именем был назван Геллеспонт. Фрикс прибыл в Колхиду и, как мы сказали раньше, заколов овна, прибил золотое руно в храме. Самого же его Меркурий привел обратно к Афаманту, и он доказал своему отцу, что он, оставаясь невиновным, принужден был бежать.3. Гермипп же рассказывает, что в те времена, когда Либер завоевывал Африку, он прибыл с войском в ту землю, которая, будучи вся покрыта песком, называлась Аммоды. Там он оказался в величайшей опасности: необходимо было продолжать путь, вдобавок его положение усугублялось тем, что в этом месте не было ни капли воды. Это привело к тому, что войском овладело великое уныние, и когда воины размышляли о том, как быть дальше, к ним вдруг приблизился одиноко блуждавший овен. Заметив их, он нашел спасение в бегстве. Хотя заметившие его воины страдали от песка и, изнуренные жарой, едва могли идти вперед, тем не менее они, словно доставая добычу из огня, бросились за овном и преследовали его вплоть до того места, которое впоследствии получило свое название по построенному там храму Юпитера Аммона. Придя туда, они нигде не могли отыскать того овна, которого они преследовали. Но зато, - а это было их величайшим желанием, - они обнаружили в том месте изобилие воды, восстановили силы и поспешили сообщить о находке Либеру. Возрадовавшись, он привел в те земли войско и построил там храм Юпитера Аммона, установив в нем статую с бараньими рогами. Овна Либер поместил среди созвездий таким образом, чтобы Солнце, пребывая в этом знаке, возрождало силы всякого творения, что и происходит весной, и сделал это именно по той причине, что бегство овна возродило его войско. Кроме того, он пожелал, чтобы Овен, послуживший наилучшим проводником для его войска, и среди двенадцати знаков стал первым. 4. Но Лев, который написал <Историю Египта>, рассказывает о статуе Аммона следующее: когда Либер правил Египтом и почитался людьми как зачинатель всякого ремесла, из Африки прибыл некий Аммон и пригнал Либеру множество скота, чтобы тем самым легко снискать его милость и хоть в каком-либо деле прослыть первооткрывателем. Считают, что за эту услугу Либер подарил ему землю, что находится напротив египетских Фив. Поэтому ваятели Аммоновых статуй изображают его с рогатой головой, дабы люди помнили, что он первым познакомил их со скотоводством. Те же, которые хотят вменить Либеру заслугу этого деяния, которое он совершил по своей воле, без вмешательства Аммона, с рогами ваяли статуи Либера, и Овен, говорят, помещен среди созвездий в память о том событии.

 

21 ТЕЛЕЦ Говорят, что Телец был помещен среди созвездий потому, что он, по словам Еврипида, невредимой доставил Европу на Крит. Некоторые рассказывают, что Юпитер, когда Ио была превращена в корову, словно в оправданье перед нею поместил ее изображение на небосводе таким образом, что ее передняя часть представляется взору в виде быка, остальное же тело плохо различимо. Телец обращен к восходу солнца, и звезды, составляющие очертания его головы, называются Гиады. Ферекид из Афин утверждает, что это - кормилицы Либера, числом семь, которых раньше называли также додонскими нимфами. Имена их суть таковы: Амвросия, Евдора, Педила, Коронида, Поликсо, Фито, Фиона. Рассказывают, что Ликург обратил их в бегство, и все они, по словам Асклепиада, кроме Амвросии, нашли пристанище у Фетиды. По свидетельству же Ферекида, они сопровождали Либера до Фив, чтобы вверить попечению Ино. За это Юпитер отблагодарил их тем, что поместил среди созвездий.2. Плеяды же получили свое имя потому, что их было, по словам Мусея, пятнадцать дочерей, рожденных Атлантом и Эфрой, дочерью Океана. Пятеро из них, как он утверждает, зовутся Гиадами, потому что у них был брат Гиас, нежно любимый сестрами. Когда его на охоте растерзал лев, вышеупомянутые пять сестер, рассказывают, погибли, терзаясь неизбывной тоской. Поэтому они, особенно скорбевшие о его гибели, получили имя Гиады. Оставшиеся десять сестер горестно уразумели смерть товарок, и семеро из их числа лишили себя жизни. Ввиду того, что большинство из них рассудили одинаково, они названы Плеядами.3. Александр же говорит, что Гиады получили имя потому, что они суть дочери Гиаса и Беотии, Плеяды же - потому, что они дочери океаниды Плейоны и Атланта. Рассказывают, что числом Плеяд семь, но никому не дано разглядеть больше шести. Причину этого объясняют тем, что шесть из семи сожительствовали с бессмертными богами: три с Юпитером, две с Нептуном, одна с Меркурием, последняя же, считают, была супругой Сизифа. Из их числа от Юпитера Электра родила Дардана, Майя - Меркурия, Тайгета - Лакедемона. От Нептуна Алкиона родила Гириея, Келено - Лика и Никтея. Марс же родил Эномая от Стеропы, которую другие называют супругой Эномая. Меропа же в браке с Сизифом родила Главка, которого многие называют отцом Беллерофонта. Благодаря своим остальным сестрам и она была помешена среди созвездий, но так как она была замужем за смертным, ее звезда очень тускла. Другие говорят, что невозможно разглядеть Электру, ведь Плеяды, считают, предводительствуют хороводом звезд, но после того как была захвачена Троя и ее потомство, рожденное от Дардана, истреблено, она, потрясенная горем, отделилась от сестер и расположилась на арктическом круге. Она доступна взору в течение долгого времени, горько стенающая, с распущенными волосами, и поэтому ее называют кометой.4. Впрочем, этим Плеядам, дочерям, как мы сказали выше, Плейоны и Атланта, древние астрономы определили место на небе в стороне от Тельца. Когда Плейона и ее дочери проходили по Беотии, Орион, распалясь желанием, захотел сойтись с нею против ее воли. Она пустилась в бегство, и Орион безуспешно преследовал их семь лет. Но Юпитер сжалился над девами и поместил их среди созвездий, и впоследствии некие астрономы назвали их хвостом Тельца. Поэтому взору представляется, что Орион до сих пор преследует их, убегающих на запад. Эти звезды нашими соотечественниками были названы Vergiliae, потому что они восходят с наступлением весны. Они и на самом деле пользуются большим, сравнительно с прочими звездами почетом, ведь их восход знаменует наступление лета, заход же - зимы, что не дано другим созвездиям.

 

(Продолжение следует)

 

Сравнительно-историческая мифология:

Кельтская мифология.

Германская мифология.

Фрако-дакийская, иллирийская и скифо-сарматская мифологии.

Индоевропейский пантеон.

Славянская и балтская мифологии

Типология мифов.

 

Мифологические тексты:

Тексты по мировой мифологии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Месопотамии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Египта.

Тексты по истории, мифологии и культуре Месоамерики.

История и мифология Китая.

Тексты по истории, мифологии и культуре Ирана.

Тексты по истории, мифологии и культуре Древней Индии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.

Тексты по истории, мифологии и культуре Ирландии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Скандинавии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Финно-Угрии.

Всемирная история.

 

 


В избранное