Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира.


Третья культура античности.

 

Этруски - третий по степени значимости народ античной цивилизации, после греков и римлян. Они не обладали греческим художественным гением и римской военно-административной хваткой. Талант этрусков выразился в другом. Говоря языком советских детских писателей, «руки у них были золотые».

         Искусственным ландшафтом этрускам служили их небольшие города (Вейи, Цере, Клузий, Тарквинин и др.), утопающие в зелени - знаменитое «Двенадцатиградье». Двенадцать - магическое число. Три - символизирует вселенную по вертикали (мир богов, мир людей, мир мертвых духов). Четыре - земля с ее сторонами света. Сложив эти числа, мы получим семь - другое магическое число. Перемножим - вот искомое двенадцать. Отсюда и двенадцать богов олимпийцев, двенадцать индийских богов-адитьев, двенадцать скандинавских асов (хотя, в реальности, их всегда было чуть меньше или больше).

         Когда этруски колонизировали долину реки По, они перенесли это двенадцатичастное деление и туда, создав дочернюю федерацию. Болотистые земли северной Италии этот народ, благодаря высокой агротехнической культуре, превратил в цветущий сад. Когда же римляне оккупировали земли По, они развалили все тамошнее сельское хозяйство и до 19 века н.э. италийский север был зоной болот и лихорадок.

         Будучи отличными агротехниками, этруски являлись и прекрасными ремесленниками. Они неплохо работали в мраморе, но особо прославились в технике бронзового литья. Знаменитая статую римской волчицы, выкармливающей основателей «вечного города» Ромула и Рема, создана этрусками.

         На маленьких статуэтках запечатлен облик представителей этого интересного народа. Мы видим, насколько они отличаются от древних римлян, с их гладкими волосами и прямыми носами. Этруски же, скорее, напоминают каких-то бородатых, хитрых мужичков.

         Большинство теорий сходится в том, что данный народ является поздним пришельцем на Аппенинском полуострове. Однако нет согласия относительно пути его проникновения в Италию. Одни авторы (ссылаясь на античные тексты) утверждают тезис о восточном происхождении этрусков (с островов Эгейского моря), их родство с исконным населением Греции - пеласгами. Другие (опираясь на данные археологии Бронзового века Европы) говорят о северной родине этого таинственного народа. Иногда пытаются объединить обе теории в пользу двух слившихся этнических потоков.

         Есть и гротескные концепции. «Этруски» (другое название - «расены») отождествляются с древними славянами, «предками русского народа».

         Поиск истины усложняется нерасшифрованностью этрусской письменности. Для того, чтобы научиться читать любой мертвый и неизвестный язык, кто-то должен совершить научный и человеческий подвиг (например, как француз Шампольон, в отношении египетских иероглифов). Знание даром не приходит.

         Сейчас нельзя даже, с уверенностью сказать, являлись ли этруски индоевропейским народом (все же, большинство ученых склоняется к этой мысли). Однако нам известны имена многих этрусских богов, прежде всего, благодаря бронзовой модели печени из Пьяченцы.

         Надо сказать, что этруски обожали различные виды гаданий. Особой популярностью здесь пользовались авгуры - жрецы, делавшие предсказания по полету или крикам птиц, и гаруспики - они гадали по форме жертвенной печени.

         Гадание по печени жертвенного животного было распространено также и в Вавилонии, что лишний раз говорит о сильном влиянии на этрусков восточных цивилизаций. Смысл был в том, что любое значимое божество имело свое представительство на поверхности такого важного и уважаемого в древности органа, как печень. Эта идея не лишена некоего зерна - верит же современная медицина в то, что различные части тела имеют представительства на радужной оболочке глаза.

         Гадательные способности этрусков высоко ценили суеверные (как многие рационалисты) римляне. Римские государственные мужи неоднократно издавали указы, направленные на сохранение этих навыков, чуть ли не принудительно заставляя этрусскую молодежь перенимать наследственное искусство у своих родителей. Слово «авгур» стало почти нарицательным (может быть, кто-то помнит образ сериала «Досье детектива Дубровского», хорошо показывающего призрачность современной российской жизни).

         Но все же, психологическое отличие между римлянами и этрусками бросается в глаза даже при чтении исторических текстов. Однажды два народа сошлись перед битвой. Внезапно, римляне увидели идущих перед этрусским войском жрецов, держащих в руках перед собой ядовитых змей (они изображали, таким образом, страшных демонов подземного мира). Римские солдаты забеспокоились, но просвещенные военачальники ободрили их, сказав: «Это всего лишь змеи!». Римляне атаковали и наголову разбили этрусков.

         Вообще, восточные черты прослеживались во многих областях этрусской цивилизации. Древние их одежды напоминали моды народов Малой Азии. Позднее связи с Азией сократились, и этруски поневоле переориентировались на греческие образцы, втягиваясь в античную цивилизацию. Однако, в политике они были врагами греков, находясь в военном союзе с Карфагеном.

Ориентализирующим компонентом этрусской цивилизации считают и заупокойный культ. Ни у греков, ни у римлян мы не встретим ничего подобного. Красиво расписанные гробницы, огромные мраморные саркофаги, богато украшенные мифологическим сценами. Причем, изначально представление о потусторонней жизни носило радостный (подобно древнеегипетскому) характер. Излюбленным персонажем в эту эпоху была богиня Ванф (крылатая женщина с открытой грудью, держащая в руке факел) - добрая проводница души в Загробный мир.

И лишь позднее, на закате своей истории, этрусская религия начинает проникаться пессимизмом. Тогда-то и проступают в искусстве все эти демоны: Хару, символизировавший саму смерть, и Тухулка (с птичьей головой, крыльями, и ядовитыми змеями в руках), олицетворявший посмертные мучения.

Кстати, во время похорон важной персоны, этруски устраивали ритуальный поединок предназначенных в жертву рабов. Этот обычай и заимствовали римляне под название гладиаторских боев. Только в Риме был выхолощен всякий сакральный смысл явления, превратившегося в любимейший вид массового зрелища (римская цивилизация на закате была весьма подобна современной). Однако некоторые этрусские черты формально сохранились. Так, например, в римском цирке имелся особый человек в костюме Хару, который специальной деревянной колотушкой разбивал голову раненому и обреченному гладиатору.

Восточной была и организация этрусского общества. Во главе города стоял лукумон - священный царь. Сакральность его была столь велика, что лукумон должен был ставить свои ноги лишь на специальную подставку, либо на спину некоему придворному, дабы божественная энергия царя не уходила в черную землю. Это очень напоминает обычаи «отсталых обществ» Экваториальной Африки, Амазонии и Юго-восточной Азии, рассмотренные Дж. Фрэзером в его знаменитой «Золотой ветви».

Лукумоны, обладая деспотической властью, организовывали масштабные ирригационные работы, что и позволило превратить Этрурию в Эдем. Эту же практику они пытались перенести и в Рим (во время своего правления там). Поскольку лукумон не проводил принципиальной разницы между свободными подданными с точки зрения их родовитости, он заставлял трудиться на общественных работах всех без исключения (эдакий коммунистический субботник).

Однако в римском обществе подобная политика имела неожиданные последствия. Патрициям было западло трудиться наравне с плебеями (кто служил в армии, или сидел в тюрьме, отлично поймет суть ситуации). Поэтому они, в знак протеста, часто устраивали демонстративные самоубийства. В конечном счете, данная коллизия, наряду с прочими обстоятельствами повлекла отделение Рима от этрусской федерации и последующие войны.

Исторический период этрусской цивилизации был относительно коротким. По преданию, этруски появились в Италии в 11 веке до н.э. Но активную роль в истории они играли в 7 - 6 вв. до н.э. Тогда этрускам принадлежала северная и половина средней Италии и некоторые острова (например Корсика). Численность населения Этрурии можно определить как 1- 1,5 миллиона человек.

Этрусские пираты контролировали Тирренское море (в греческом мифе бога Диониса пытались захватить тирренские морские разбойники, но были наказаны им). Выходили они и на Адриатику. Однако западные эллины сумели разбить этрусков и их союзников карфагенян на море и на суше. Поскольку это  произошло одновременно с тем, как восточные эллины разгромили персов, можно сделать вывод о единой антигреческой коалиции народов Востока.

Карфаген, как известно, оправился и смог взять реванш над греками и выдержать три войны с римлянами. А вот этрускам повезло меньше. Рим поднял восстание и весьма успешно. Разгорелась борьба между самими этрусскими городами. В конце пятого века до н.э. этрусские колонии в долине реки По были сметены нашествием кельтов (галлов). Окончательно этруски были подчинены федерацией латинских племен во главе со все тем же Римом.

Как уже говорилось выше, великолепные воины, юристы, администраторы и строители римляне были весьма посредственными земледельцами (хотя и старались учиться у других, например у карфагенян). Они не справились с агротехникой сложного района севера Италии. Вместо этрусских садов появились нагоняющие лихорадку болота и, с другой стороны - выжженные солнцем равнины. В этих климатических условиях многие этруски вымерли, а оставшиеся получили презрительное римское прозвище: «толстые этруски».

В третьем веке нашей эры на римский престол взошел сын императора Валериана (попавшего в плен к персам) Галлиен. За период правления Галлиена (253 - 268 гг.) было множество мятежей, поэтому его эпоха получила название «время тридцати тиранов». Император, в труднейших условиях старался возродить традиции Августа и опирался на армию и муниципальные круги. Однако его политика вызывала негативную реакцию со стороны аристократии. Есть сведения, что со стороны своей матери Галлиен был этруском.

 

Алексей Фанталов.

 

Fantastical pictures 1 - Фантастические картины 1.

Fantastical pictures 2 - Фантастические картины 2.

Fantastical pictures 3 - Фантастические картины 3.

Fantastical pictures 4 - Фантастические картины 4

Drawings - Графические картины.

Abstract pictures - Абстрактные (супрематические) картины.

Still lives 1 - Натюрморты 1

Still lives 2 - Натюрморты 2.

Flowers. - Цветы.

Portraits - Портреты.

Temples - Храмы

 


В избранное