Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Игра в средиземноморские интриги.


Игра в средиземноморские интриги.

 

Приятно, знаете ли, поизощрять ум. И, даже если ничего в интригах не смыслишь, потренироваться на данном поприще. Вот я часто вожу народ в Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. И люди спрашивают: "Зачем такие излишества в орнаментике?". Ведь мало что все плоскости покрыты узорами - так еще и узоры выписаны достаточно предметно - виноград, цветы, животные, чудовища и т.д. (впрочем, итальянцы даже в орнаментах обожали предметность и реализм).

А я и объясняю в меру своего разумения. Вот, допустим, прогуливается по этм лоджиям пара кардиналов, и обсуждает разные важные вопросы: кого убрать, кого продвинуть. Какому и когда документу дать ход (отчего, может, за морями падет правительство, или правителя свергнут - типа кабинетная дипломатия). А взгляд беседующих неизбежно скользит по изукрашенным прихотливыми орнамента стенам, и мысль становится, постепенно, все извилистее и извилистее.

А в наших домишках все наоборот :(

Так вот, вдохновившись этой идеей, летом я провел в узком кругу небольшую ролевую игру на историческую тематику. Это был всего лишь второй мой опыт подобного рода, так что не судите строго. Но мне, и большинству участников понравилось.

С общего согласия мы избрали временем действия Европу тринадцатого столетия. Если для Древней Руси 13 век – период тяжелейших испытаний (усобицы, католическая агрессия, монголо-татарское нашествие), то для Запада – время первого большого подъема.

Вначале игры у нас присутствовали четыре персонажа. Вот они:

Рыцарь Хорст (Германия). Типичный авантюрист, неразборчивый в средствах. Кого-то заколол на родине и вынужден спасаться бегством. Способности его я отбросил на монетках – герою не повезло. Монетки показали напряг с умом и хитростью (слава богу, с силой все оказалось в порядке). Естественно, фехтует мечом, и знает «современные европейские танцы».

Дама Алиенора (Германия). Молодая вдова, владелица замка. Видимо, также авантюристка по натуре (а иначе, с чего бы потащилась странствовать?). Умеет нравится мужчинам, умна и изворотлива. Знает силу трав (то-то муж рано скончался J).

Епископ Олеарий (Рим). Полномочный легат Папы Римского, выполняет высокую миссию продвигать ратификацию унии с католиками в Византии. Тоже достаточно сообразителен, умеет убеждать людей. На всякий случай, среди походных вещей хранится рапира.

Герцогиня Роберта (Шотландия). Одно слово, что «герцогиня» - так, вересковые пустоши и куча камней («замок»). Вот и надумала, понимаешь, колесить по Европам, дабы договориться о выгодном замужестве своей дочери. С умом и хитростью дело неплохо обстояло, правда (о чем косвенно свидетельствовал и отравленный кинжал).

Я, кстати, у женщин по одной единице отнимал от силы и прибавлял к хитрости. Чтобы все как в жизни.

 

Итак, мы написали на бумажках названия средневековых стран (Англия, Франция и пр.), и положили их в шляпу. Роберта по моей просьбе вынула бумажку – оказался Египет J. И наши герои появились в государстве мамлюков, ну, скажем – в караван-сарае.

Сидят они, знакомятся друг с другом. Вдруг, среди группы мусульманских посетителей обнаруживается недоброжелательство по отношению к «франкам».

Дело можно попытаться решить миром, однако мешает специфика нашей компании. Европейских женщин на переговоры не пошлешь, епископ умеет уговаривать, но его сан здесь идет в минус, рыцарю Хорсту по роли не хватает сообразительности. В общем, случилась драка.

Рыцаря выпустили вперед, но ему не слишком повезло (несмотря на бонус мечника). В результате, они с епископом ранены, ранены и двое с противоположной стороны. Стража волокет всех на суд к кадию Абдуррахману.

Кадия (как и остальных эпизодических фигур) играю я.

«Нечестивые франки! Как смели вы, злоупотребив гостеприимством султана, развязать драку и ранить двух правоверных – и среди них почтенного купца Рахима?».

Но Алиенора все же вступила в переговоры (ввиду того, что мужчины страдали от ран).

«Уважаемый Кадий! Несмотря на все распри между нашими народами, и вы и мы люди Писания. А Писание требует оказывать гостеприимство страждущим. К сожалению, не все люди в караван-сарае были доброжелательны к нам, заброшенным сюда страшной бурей. И некий человек, которого звали Казим активно подстрекал собравшихся против нас. Защищая дам, Хорст и Олеарий рисковали жизнью и получили тяжкие раны. Припадаю к твоим стопам, о Кадий и прошу справедливости».

Кадий решает пробить Казима по базам данных. Я отбросил монетки. Оказалось – Казим – отъявленный мерзавец и криминал, давно в розыске. Теперь им займутся палачи, а наши герои благополучно продолжат путь.

Претерпев столько волнений, путники ищут христианский корабль. Им подворачивается генуэзский капитан, который требует по десять золотых монет за доставку в Акру (один из последних оплотов крестоносцев в Святой земле, позже отнятый мамлюками). Типа – грузоподъемность корабля невелика и выгоднее вместо пассажиров взять еще по тюку с тканями.

Но отдать всю наличность наши герои не готовы, поэтому ищут пути смягчить жадность купца. Рыцарь предлагает услуги воителя. Купец приглашает своего военспеца Джузеппе, плававшего с пиратами и освоившего тонкости военного ремесла.

Отбрасываем монетки - Хорсту опять не повезло, у него выбили меч.

Тогда слово берет епископ Олеарий. Он начинает гнуть пальцы и пугать, что когда корабль вернется в Европу, команду могут начать проверять на предмет религиозной благонадежности.

Монетки, вкупе с бонусом на убеждение решили вопрос положительно – капитан удовлетворился парой монет с каждого.

Герои прибыли в Акру, разместившись в странноприимном доме. Хорсту не сиделось на месте, вот он и отправился на ночь глядя, поискать приключений на свою голову.

Забредши в глухой переулок, он увидел свет в окне большого богатого дома. Рыцарь забирается по каменным уступам наверх, заглядывает в окно, и видит нечто, похожее на черную мессу.

Хорст спрыгнул на землю и затаился поодаль. Когда через час посетители дома стали расходиться, наш герой незаметно пошел за одним из участников эвента. Неожиданно объявившись, рыцарь припер человека к стене и начал расспрашивать обо всем.

Тот стал что-то плести о тайных ритуалах и практиках, дающих участникам власть и могущество, о знатных господах, исповедующих «древнее учение».

Тема показалась Хорсту интересной, тем более что он был родом из Германии, чьи императоры были весьма сомнительными христианами. Недавно папы сокрушили династию Штауфенов, но это не добавило у немцев симпатии к Риму.

Короче, алчный рыцарь подрядился поставить злодеям даму благородного происхождения «для мистерий».

Вернувшись под утро в странноприимный дом, он начал расхваливать своих новых знакомых, их полезные связи, и уговаривать герцогиню Роберту помочь преподать хозяину дома уроки танцев. Алиенору он не зовет, поскольку испытывает симпатию к молодой женщине (землячке опять же). Но авантюристка сама навязывается в компанию ему и Роберте (а отказывать ей нельзя – возникнут подозрения).

Хорст приводит женщин в дом, там их разводят по разным комнатам. Герцогиня исчезает в дальних покоях, а Алиенору решают использовать как тайного агента. Авантюрная дама соглашается, тогда ее посвящают в суть дела.

Хозяева дома состоят в ордене тамплиеров и участвуют в главном противостоянии тогдашней Европы – гвельфов (папистов) и гибеллинов (сторонников германских императоров). Хотя формально тамплиеры и не поддерживают империю (тем более, недавно униженную Римом), в душе они с ней (такие же любители всяких тайных штучек). Раз папы желают привести византийцев к унии, значит надо совать палки в колеса этому процессу. Иначе могущество Рима, опирающегося на Францию, станет непреодолимо.

Получив инструкции (о которых простодушный Хорст так и не узнал), Алиенора вернулась вместе с рыцарем в странноприимный дом госпитальеров. Епископ Олеарий выразил удивление отсутствием Роберты, но ему было показано собственноручное письмо герцогини, в котором она выражала твердое намерение остаться в Акре, принять постриг и завещать свое имущество (не слишком значительное) Ордену тамплиеров. В душу проницательного Олеария закрались сомнения, но он сделал вид, что поверил.

И герои отправились в Константинополь.

Константинополь конца тринадцатого столетия представлял собой странное зрелище. Огромный и пышный город не мог уже скрывать черты регресса. На всей жизни византийского мегаполиса легла печать ожидания и двусмысленности.

Византия долгие века шла путем упадка, но накопленная мудрость изо всех сил затормаживала старение государственного организма империи. Тем не менее, в 1204 году в ходе Четвертого крестового похода французские рыцари и венецианцы, воспользовавшись раздраем в среде правящего византийского класса, захватили Константинополь и основали на территории Византии феодальную Латинскую империю и ряд вассальных княжеств (герцогство Афинское и т.д.).

Однако, византийское сопротивление, руководимое династией Ласкарисов и опирающееся на Никею и малоазиатские земли, смогло и на этот раз возродить империю (правда, в сильно урезанных границах). А затем полководец и опекун малолетнего царевича Ласкариса Михаил Палеолог сумел отвоевать Константинополь и короноваться там императором Византии (при этом он очень дурно поступим с царевичем), основав последнюю византийскую династию Палеологов.

Но у Михаила имелся опаснейший враг – Карл Анжуйский, в это же самое время по заданию Папы сломивший последних правителей из рода Гогенштауфенов и создавший собственное феодальное королевство в Северной и Южной Италии. Теперь Карл мечтает захватить Византию и основать новую могущественную средиземноморскую империю.

Папа, тем не менее, предпочитает мирное включение греков в орбиту католицизма. В 1274 в Лионе состоялся Собор, на котором посольство Палеолога подписало договор об Унии с католиками.

Однако ни основная масса византийских иерархов, ни народ в целом Унию не приняли, и все осталось в подвешенном состоянии.

Это исторический фон, а остальное – выдумки игры.

 

Итак, наши герои по лазурным водам Мраморного моря на генуэзском корабле приплывают в Константинополь. Здесь персонажи разделяются, пытаясь каждый решать свои собственные задачи. Епископ Олеарий отправляется к принцессе Софье, племяннице Михаила Палеолога.

Софья – вымышленный персонаж, спонтанно возникший, дабы занять работой нового участника – юную красивую девушку.

Олеарий, воспользовавшись бонусом красноречия, уговаривает принцессу использовать свое влияние на императора с целью продвижения Унии. Стратегическая ситуация явно подталкивает принцессу к сотрудничеству с католиками, епископ сулит Софье выгодный брак с Карлом Анжуйским, возможность выйти из византийского закутка в широкий мир Запада.

Но в игру запущен и еще персонаж – полководец Роман. Согласно введенным мной данным, Роман вместе с патриархом Иосифом являются главными вождями народной партии, стоящей за древлеотеческое православие. Именно их авторитет не позволяет Михаилу Палеологу провести решения Лионского собора в жизнь.

В принципе, у Софьи просматривался в рамках игры и еще один вариант – сблизиться с Романом. Интересно было наблюдать, как пятнадцатилетняя девушка старается принять «правильное решение» (есть в Воронеже такой глянцевый журнал для деловитых людей J). Полтора часа думала, советовалась с мамой.

Наконец, предпочла старого короля молодому полководцу (разумно).

Но вот незадача – Олеарий стал склонять принцессу отравить полководца. Софья по-всамделишному переживала, пыталась помириться с Романом. Однако, сила вещей неумолима. Софья играет в шахматы с полководцем, и выигрывает (у нее бонус на игру).

Если бы Роман был умен, его приколол бы шахматный талант девушки. Но мы отбросили на монетках ум – оказался глуповат наш полководец, поэтому проигрыш девице его лишь рассердил.

Короче, Софья подсыпала яду, но неудачно, и Роман выздоровел. Естественно, никаких контактов между ними быть уже не могло. Роман жалуется патриарху (его, как и других эпизодических персонажей отыграл я). Иосиф приходит к Софье, уговаривая ее исповедаться. Увы, принцесса закоснела в неверии L.

 

А рыцарь Хорст не терял времени зря. По совету дамы Алиеноры, он отправился наниматься на службу в византийскую гвардию. Его боевое искусство столь понравилось командиру Мардонию, что тот рекомендовал его Роману, а тот зачислил в войска военным инструктором. Византийские патриоты готовятся отражать вторжение Карла Анжуйского, которое неизбежно в случае непринятия Унии. А классных бойцов осталось немного, и некому муштровать призванных в армию крестьян.

Дама Алиенора довольна – она ведь получает канал коммуникации с Романом, как и учили ее тамплиеры.

Правда, Олеарий пытается перетянуть Хорста на свою сторону, напоминая былую дружбу и суля разные блага (прощение в Германии, выгодный брак и т.д.). Взамен – просит убить полководца. Но Хорст резонно рассудил, что он и так получит свое на службе у Романа. Короче – риска много, а выигрыш - проблематичен.

Легат отступает.

И здесь происходит драматическое событие – вновь на сцене появляется герцогиня Роберта, чудом спасшаяся из лап падших тамплиеров. Она приходит к епископу Олеарию, прося защиты. Епископ сам не свой от радости – он ведь может теперь скомпрометировать не только Хорста, но через него – всю патриотическую партию Византии.

Роман узнает об этом, но дотянуться до Роберты никак не удается – она надежно укрыта папским легатом.

И вот собран Императорский совет. На нем присутствуют: полководец Роман, принцесса Софья, папский легат епископ Олеарий. Патриарх Иосиф по болезни отсутствует.

Слово берет Софья, обвиняя полководца Романа чуть ли не в покушении на ее честь. Император Михаил слегка успокаивает принцессу, полагая что дело в слишком живом воображении девушки. Роман пытается оправдаться, но как-то неубедительно. Эх – не поведал полководцу Хорст о планах покушения на его персону!

Затем поднимается епископ Олеарий, полномочный представитель Рима, призванный проследить за ходом ратификации Унии. Он вынимает из рукава козырную карту – герцогиню Роберту. Сатанинские штучки ведь не жалуют ни на Западе, ни на Востоке.

Роберта обвиняет во всем Хорста – «этого ужасного человека».

«Ввести сюда рыцаря!» - требует император.

Хорст начинает юлить, понимая, что дело пахнет керосином (в прямом смысле слова). Наконец, он соображает, что надо рассказать о зловещих подстрекательствах Олеария.

Но дорога ложка к обеду – сейчас его обвинения против епископа смотрятся простым наветом.

Хорста подвергают пытке, на которой он не устоял в своих показаниях.

Угроза нависает уже и над Романом – «пригрел змею на груди», доверил обучение армии такому человеку! Разумеется. Романа за здорово живешь в железа не закуешь…

На Совет приглашена и третья свидетельница – дама Алиенора. Увы – ее играет другая актриса, которая не успела проникнуться нежными чувствами к земляку-рыцарю. К тому же, тамплиеры велели Алиеноре поддерживать патриотическую партию в Византии, а не какого-то бедолагу Хорста. И дама все сваливает на рыцаря (чем, правда, мало помогает Роману).

Триумф униатской партии почти полный. Но Романа выручает рандом. Во-первых, монетки показывают, что Михаил не заинтересован пока что в немедленном введении Унии в силу.

Во-вторых, мы вводим патриарха Иосифа (поднявшегося с одра).

Патриарх, правда, ведет себя скорее как судья или свидетель – новый игрок не успел проникнуться особенностями роли. Но монеты показали, что его доводы успокоили Палеолога. Пока успокоили.

А рыцарь был приговорен. И больше всех действующих лиц радовался именно он - Хорст ведь оказался самым ярким образом в игре.

 

Алексей Фанталов.

 

"Хроники ролевых маневров или "почуствуй себя юнитом".

Повесть.

"Ладожский ролевой фестиваль 13 – 14 сентября 2008. Пролог".

Маневры Ассоциация ролевых клубов СПБ 28 сентября 2008.

Дружеские маневры ПЛК 26 октября 2008 г.

Маневры Ассоциация ролевых клубов СПБ 9 ноября 2008.

Маневры РК "Зверобой" или "В гостях у "Нюрнберга" 7 декабря 2008.

Маневры Ассоциация ролевых клубов СПБ 21 декабря 2008.

 


В избранное