Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. «Беовульф 3D».


«Беовульф 3D».

 

 

Решил я где-то в декабре отправиться в кино. Но что посмотреть? Не советско-буржуйский же фильм «Ирония судьбы 2»? За глаза хватило и саундтрека, где красавица Алла Пугачева  и ее не менее очаровательная дочка попеременно выплывают «из глубин».

Нет, раз я «мифолог», то и смотреть мне мифологические картины. Благо шел «Беовульф» Роберта Земекиса.

«Беовульф» - прекрасная поэма Х века (написана уже в христианскую эпоху, но с сильными языческими реминисценциями). Несмотря на то, что она была создана англосаксами, действие происходит в «стране гаутов» - то есть восточной территории современной Швеции (Гетеборг и пр.). По ходу здесь отражены сложные исторические связи внутри германских народов.

Гауты – оставшийся на родине реликт готского племени, которое ушло на юг и сыграло ключевую роль в Великом переселении народов.

Некоторое время существовало довольно крепкое гаутское королевство, пока не было завоевано свеями (шведами).

 «Беовульф» (имя главного героя) - означает в переводе «пчелиный волк» - эпитет медведя. Дело в том, что медведь был особо почитаемым (или страшным) зверем и его название часто табуировалось. А вместо него употреблялся эпитет - например, «медведь» («мед ведающий»). Исконное же имя животного – «Бэр», однако, сохранилось у германцев, а в русском языке осталось слово «берлога» (логово бера).

Но это исторический фон, а сама поэма состоит из трех эпизодов.

В первом эпизоде пришлый герой Беовульф расправляется с монстром Гренделем, выходящим по ночам из морской пучины и убивающим спящих дружинников. В самом этом персонаже есть кельтский след (в ирландском цикле «Финна» присутствует похожий сюжет). Кстати, Дж.Р.Р. Толкин создал неизгладимый образ своего Горлума явно по этим мотивам.

Во втором эпизоде Бевоульф побеждает мать Гренделя, убивая ее в морской пучине (с помощью Божьей).

Третий эпизод далеко по времени отстоит от первых двух и не очень связан с ними. В нем Беовульф сражается с драконом. Дракон сей мирно стерег золото, пока некий раб не украл часть сокровищ. Чудовище тогда стало мстить людям, вылетая из своего логова и выжигая окрестности. Старый Беовульф, бывший в то время уже королем, велит выковать ему сплошной металлический щит (нормальные щиты были из дерева, с железной пупочкой-умбоном в центре - защита руки, и обручем по окружности – защита кромки от рубящих ударов).

Дружина в страхе бежит и Беовульф с единственным верным воином остаются одни против чудовища. Тяжелораненый король уже почти проиграл битву, но его храбрый спутник, под прикрытием металлического щита (неуязвимого для огня) подползает к дракону и наносит тому смертельную рану. Право нанести завершающий удар, он, тем не менее, передает Беовульфу.

Король умирает, завещав сокровища своему народу. Но их хоронят вместе с ним в кургане.

Ну а что у американцев в кино получилось?

«Беовульф» снят при помощи технологии performance-capture – фотореалистичной компьютерной анимации. В ходе обработки фильм претерпевает трансформации, и реальные актеры становятся похожими на анимационных персонажей.

Вообще-то, я любитель фильмов с компьютерными спецэффектами, полагая его (наряду с голографией и т.д.) точкой роста современного искусства, прообразом нового вида искусства (подобно тому, как изобретение печатного станка породило графику). Именно сейчас появляется возможность отразить мифологическую фантастику во всей ее мощи. Скажем, экранизировать образы «Эдды», где небесный свод был создан из черепа исполина Имира, облака из мозгов, море из тела, а сквозь все три мира (богов, людей и мертвых душ) прорастал исполинский ясень Иггдрасиль.

И мне было интересно увидеть «Беовульф».

Должен признать, я несколько разочаровался. Хотя и смотрел фильму в стереоочках, но все эти летящие стрелы и качающиеся ветки не слишком поразили воображение. Неплохо, но и только. Природа и крепость, правда, показаны довольно красиво.

Далее, довольно дурацкий текст, не идущий ни в какое сравнение с прекрасными аллитерациями древнего эпоса.

Три эпизода сохранены, но современный романтизированный масскульт, естественно, потребовал любовной связи. То есть  - связи «вечной» матери Гренделя последовательно со всеми королями гаутов, от коей связи, де, она и порождает чудовищ (Гренделя и дракона).

Мать Гренделя – Анджелина Джоли выглядит как мечта мазохиста. Инфернальная золотистая красавица с тонким ящеричным хвостом-бичом, на туфлях со шпильками. Ну да, на дне моря или болота в чем еще как не в такой обувке выступать?

Грендель просто отвратителен, ну а дракон… Драконы отвратительными бывают редко J, но и особо удачным образчик этой породы в фильме назвать нельзя.

Итак, фильм, в целом, «не оправдал». Но все же, надо признать, мало кто кроме американцев берется масштабно экранизировать монументальные эпические саги. Нельзя же таковыми считать французских «Астерикса и Обеликса» и прочий маразм.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.

 


В избранное