Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Дэн Браун.


Дэн Браун.

 

 

«Код да Винчи» представляет собой детективную по форме историю, в центре которой лежат поиски некоей реликвии и раскрытие некоей «тайны». За этими тайнами и реликвиями и охотятся некие тайные общества. В общем, сюжет весьма банальный, и мы сто раз видели это в голливудских «мистических» фильмах про разнообразные «врата».

Почему же вокруг творений Брауна возник такой ажиотаж? Причин несколько. Во-первых, он взял, да и вывернул историю наизнанку. Обычно, в такого рода сюжетах святыни домогается злодейское тайное общество – какие-нибудь масоны, тамплиеры, и т.п. Здесь же все наоборот, и добрые рыцари Храма противостоят опасным католическим фанатикам. Правда, политкорректности ради, оные фанатики показаны как бы не совсем католиками – они формируют особый фанатический орден «Опус Деи», который сам Ватикан терпит скрепя сердце. Нечто вроде современного издания Ордена иезуитов.

Вообще говоря, в мире наблюдаются долговременные тренды, подлинный смысл которых разгадать весьма трудно. Но обозначить эти тенденции вполне возможно. Некогда историческое христианство являлось неодолимо наступающей силой, чья железная поступь сокрушала хаотическое и безнадежное сопротивление язычества.

Однако с 16 века начался иной процесс - христианство стало повсевместно отступать. Эта тенденция началась со времен Реформации. Правда, последняя заявляла свое желание очистить веру, вернув ее к истокам (в чем было много справедливого). Но не так ли и наши перестройщики говорили, что цель их – возродить идеалы ленинизма. «Больше социализма» - воскликнул Михаил Сергеевич во время соответствующего судьбоносного Пленума.

Так что меньше всего следов христианства осталось как раз в протестантских (германских) странах – Голландии, Англии, странах Скандинавии. Некоторое исключение здесь составляют США – вследствие культурной задержки в развитии (на периферии процессы идут с замедленной скоростью).

Но и, разумеется, католические (то есть романские) страны стремятся не слишком отставать. Чего стоят одни французские «просветители» 18 века, учившие, что бога выдумали жрецы для обмана народа.

Со времен Никоновской реформы и петровских преобразований на этот путь вступила и Россия. Словом, быть борцом с религией обычно престижнее, чем ее поборником. Даже и в постмарксистскую эпоху.

Покойный папа уж сколько раз просил творцов «евроконституции» упомянуть, что Европа является христианским миром. Но тщетно.

Так что, сами понимаете, книги Дэна Брауна просто обречены иметь массированную информационную и иную поддержку.

Кстати, на ум приходят романы Умберто Эко (Умберто Эко 1., Умберто Эко 2.), в особенности – «Маятник Фуко». Эко – крупный итальянский медиевист, прославившийся своим первым произведением «Имя Розы». Однако популярность его книг носила все же элитарный, «престижный» характер - возможно, вследствие нагруженности серьезными философскими  и культурологическими рассуждениями. Хотя в основе романов Эко обычно лежит хорошо выстроенная детективная фабула. Вот и «Имя Розы» либерал Эко первоначально собирался назвать «Монастырь преступлений», но все же удержался от соблазна.

По книге был снят позднее фильм с Шоном Коннери в главной роли. И здесь уже было безо всяких – монахов показали чудовищными монстрами и дебилами.

Но вернемся к Брауну. В его творчестве имеется еще один конкретный и чрезвычайно красноречивый аспект. Известно, что многие отцы церкви подозрительно относились к женскому началу. В конечном счете, возобладала точка зрения, что женщина в целом блага и не несет в себе зла, однако нестойка по природе и часто может служить невольным орудием дьявола (хотя последний, естественно, имеет и иные каналы воздействия на мужчину). Вот как Ева с яблоком.

Я, кстати, часто задумывался – почему женский аспект совершенно не представлен в концепции христианского бога? Ведь женское начало – это как никак половина Вселенной.

Но затем стало ясно, что Бог – это трансцендентный дух, находящийся вне мира, и он имеет мужской организующий характер.

А материя – природа, как раз женственна. То есть все здесь логично. Однако, в силу того, что религия как и вообще большая часть человеческой культуры создается мужчинами  этот женский аспект не нашел должного места в теологии. К тому же многие из этих мужчин были «не от мира сего» (и, кстати, именно таких можно назвать мужчинами в квадрате, а не обезьяноподобных торгашей «мачо»)

В Китае – этой патриархальной цивилизации, ситуация примерно такая же. Инь – женское начало («хаос, тьма, пассивность, влага, луна»). Ян – мужское («космос, свет, активность, сухость, солнце»). Выглядит обидно для женщин, но здесь учтите, что начало Ян само по себе бесплодно и чревато ядерной катастрофой.

Однако, при декларировавшемся равновесии и здесь янское начало де факто считалось гораздо ценнее. Кто платит – тот и заказывает музыку.

Были, конечно, и исключения. Например, в индийской традиции сосуществуют Дух - Пуруша, и Материя - Пракрити. А великий римский философ Плотин восхвалял мир, как творение Демиурга и Мировой души.

Ну и вот, а в наше время мы наблюдаем «ренессанс матриархата». Женское начало восславлено, хаос реабилитирован. Секс объявлен смыслом жизни. Не деторождение, заметьте - здесь сплошная контрацепция и аборты, а именно оторванный от продолжения рода половой акт (плюс всяческие извращения). Что и подается в СМИ как «любовь к жизни».

Занятно, что в христианскую эпоху, когда вроде бы «жизнь» была в загоне, демография Европы находилась на уровне нынешнего исламского мира.

Интересно, вот в конце 19 века появилось движение суфражисток. Они добивались права для женщин работать стенографистками, секретаршами, медсестрами, учительницами – дабы не зависеть всецело от мужчин. Вполне резонная цель.

А феминизм современного розлива появился после Второй мировой войны и представляет совершенно иное явление. Синхронно с ним в Штатах возник и черный расизм – и это не случайное совпадение. Они были нужны, дабы расколоть широкое демократическое движение. Теперь стали говорить, что эксплуататоры – не невидимые хозяева корпораций, а, скажем, белые, или мужчины в целом.

Вот ведь феминистки сперва возмущались порнографией в целом, и стриптизом в частности, говорили, как это унижает женщину. И правильно говорили (хотя некоторым и нравится себя подобным образом унижать – но это от недомыслия). Ну и боролись бы с этим позорным явлением – так нет, они добились появления мужского стриптиза. И многие хорошо оплачиваемые из разных фондов феминистки говорят, что «эротика» - это хорошо, в этом как раз женская сила, «связь с дионисийским началом» и пр.

Таким образом непроработанность «женского вопроса» в ряде религий и позволяет деятелям вроде Дэна Брауна заниматься разного рода спекуляциями. К каковым, например, относится реабилитация «черной мессы», то есть кощунственной пародии на христианские обряды, когда некая «мистерия» совершается на теле обнаженной женщины. Плюс – прилюдные ритуальные совокупления, промискуитет и пр. Это все совершалось в разнообразных гностических и сатанинских сектах со времен поздней античности, а затем перешло в либеральную идеологию.

Вспомните роман Маркеса «Сто лет одиночества». Когда юного Хосе Аркадио Буэндиа (с ему подобными сорванцами, захватившего власть в родном городе) спрашивали: «Аркадио, за что мы воюем?», он отвечал: «За свободу! За то, чтобы любой мужчина мог жениться на любой женщине – пускай это будет даже его мать». Вспомните, а теперь можете пройтись по эротическим сайтам, чьи баннеры заботливо размещены на всех приметных местах в Интернет.

Ну, конечно, это рекламщики так понимают креатив… Далеко ходить не надо – стоит взглянуть на глянцевые журналы, какой-нибудь «Космополитен», на обложке которого мы обязательно найдем что-нибудь про «множественный оргазм» или типа «секс с тем, кому мало… лет». А внутри – сплошная реклама.

Я, думаю, что не стоит, однако, превращать нашу жизнь в бардак – как бы этого сильно не хотелось. Потому, что, в конце концов, за все приходится платить.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Про “Духless”.

 


В избранное