Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. «Шлем ужаса».


«Шлем ужаса».

 

Осенний хит – последняя книга Виктора Пелевина. Написана в рамках одного британского проекта, поставившего задачу осовременить древние мифы. Пелевин выбрал историю Минотавра.

 

“Фигура человеко-быка, как показал уже Лудольф Мальтен в своем фундаментальном исследовании, имеет свою историю, восходящую у переднеазиатскому искусству 4 тыс. до н. э. и на пути своего долгого развития могла включаться в различные мифологические контексты <...> Человеко-бык воплощал вечный круговорот бытия с его жизнью и смертью..." (Этруски и Средиземноморье, 122). На шумерских печатях изображена борьба с человеко-быком. Этот же персонаж показан на печати из Хараппы, чья цивилизация была в контакте с шумерской. Позже, человко-бык, борющийся со зверями появляется в искусстве Луристана. Все это ведет нас к переднеазиатской великой богине, рядом с которой существовал ее сын (а иногда супруг), убиваемый и возрождающийся (шумеро-вавилонские Инанна/Иштар и Думузи/Таммуз; западносемитские Асират и Балу и др.). Критская богиня-мать есть вариант этого образа. И ее спутник мог изображаться с бычьей головой (и ярко выраженным мужским атрибутом), как на круглой минойской печати.

 

Правда, от греческого мифа, имеющего глубокие корни в культуре древней Европы, не осталось практически ничего. Когда я узнал из короткого анонса, что действие происходит в чате, то подумал, что Минотавр это чей то ник. Однако, увы.

В некое место (отель, санаторий – неважно) неким фантастическим способом попадают молодые (относительно) и продвинутые россияне. Между собой они общаются через кем-то тщательно администрируемый чат. Ребята совершают разведывательные вылазки в парк и видят некую высоченную фигуру в рогатом шлеме, сопровождаемую карликами.

Выясняется, что этот «шлем ужаса» есть маска, производящая иллюзию существования мира. По типу дзен буддизма (обыгрываемого Пелевиным в романах «Чапаев и пустота» или «Священная книга оборотня»).

Но, если большинство книг писателя остросоциальны, то в «Шлеме» мы сталкиваемся с квазифилософской тягомотиной. Я сочувствую девицам, которые станут читать данный текст дабы поддержать реноме интеллектуалок. Смысл происходящего в книге достаточно ясен, но продираться сквозь конкретные умственные хитросплетения не всегда приятно. К тому же, текст состоит из одних диалогов (форма чата), так что остроумный стиль автора не вполне проявляет себя.

В финале выясняется, что все, что мы читали – липа (с точки зрения сюжета, а не буддийской философии, разумеется). Все чатящиеся персонажи – и есть «коллективный минотавр». То есть ментальные паразиты, иллюзорные порождения сознания. Но, хотя они иллюзорны, паразиты желают жить. Следовательно, пробуждение, «просветление» сознания («Тесея»), для них смерти подобно. Вот они и морочат его, создавая иллюзию разделения на субъект и объект.

Минотавра нет. Он появляется, когда Тесей одевает этот «виртуальный шлем» и подходит к зеркалу.

 В общем, четверку Пелевину можно поставить.

 

Алексей Фанталов.

ICQ 347-178-898

 

 

Былины.

 

Пролог. Стих о Голубиной книге.

 

Святогор.

Исцеление Ильи Муромца.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Илья Муромец и смерть Святогора.

Вольх и Микула Селянинович.

Поход Вольха Всеславьевича и его смерть.

Добрыня Никитич и Маринка.

Добрыня Никитич и Змея Лютая.

Женитьба Добрыни Никитича.

Дунай-богатырь и Добрыня.

Женитьба князя Владимира.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич.

Добрыня Никитич и жена его.

Михайло Потык и Марья Лебедь белая 1.

Михайло Потык и Марья Лебедь белая 2.

Соловей Будимирович.


В избранное