Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Время китайской 'античности' 1.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Алексей Фанталов не возражает против републикации материалов, с указанием авторства и ссылкой на сайт.

 

Время китайской "античности" 1.

 

 

Современное название страны – "Китай" происходит от монголоязычного народа киданей, захватившего, и удерживавшего в конце 10 – начале 12 вв. н.э. северные районы страны. Сами китайцы называли свою страну Чжун Го – "Срединное государство", либо по названию одной из правящих династий. Языковеды именуют китайцев ханьцами. Ханьцы (или китайцы) образуют китайскую языковую группу, которая, вместе с тибето-бирманской группой, в свою очередь, формирует китайско-тибетскую языковую семью.

Древнекитайский этнос имеет сложносоставное происхождение. На Великой китайской равнине обитало множество народов, принадлежащих к разнообразным этническим группам. Решающую роль сыграло катастрофическое наводнение, вызванное разливом великой реки Хуанхэ. Два народа (“сто черноголовых семейств”) пошли по пути развития ирригации и, слившись, образовали древнекитайский этнос, другие (жуны) освоили горные районы. Со временем, противостояние вылилось в многовековую этническую войну.

Первым государственным образованием, согласно традиционной китайской хронологии было возглавлено династией Си Ся. Долгое время европейская наука отрицала подлинность ее существования, но, в конце концов, династия была отождествлена с определенной археологической культурой. Следующая династия Древнего Китая – Шан Инь уже абсолютно исторична. Название ее происходит от двух последовательно существовавших столиц – Шан и Инь. Военная мощь династии основывалась на использовании технической новинки – боевых колесниц. Поскольку появление этого вида оружия по всему евразийскому континенту было связано с индоевропейцами, и время появление Шан Инь примерно совпадает с эпохой великих индоевропейских походов, можно предположить, что становление династии было связано с данным процессом. Известно и также, что кочевые индоиранские племена распространились до реки Хуанхэ.

Кроме позднейших источников, относительно историко-культурных процессов, происходивших в эпоху Шан Инь, мы располагаем определенными аутентичными сведениями. Это гадательные иероглифические тексты на черепаховых панцирях. Благодаря им, известно, что династия Шан Инь являлась типичным вариантом древневосточной деспотии.

Вероятно, развитие Китая могло бы уподобиться Египту и Месопотамии, но история совершила неожиданный поворот. На западе Великой равнине образовалось княжество Чжоу со смешанным китайско-варварским населением. Долгое время оно подчинялось Шан Инь, но в период междинастических усобиц правители Чжоу вмешались в борьбу за власть. В решающей битве знаменитые колесницы увязли в болоте и династия Шан Инь пала. Наступил период истории Чжоу.

Социально-политическая обстановка совершенно изменилась. Государство Чжоу отличалось столь высокой степенью децентрализации, что китайские ученые ХХ века назвали данный период развития “феодальным”. Разумеется, для историков-марксистов было лестно считать, что развитие их страны на два тысячелетия обогнало развитие Европы и Ближнего Востока. Однако, с позиций современного уровня науки становится ясным, что феодальный уклад (в широком понимании его значения) мог неоднократно возникать у разных народов на разных витках истории. По существу он представляет способ господства воинственных завоевателей над более многочисленным покоренным населением.

Время эпохи Чжоу характеризуется периодическими столкновениями между крупными китайскими феодалами, во время одного из которых был разрушен центр царства Чжоу – город Хао (в 770 г. до н.э.). Тогда царь Пин Ван перенес столицу на восток, в Лои. С этого момента власть чжоуских ванов приобрела номинальный характер.

Вторая половина времени династии Чжоу традиционной историографией Китая делится на два периода: "Ле го ("множество царств", 8 – 6 вв. до н.э.) и Чжань го ("воюющих царств", 5 – 3 вв. до н.э.).

Период Ле го является чрезвычайно важным историческим периодом для развития китайской цивилизации. В эту эпоху были созданы главные философские учения страны, что для К. Ясперса послужило поводом для ее включения в так называемое "осевое время" человечества.

Моизм (в честь его основателя Мо Цзы) являлся идеологией некоторых городских кругов. Оценки моизма сильно разнятся. Иногда его называют "идеологией демократических городских кругов Китая", а Лев Гумилев охарактеризовал как "антисистему", (то есть в терминологии теории этногенеза учение с негативным, жизнеотрицающим мироощущением). Впрочем, обе характеристики, в сущности, не противоречат друг другу :)

Название другого учения – даосизм (основатель Лао Цзы) происходит от китайского термина Дао, что, приблизительно можно охарактеризовать как "путь", "закон". Вселенная имеет единое великое Дао, но каждое существо подчиняется и своему "маленькому" дао, находящемся в гармонии с главным. В связи с этим уместно вспомнить притчу о вэйском правителе и мяснике.

Правитель государства Вэй (одно из крупнейших княжеств, возникших на развалинах царства Чжоу) узнал, что в его владениях живет мясник, могущий разрубить тушу быка тремя ударами тесака. Правитель вызвал умельца ко двору. "Как достиг ты такого совершенства?" – "Я всю жизнь постигал дао быка". Далее мясник расказал, что чувствует внутренние пустоты в структуре туши и его тесак следует за ними.

Забавно, что похожим способом действовал и наш ударник производства Стаханов. Он учил молодых шахтеров, что в угольном пласте есть некие центры напряжения. Попади в такой центр отбойником – и пласт буквально взрывается. Как видно, Стаханов был стихийным "даосом" :)

Даосские (даосистские) наставники учили жить в гармонии с миром, еого Дао. Отсюда проповедь "недеяния". "Сиди спокойно у дверей своего дома, и ты увидишь, как мимо пронесут труп твоего врага". Кроме того, их учение включало многие черты натурфилософии. В средние века, даосизм большое внимание стал уделять достижению индивидуального бессмертия алхимическим способом, используя для этого сублимированную сексуальную энергию. По этому поводу уместно вспомнить, что европейские алхимики, хотя и акцентировали внимание на поиске золота, все же, в конечном счете, также стремились к достижению бессмертия в этом мире.

Другим великим китайским учением было конфуцианство (в честь основоположника Кун Цзы). В отличие от даосизма, конфуцианцы свое внимание сосредотачивали не на проблеме "человек и природа", но на "человек и общество", Крайне упрощенно можно сказать, что в основе учения Конфуция лежали два главных принципа: ли и жэнь.

Жэнь переводится как "гуманность". Применительно к китайской специфике это означает "поступай с другими так, как они поступают с тобой". Положа руку на сердце, большинство читателей согласится со справедливостью данного принципа :)

Ли означает "почтительность" и устанавливал характер взаимоотношений между людьми, их обязанности по отношению друг к другу. Причем, интересно, что на первом месте стоят обязанности по отношению к родственникам, а уже на втором – долг перед государством. Из чего видно, что, первоначально, конфуцианство выражало не цели формирующейся империи, а взгляды родового общества.

Подлинно "государственническим" было учение легистов. Легизм подразумевал подчинение личности интересам власти, которой придавалось демиургическое начало, организующее косную природу. В этом сквозила изрядная доля волюнтаризма и жестокости, но надо отметить реальную эффективность деятельности адептов учения.

 

Алексей Фанталов.

 

Тренды постсовременной культуры.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.greek
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное