Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Античная Фракия.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Античная Фракия.

 

“История фракийцев <...> наполнена бурными событиями и остается только удивляться, как долго удается им при столь мощных культурно-политических импульсах, идущих со всех сторон, сохранять самобытность своей культуры. Верность традиции, некоторая консервативность, стабильность форм культуры – отличительная черта фракийского мира <...> по многим проявлениям культуры фракийцы ближе своим восточным соседям, чем грекам и кельтам <...> И говорили они наряду со скифами и персами на языке группы “satem”, в отличие от греков и кельтов, представителей группы “centum”.” (Щукин М. Б. На рубеже эр.Спб.: Фарн, 1994, с. 25). Некоторая “психологическая несовместимость” между фрако-дакийцами и народами Запада отмечена в истории. Самым известным представителем этого племени был Спартак. Его армия восставших рабов состояла как из уроженцев Востока, так и германо-кельтов. Вожди последних (например, Крикс и Эномай) неоднократно конфликтовали со Спартаком и вели сепаратные военные действия.

Появление фрако-дакийцев (равно как и иллирийцев) часто приурочивают к  Гальштату А” (12 – 11 вв.) – археологической культуре Европы позднебронзового века. Тогда народы севера разрушили Трою и разгромили Новохеттское царство. Тогда же пали древние Микены. Но сложение основных культурных миров Европы – кельтского, греческого, италийского и других произошло позже – в эпоху  Гальштата Б” (10 – 8 вв.). Видимо, к этому времени целесообразно отнести и возникновение Фракии.

         К 6 в. до н. э. обширная и богатая Фракия имела столь густое население, что греки считали фракийцев вторым по численности народом мира (после индийцев). Оно разделялось на множество племен. В конце 6 – начале 5 вв. до н. э. южная и восточная части страны были захвачены персидским царем Дарием 1, что ускорило процесс культурно-политического развития. После ухода персов там возникло фракийское Одрисское царство. Это государство играло важную роль в жизни Восточного Средиземноморья, снабжая Афины хлебом. Но в середине 4 в. до н. э. Одрисское царство пало под объединенным натиском Филиппа Македонского и скифского царя Атея. Страна вошла в состав Македонии.

После распада империи Александра южная Фракия стала ареной многочисленных войн. В 279 – 277 гг. сюда вторглись кельты и образовали собственное государство, просуществовавшее до 220 г. до н. э. Возродилось и Одрисское царство, хотя и в сильно урезанных границах. Оно сохранялось до 31 г. н. э., когда было завоевано Римом.

Племена фракийской группы, обитавшие к северу от Дуная, назывались даки или геты. Находясь в отдалении от восточных и греческих центров, они не оставили блестящего искусства. Зато росла их военная мощь. Царь гетов Дромихет сумел создать крепкое государство. Сам Лизимах, один из преемников Александра Великого, потерпел поражение от гетов и попал в плен. Через некоторое время, однако, царство Дромихета развалилось. Во 2 в. до н. э. В Гетию вторглись германоязычные племена бастарнов. Филипп 5, царь Македонии, очень рассчитывал на их помощь в борьбе с Римом, но эти планы расстроились из за недальновидности его сына Персея. Несмотря на это, бастарны остались в Гетии, найдя какой-то компромисс с местным населением. (Им Щукин приписывает Зарубинецкую археологическую культуру (Щукин, 1994, 279).

В 60-е гг. до н.э. Буребиста, один из дакийских вождей организовал великую державу. “Чтобы удержать племя в повиновении, он обратился за помощью к колдуну Декинею, который странствовал по Египту и научился узнавать некоторые предзаменования и по ним обьявлял волю богов <...> Доказательством полного повиновения гетов его приказаниям является то, что они позволили убедить себя вырубить виноградную лозу и жить без вина.” (Страбон, 7, с. 2, 11, по Моммзен, 1997). Борьба с винопитием, равно как и сакральное обоснование власти побудили Моммзена сравнить Буребисту с Мухаммедом (Моммзен Т. История Рима. Т.1-4 – Ростов-на Дону: Феникс, 1987) хотя конечно, это явления разного масштаба. Тем не менее, возродив народ, изнемогавший прежде от пьянства, объединив различные дако-гетские племена и построив в Дакии множество крепостей – оплот своего могущества, царь развернул внешнюю экспансию. По римским данным его армия насчитывала 200 тысяч человек.

Около 60 гг. до н. э. Буребиста двинулся на запад, разгромив кельтские племена бойев и теврисков. Тем самым он положил конец господству кельтов в Центральной Европе. М. Щукин предположил, что войска Буребисты дошли до Рейна. Затем мощь даков была направлена на восток, где была взята Ольвия – важный греческий центр. Возможно, даки проникли в район Днепра.  Буребиста собирался вмешаться в гражданскую войну в Риме на стороне Помпея, но быстрая победа Цезаря нарушила его планы. Теперь уже Цезарь, в свою очередь, готовил вторжение в Дакию. По иронии судьбы, оба эти деятеля были убиты в результате заговоров почти одновременно – Цезарь в 44, а Буребиста в 45 гг. до н. э. Дакия распалась. Буребиста интересен и тем, что построил много святилищ. Они имели квадратную и круглую форму и были открытого типа, состоя из рядов деревянных или каменных колонн. Святилища, вероятно, символизировали священные рощи.

Новое объединение страны произошло в конце 1 в. до н. э. под руководством Децебала. Дакия вела активную внешнюю политику, становясь центром притяжения антиримских сил. Войну с императором Домицианом Децебал фактически выиграл, но новый император Рима Траян со стотысячной армией сломил могущество даков. Борьба была исключительно ожесточенной. Децебал погиб, крепости были разрушены, многие даки ушли в Карпаты. Остатки населения смешались с римскими колонистами и ссыльнымии, став предками средневековых валахов и современных румын. Фрако-дакийские  языки вытеснила народная латынь.

На этом заканчивается история данной группы народов. Следует упомянуть также, что в эллинистическую эпоху в Малой Азии существовало небольшое фракийское государство Вифиния, а в Боспорском царстве в Крыму длительное время правила Фракийская династия Спартокидов.

Фрако-дакийцы совершенно не оставили мифологических текстов. Поэтому наших знаний по их мифологии (помимо скупых упоминаний греческих авторов) есть богатое искусство Южной Фракии периода одрисских царств. В основном это металлические элементы вооружения и конской упряжи, а также разнообразные кубки и сосуды. После римского завоевания во Фракии (как и в Галлии) расцветает монументальный стиль, выразившийся, в частности в жанре погребальной плиты с синкретическим, "фрако-римским" изображением всадника.

 

АТЛАС МИФОВ.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.greek
Отписаться

В избранное