Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Древние германцы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Древние германцы.

 

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Щукин (На рубеже эр.Спб.: Фарн, 1994) предпочитает употреблять выражение “Третий мир древней Европы” (относя Рим и Грецию к “Первому”, кельтов ко “Второму” и так далее). “Это мир варварских племен, населявших Центральную и Северную Европу от Нижнего Рейна и до северных склонов Карпатских гор. Здесь представлена целая серия отличных друг от друга археологических культур и более мелких культурных групп. Они очень разнообразны, но им присущи общие черты. Все они – “культуры полей погребения”, у всех практиковался почти исключительно обряд трупосожжения на больших кладбищах <...> без каких-либо видимых внешних признаков <...> Кем же были представители третьего “мира” в этническом отношении? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Когда римляне вышли на берега Рейна и Дуная, они все население страны, лежащей между этими реками, стали называть германцами, а страну – Германией или Свевией, по имени одной из сильнейших группировок племен” (Щукин, 1994, 18 – 19).

Щукин говорит о значительной роли, принадлежавшей северо-восточным переферийным кельтам в процессе оформления новой общности. “И заключалась эта роль в создании военной организации, возможно сохранявшей традиции и формы кельтской военной структуры эпохи их “исторической экспансии”. Спустя несколько столетий эта традиция, таким образом, вернулась в земли, некогда являвшиеся центром формирования кельтской культурной общности, но носителями ее были уже германцы-свевы. Сам же кельтский мир эту традицию утратил в ходе “среднеевропейской консолидации” и “промышленной революции”.” (Щукин, 1994, 173).

Одним из первых проявлений “германского духа” стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами). Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла вышеупомянутого Ариовиста. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание “державы” маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара. Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. “Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной против холодных джунглей Германии и партизанской тактики ее населения.” (Щукин, 1994, 189). Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка (Гумилев, 1993): алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее. Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Германская мифология.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.greek
Отписаться

В избранное