Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Рисование на мифологические сюжеты


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рисование на мифологические сюжеты.

 

Дорогие читатели! В этом выпуске публикуется отрывок из моего самоучителя по рисованию (полный текст с иллюстрациями см. ниже по ссылкам).

 

В любом произведении изобразительного искусства обязательно присутствует композиционный центр. Он размещается обычно поблизости от геометрического центра (места скрещения диагоналей) листа (формата). Центром может служить как отдельный, наиболее важный объект, так и их целая группа.

Необходимо помнить, что динамический объект (расположенный наклонно) всегда будет привлекать внимание больше статического (расположенного вертикально или горизонтально). Среди последних же более замечаем вертикальный, выражающий как бы напряжение от преодоления силы тяжести (дерево растет вверх), чем "лежащая на боку" горизонталь.

При рисовании большую роль играют контрасты. Они позволяют нам выделить какой-либо важный для нас смысловой объект. Контрастировать предметы могут по своей форме (длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, круглый - треугольный; по смыслу (например, животное среди растений, живая форма посреди механизмов (или, "наоборот"); по цвету и т.д.

При работе с красками особое значение приобретают "тональный", "теплохолодный", и "цветовой" контрасты.

Тональный контраст работает на противопоставлении темного светлому.

При теплохолодном контрасте мы имеем дело с теплыми и холодными цветами. Под холодными подразумеваются синий и голубой.; под теплыми - желтый, оранжевый, красный, коричневый. Фиолетовый и зеленый занимают "пограничное" положение.

Цветовой контраст является, в сущности, разновидностью теплохолодного. Здесь мы имеем дело с такими новыми понятиями, как "основные" и "дополнительные" цвета, по три в каждой группе. Первые: красный, желтый, синий названы так потому, что они даны нам изначально, мы не в состоянии получить их путем смешения каких-либо других цветов. Но сами они, при соединении, дают зеленый, фиолетовый, оранжевый. При этом наблюдается интересная закономерность: смешивая два основных цвета, например, желтый и красный, мы получаем цвет (оранжевый), дополнительный третьему (синему). Оба они, основной и соответствующий ему дополнительный, находясь рядом, взаимно усиливают звучание друг друга.

Из трех перечисленных видов контраста наиболее слабым является тональный, наиболее сильным - цветовой. При этом предпочтительнее именно первый, как более спокойный и приятный для глаз. В то же время, сейчас активно используется цветовой контраст. В основном, в рекламном бизнесе. В самом деле, если хочешь, чтобы на тебя обратили внимание там, где все кричат, необходимо крикнуть громче всех. Разрушительное же влияние такого диссонанса на психику игнорируется (представьте, каково жить в комнате, с красно-зелеными обоями!).

Цвета имеют и символическое значение: красный выражает напряжение и силу, желтый - беспорядочность, коричневый - закрытость ("древесная кора"), зеленый - ленивое спокойствие ("жующая корова"), синий - спокойствие и созерцание, фиолетовый - печаль (в Китае означал траур). Черный и белый по смыслу переходят один в другой, выражая одновременно понятия "конца" и "начала". Например, белый может символизировать, как бы чистый лист бумаги, начало рисунка, а черный - полностью закрашенную поверхность. С другой стороны, черный цвет - это сумрак, хаос, из которого родится новый мир; белый же - умудренная старость ("бороды стариков").

Мы сталкиваемся и с понятием "колорита". Проще всего его можно объяснить так: "способность внутри одного общего цвета, например, зеленого, найти множество маленьких оттенков - сине-зеленый, коричнево-зеленый, желто-зеленый, фиолетово-зеленый, даже красно-зеленый. При этом, если мы отойдем на некоторое расстояние, все богатство данных оттенков будет восприниматься цельным, в рамках единой зеленой гаммы.

В соответствии со своими психологическими данными, всех художников можно разделить на две категории - "световиков" и "колористов" ("цветовиков"). Первые не могли работать вышеописанным способом и просто "растягивали" зеленый цвет в тоне - от светлого к темному. К данному типу относились, например, художники итальянского Возрождения (кроме венецианцев), мастера Академизма во Франции и России, Сальвадор Дали и т.д. Колористами же можно назвать венецианцев, многих передвижников, парижских импрессионистов... Шишкин, бывший световиком, в течение всей жизни стремился развить в себе колористическое начало и вплотную подошел к "критической черте", но так и не пересек ее. Видимо, изменить некие базовые психологические характеристики человеку не дано.

Талантливый петербургский художник и педагог Юрий Шевчик много времени посвятил разработке понятий мягкое/жесткое. Ученикам показываются примеры различных линий. При всем их разнообразии видно, что они могут быть объединены в две группы: плавные, волнистые и ломаные, угловатые. Для удобства обращения им присваивается понятие характера: первым - мягкого, вторым - жесткого.

Можно продемонстрировать плоские изображения различных предметов, обращая внимание на то, что определяющим в узнавании любой фигуры на картине является контур. Поскольку контур - это линия, то, следовательно, он, а также сам предмет могут иметь тот или иной "характер". Даются примеры из окружающего мира. На них мы замечаем, что в объектах живой природы (например, цветы, птицы, бабочки) преобладает мягкий характер, а в минералах, окостенениях, панцирях - жесткий (также как и у машин и механизмов).

 

Уроки рисования 28 – 32.

Композиции на мифологические сюжеты или уроки рисования в стиле фэнтази. Формат А4 – А3, карандаш, акварель (или тушь).

Рекомендации:

Итоговое задание по композиции за первые два года обучения. Предполагает использование всех полученных знаний для воплощения образов (мягкий и жесткий характер; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия, теплохолодность, ритм, равновесие и композиционный центр, статика и динамика, эмоционально-смысловое значение различных цветов; наконец, сочетание реалистических (объемных) и условно-декоративных (плоскостных) элементов изображения.

Сюжеты мифов выбираются самими обучаемыми. Обязанность преподавателя состоит прежде всего в том, чтобы подтолкнуть их к пониманию необходимости рассуждать, осмысливать свои идеи и находить соответствующие художественные средства.

Каков должен быть ход мысли обучаемого?

Пример сюжета – "гигантомахия", т.е. борьба богов с гигантами. У богов, как представителей постоянного, разумного начала преобладает жесткий характер. Гиганты же являют собой стихийные, изменчивые формы и имеют мягкий, текучий характер.

Далее, поскольку присутствует борьба противоположностей, используется, динамика, т.е. движение по диагонали.

Следует выделить центральную группу героев, введя в нее элемент круга (используем способность круга приковывать внимание). Этого же можно добиться м другим способом, применив тональный или цветовой контраст.

В композицию могут включаться и условные, формальные элементы, например, траектории движения героев, следы выпущенных стрел и т.д. Работа должна быть цельной, хорошо читаться издали и вместе с тем насыщенной деталями, т. е. содержать в себе "большое" и "малое".

Подбирая цвета, можно учесть их различное эмоциональное звучание. Желательно ввести в акварельную композицию оттенки красного, как цвета, выражающего напряжение, борьбу.

Выполняются две работы акварелью (около А2 каждая) и одна в графике, тушью (А3). Акварельные работы могут быть выполнены по желанию обучаемого, как в реалистической, так и условно-декоративной манерах.

 

Галкин Максим. 12 лет. "Битва богов и гигантов".

 

 

Обучение рисованию 1

Обучение рисованию 2

Обучение рисованию 3

Обучение рисованию 4

Обучение рисованию 5

Обучение рисованию 6

Обучение рисованию 7

Обучение рисованию 8

Обучение рисованию 9

Обучение рисованию 10

Творческие работы 1

Творческие работы 2

Творческие работы 3

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное