Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и мифология античного мира. Основные понятия мифологии.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Основные понятия мифологии.

 

Прежде, чем перейти к изложению греческих мифов, необходимо вкратце ознакомиться с историей развития мифологической науки и эволюцией взглядов ученых и философов на сей предмет.

Изучение мифологии в рамках европейской традиции познания началось еще в эпоху классической Греции (весьма интересной была философско-символическая концепция Платона). Оживление интереса к мифологии произошло с эпохи Возрождения. При этом, хотя отдельные концепции превосходили свое время (таковы, например, были взгляды Дж. Вико, который полагал, что миф в древнюю эпоху содержал в себе все аспекты культуры), в целом, начало научного анализа мифов следует отнести к середине 19 века. Тогда сложились две крупные научные школы: солярно-метеорологическая, где боги трактовались как символы солярно-лунарных объектов или метеорологических явлений и противостоявшая ей культурно-антропологическая школа, чьи представители исследовали архаические племена Южной Америки, Экваториальной Африки и Океании.

Двадцатый век характеризуется вниманием к психологическим аспектам мифа. На этой основе были созданы такие влиятельные концепции, как теория первобытного "дологического" мышления Леви-Брюля, теория мифотворчества с целью спасения от страха перед историей М. Элиаде, структуралистская теория мифа К. Леви-Строса и т.д.

Что же такое "мифологический тип"? Ответы на этот вопрос в разные эпохи могли быть различными. Первоначально "бог", "герой", "демон" мыслились в качестве реально существующих субъектов, отличавшихся от человека лишь тем, что были, по словам Л.Н. Гумилева, на порядок совершеннее его, как люди совершеннее муравьев. По мере развития цивилизации (и на Западе, и на Востоке) появляются скептические настроения. Мы видим ироническое отношение к образам древнегреческих богов у Аристофана и Лукиана или представление о богах как обожествленных исторических деятелях у Эвгемера.

Наряду с этим существовала и другая тенденция, связанная с общим руслом формирования мировых религий (вспомним платоновские "идеи"). Наиболее явный пример – язаты в зороастризме, стоящие рангом ниже амешаспентов – зороастрийских архангелов. Имена язатов в большинстве случаев восходят к древним индоиранским божествам. Ислам, будучи наиболее строгой монотеистической религией, допускает существование джиннов, которым поклонялись еще в доисламскую эпоху. Большинство джиннов занимают промежуточное положение между Аллахом и Иблисом (Шайтаном). В христианстве сформировался могущественный культ святых, которые впитали множество элементов культа древних богов (например, в России и Ирландии). Наконец, индоиранские боги стали органичной частью махаянического буддизма.

В Новое время, в связи с секуляризацией, с одной стороны, оживился интерес к мифологическим первоисточникам, с другой – они толковались, как правило, в сниженном, аллегорическом виде. Одновременно с этим существовала интересная тенденция трактовать образы древних богов в качестве поэтических метафор, которая берет начало еще в 13 веке (Младшая Эдда" Стурлусона). Особенно данная тенденция развернулась в эпохи романтизма и неоромантизма.

В двадцатом столетии значительное влияние на понимание проблемы интерпретации понятия "мифологический тип" оказал К.Г. Юнг. Такие архетипы Юнга, как "анима", "анимус", "мать", "мудрый старик", "младенец" отчасти возможно истолковать в качестве прообразов персонажей всей мировой мифологии. При всей важности такой установки, которая в глазах современного человека как бы реабилитирует мифологию, предоставляя ей интеллектуальную поддержку, следует отметить, что швейцарский ученый был, прежде всего, психоаналитиком, что наложило очень сильный отпечаток на всю данную концепцию. А мы, к настоящему времени, все же еще слишком мало знаем о психических процессах, чтобы на этой основе строить глобальные концепции. Поэтому, пока представляется более правомерным трактовать мифологические типы с точки зрения, более близкой социологической – боги как воплощение социальных сил и структур (данный подход был намечен еще в 19 веке Э. Дюркгеймом).

Поскольку в любой традиции мифологические типы объединены между собой сюжетно-смысловыми связями, они образовывали некое структурное ядро. Место же в этом ядре занималось на основании обладания наиболее значимыми для древних социумов функциями. Такими функциями являлись: законодательная (Бог Ясного Неба), военно-силовая (Бог Грома), аграрно-магическая (Бог Земных Сил), культурно-медиаторная (Культурный Герой). В целом, данные функции в условиях древних обществ носили ярко выраженный мужской характер, ибо разделение по профессиям в архаическом обществе существовало, прежде всего, среди мужчин. Роль женщины же была разнообразна и, поэтому, логично было бы выделить в качестве самостоятельной синкретическую функцию, связанную с женскими занятиями (Великая Богиня).

Поскольку греки являются представителями великой индоевропейской языковой семьи, имеет смысл кратко проследить эволюцию данной структуры на материале традиций входящих в нее народов: кельтов, германо-скандинавов, балтов, славян, италиков, этрусков, хеттов, армян, древних персов, скифо-сарматов, индийцев. Ведь дабы понять какое-либо явление нашего мира, надо рассматривать его не изолированно, а сравнивая с подобным же.

 

Индоевропейский пантеон.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное