Азербайджанская Республика присоединилась ко всем международным документам в области прав человека, в том числе к Международному Пакту о Гражданских и Политических правах, Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН по правам ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о гражданстве замужней женщины, Конвенции МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равнойценности,
об охране материнства и др. Конституция Азербайджанской Республики, принятая 12 ноября 1995 года путем всенародного референдума, закрепила равные права женщин и мужчин (пункт 2 статьи 25) и создала правовую базу их активного участия в процессах демократического государственного строительства.
В Азербайджане принято и уже функционирует новое, отвечающее требованиям современности, прошедшее апробацию и получившее высокую оценку международных экспертов уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, административное, семейное, трудовое и иное законодательство, в той или иной степени регулирующее интересы и охраняющее права женщин, защищающее их от любых форм дискриминации, издевательства и насилия, как в семье, так и в обществе. В нем закреплено равноправие граждан
вне зависимости от половой принадлежности, предусмотрены ответственность за любые преступления против женщин и детей, правовые рычаги воздействия в отношении правонарушителей, избравших объектом своихпротивоправных деяний женщину и ребенка.
Важное значение в плане защиты прав женщин имеют новые Уголовный, Уголовно-Процессуальный кодексы, Кодекс Исполнения наказаний, вступившие в силу с 1-го сентября 2000-го года, и другие законы Азербайджанской Республики.
Следует отметить изменения и дополнения, которые произошли в законодательной базе страны, начиная с 2001 года, касающиеся положения женщин.В частности, принят закон “О сокращенном рабочем дне для различных категорий государственных служащих” (22.06.01), где предусмотрено для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей (до 1,5 лет), время работы не более 36 часов в неделю.
Принятзакон“О занятости” (2.07.01), где в ст.6 – Государственная политика в области занятости, предусмотрены равные права мужчин и женщин при выборе профессии.
В ст. 9.1предусматриваетсядополнительное обеспечение для граждан, которые испытывают трудности при устройстве на работу, особо нуждающихся в социальной защите – многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей инвалидов.
В ст. 9.2 предусматриваются квоты при устройстве на работу для категории граждан, перечисленных выше в ст. 9.1. Размер квотысоставляет не более 5 %в зависимости от среднего количества работников предприятия.
Принята поправка в Семейный Кодекс, касающаяся порядка взыскания алиментов.
Внесена поправка к ст. 108 Уголовного КодексаАзербайджанской Республики, где предусмотрена ответственность от 10 до 15 лет за принуждение женщины к беременности с целью изменения этнического состава населения.
В Постановлении Кабинета Министров от 15.09.01 - О порядке выплаты заработной платы пожизненно заключенным, а также лишенным свободы на определенный срок - в п. 2.7 предусматривается сокращенный рабочий день для женщин-заключенных, имеющих детей, находящихся в ведении учрежденияотбывания наказания – не более 36 часов в неделю.
Постановление Кабинета Министров от 09.06.01 – О наркологической помощи инаркологическомконтроле, указываются категории граждан, нуждающихся в особом внимании – среди них указываются беременные женщины и женщины, имеющие детей.
На данный момент в стране существует более 50 женских неправительственных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав женщин, вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь, оказание помощи беженцам, детским домам, инвалидам.
Проводятся информационные кампании для повышения уровня общественного сознания относительно проблемы насилия, распространения правовых знаний, с тем чтобы информировать женщиноб их законных правах.
Несмотря на то, что создана законодательная база, обеспечивающая защиту прав женщин, необходимо разработать механизмы по уменьшению пропасти между законодательством и его реализацией; а также, систематически проводить гендерную экспертизу законодательства.