Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ТОЛКОВАНИЕ СВОБОДЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ТОЛКОВАНИЕ СВОБОДЫ

ДЖАЛИЛОВА Н.М.

Доцент Экономической Академии

 

       « Свобода – это роскошь, которую  не каждый может себе позволить»

Отто Бисмарк.

 

        Политика – это не только процедура утверждения различных групповых интересов или достижения их баланса, она есть, несомненно, и процедура открытия коллективных интересов нации как единого организма. Ш.Монтескье писал, что «свобода есть право делать все, что дозволено законами».[1] Вместе с тем политику можно оценить как форму деятельности, в ходе которой ее участники оспаривают друг у друга возможность определять характер и поведение власти. С помощью  политики люди воздействуют на социальную среду, свою судьбу и меняют свой статус в обществе.

        В Азербайджанской Республике, на мой взгляд, провозглашение прав и свобод членов общества не подкрепляется механизмом их фактического обеспечения. Ибо в нашем обществе «хомо сапиенс», говоря словами Л Троцкого снова сегодня поступает «в радикальную переработку».[2]

Наша законодательная власть не стала профессионально институцио-нализированной, она сосредоточилась в руках аппарата,  проводящего требуемые ему проекты через формальную машину голосования (тем более поименного).Чем дальше, тем больше наши депутаты  выполняют не политические, гражданские . а кнопочные функции.Т аким образом, обладателями реальной власти оказались  ни кем не выбираемые, никому не подотчетные, неподконтрольные работники исполнительных органов, блокирующиеся благодаря  де юре  и де факто закрепленной правящей партией роли в обществе. Сегодня она занимается подбором и расстановкой кадров - чиновников.

       Управляя делами общества, они способствуют  расцвету коррупции, лихоимства, должностных злоупотреблений и преступлений, росту привилегий и т.п. По этой причине, сложившийся у нас политический строй уместно квалифицировать как отвратительную плутократию.[3]  Народ отчужден от политики, собственности, свободы не в пользу государства, а в пользу высшего чиновничества. Массы, личность, гражданское общество. разумеется зависят от деспотии государственной власти. Однако за ней отчетливо видны контуры деспотии отдельных лиц. В результате многие правозащитники у нас являются  «узниками совести».

        Вопрос не в том, кто правит, а в том, как правит.

        Для полного искоренения авторитаризма, субъективизма, волюнтаризма, вождизма необходимо внедрить в наше общество конституционализм, принципы социальной ответственности, предусмотреть рычаги широкого контроля действий должностных лиц, их отчет перед избирателями, гражданами. Лишь в этом случае мы получим возможность дышать чистым, ободряющим воздухом демократии.        

        Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмострению или получать определенные блага.  Чем значимей для социума продукт труда. Тем жестче позиция.. В наименее благоприятной ситуации сегодня оказалась интеллигенция. Хотя ее труд наиболее  дефицитный, сложный, но он, как правило,  проходит по статье «отложенный спрос» и судя по оплате ее труда «не востребуется». Положение интеллигенции изо дня в день ухудшается, идет ее абсолютное обнищание, что и является социально острой проблемой, ибо человеческий капитал есть главная форма общественного богатства.

       Рыночная экономика сделала акцент не на наиболее образованных, культурных, совестливых,  даже не на наиболее квалифицированных, профессионально связанных  с передовыми отраслями производства людей. Напротив, таких людей объявили незаконным, не рыночным продуктом тоталитарного государства и обрекли на вымирание. Культура, образованность, квалификация  и развитый интеллект сегодня  оцениваются как средство  немедленной рыночной отдачи и пользы.  За долгие годы ожидания и терпеливости Президент Азербайджана Г.А Алиев повысил существенно заработную плату ученым Академии Наук, а преподаватели, врачи продолжают влачить жалкое, нецивилизованное существование. Даже государственная стипендия, в основном, коснулась деятелей культуры и литературы ( артисты, писатели ), науки, педагогов и медиков там нет.

      Государство как суверенная форма организации и  отправления публично – политической власти должно регулировать и межиндивидуальный обмен, с тем,  чтобы жизнь  каждого человека стала достаточно осмысленной, полезной и интересной. Всеобще признанными являются слова, что человек наивысшая ценность. В силу того, что в обществе из-за отсутствия рабочих мест и низкой заработной платы абсолютное большинство мужской части населения безработна, теряет интерес к труду, то порой кажется, что идет строительство такого гражданского обществ, где осуществляется «воля к власти» Ницше, согласно которой «слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом»[4] Однако, также общеизвестно, что без свободы мнений и информационного плюрализма нет выбора. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, шествий, свободного волеизъявления мнений жизнь отмирает.

       Сегодня те кто находит внутреннюю способность противостоять жесткой и жестокой системе, они сохраняя достоинство, честь, свободу

совести, несгибаемые становятся оплотом оппозиционерства – неравной, заведомо обреченной, а потому в высшей степе ни героической борьбы с властью.

        Политика направлена на избавление от двух напастей: внизу – от власти тьмы,  вверху от тьмы власти. Культ власти парализовал животворные процессы  самоорганизации общества в условиях демократии. Внизу мы столкнулись с распадом производства, отсутствием рабочих мест, безработицей, что приводит к упадку заинтересованности в труде. Вверху – вседозволенность,  бюрократизация, сословность, иерархия. ( Л. Троцкий в 1939 г. писал, что в СССР верхушка составляет 11-12% населения и получает около 50% дохода. В США – высшие слои насчитывают 10% населения, а получают приблизительно 30% национального дохода.[5]) У нас же, если сравнить оплату труда бюджетников и должностных лиц, последние -75%

Мастера по отмыванию денег имеют собственность –дома,   фирмы, стройки, автомобили и все это на подставных лиц ( зачастую на беженцев) Они уклоняются от выплаты налогов, не заполняют декларацию о доходах, а именно с этого должен был начаться переход к рынку, к разгосударствлению собственности.

         Отсюда, если залог человечности – демократизм, если  залог демократизма – свобода, то залог свободы – экономическая независимость.

       Однако человек свободен, когда повинуется не людям, а закону. Этот принцип вслед за Вольтером, а позже Кантом проводили и воспроизводили все, кому дороги  судьбы свободы и закона. Власть опирающаяся  на силовую иерархию, наследственна, а с наследственной властью, как правило, воевать бесполезно. Но ясно и другое, что представитель истины, борец за нее, герой не имеет права на бездействие.

        Глобальные проблемы вызывают новые явления и процессы в жизни общества, видоизменяют старые,  настоятельно требуют нового типа развития, отвечающим реалиям современной эпохи.

        Стремление к ясности, как к свету должно стать единственной и окончательной идеологией, служащей свободе разума. Эти качества свойственны человеку, который по праву является неординарной величиной, культурно-нравственным феноменом. 

      



[1] См. Ш. Монтескье.  Избранные сочинения.   М.1990 С. 289.

[2] М. Л. Троцкий Искусство революции и социалистическое искусство. М. 1923.

[3] Плутос –богатство, кратос – власть.

[4] См. Ницше Ф. Соч. в 2-х т.  Т. 2.  М 1990 . стр. 633.!

[5] См. Философия власти (под ред. В.В.Ильина) М. 1993.  С. 112-113..


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.genpol
Отписаться

В избранное