ГЕНДЕР и СОЦИОЛОГИЯ
( методология женских исследований)
Со времени введения О. Контом в научный оборот термина «социология» его содержание, предмет науки, выраженный этим понятием, неоднократно изменялись и уточнялись. В современных гуманитарных исследованиях социология понимается как «наука об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношений».
Действительно, женское движение является составной частью общества, подчиняющееся определенным законам развития и функционирования, так как представляет собой форму социальной общности, тип общественной самоорганизации и, как мы показали ранее, специфический вид социального процесса, которые регулируются отношениями с другими общественными общностями и собственными механизмами саморегуляции. Естественно, выбор методологии предполагает одновременно и выбор методов исследования, тем более что такая обширная область познания, как социология, за историю своего развития выдвинула самые разнообразные подходы, связанные с особенностями общего развития философии. Хорошо известно, что социология начиналась как попытка превратить гуманитарное знание в систему точной науки, подобной естественным наукам с их опорой на математику.
По сути дела это и был избранный метод, сегодня хорошо известный под термином позитивизм. С тех времен, то есть с попытки Конта прагматизировать социальные науки в философии несколько раз менялись общие подходы так, что позитивизм то возводился в роль «истины в последней инстанции», то полностью отвергался. Сегодня вновь наступил момент, когда позитивистские методы отвергаются в силу их односторонности и неспособности формализовать сферу субъективности деятельности индивидуума и общества. Этому периоду предшествовала широкая философская дискуссия, имеющая непосредственное значение для социологического анализа. Так, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм продолжили линию позитивистского объективизма, в то время как М. Вебер отдавал приоритет историзму в социологии, К. Маркс выступил с формационной теорией развития общества, а Т. Парсонс, исходя из принципа целостности социальной системы,
продвигал метод структурного функционализма в социологии; напротив, представители интеракционизма выделяли именно процессы взаимодействия отдельных субъектов в обществе. Оставляя в стороне вопрос о влиянии других философских течений (фрейдизм, структурализм, экзистенциализм и т.д.), отметим, что в современную эпоху сложился так называемый метод постмодернизма, предлагающий использовать все многообразие принципов и философских парадигм, способных вскрыть внутреннее содержание исследуемых явлений или процессов. Методы постмодернизма особенно плодотворны при анализе сложных социальных феноменов, имеющих длительную и противоречивую историю своего развития.
На наш взгляд, женское движение в целом, его отдельные течения и национальные подвиды являются подходящими предметами и объектами постмодернистского анализа. Последнее не означает, что традиционные исторические и компаративные методы исследования теряют свое значение, напротив, они собственно сами составляют единство многообразия нового Таким образом. Выбор методологии и методов исследования женского движения должен определяться общим подходом, по которому классификации этого социального феномена проходит не по историческим периодам и конкретным персоналиям и событиям. Такой подход неоднократно осуществлялся третьей волной феминизма. Данный подход отличается новизной и определенной плодотворностью, что позволяет реконструировать гендерные коды национальной культуры, выявить значение «женской» тематики в национальной духовной традиции.
Гендерная культура Азербайджана, как и любой другой страны и культуры, является результатом исторического взаимодействия самых различных факторов, среди которых, однако, некоторые, такие как язык, этничность, религиозная детерминация и другие сыграли определяющую роль в выработке исторических типов поведения женщин и мужчин данной страны и культуры, конкретных социокультурных моделей их взаимоотношений. В современных исследованиях отмечается, что весь характер взаимоотношений в обществе может быть интерпретирован в системе гендерных ценностей, однако, на наш взгляд, такая позиция не совсем верна. Речь скорее должна идти о том, что генедерные отношения, наложившие свой отпечаток на все общественные отношения, нашли свое косвенное преломление в духовной, социальной, политической и экономической жизни общества. Причем это преломление настолько глубоко вписано и спрятано в системе
общественных отношений, что только в новое время гендерные параметры стали привлекать внимание исследователей, которые ранее были, как сейчас это модно говорить – «гендерно нечувствительными».
.