Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Cреди гуманитариев все еще нет единого подхода к трактовке сочетания гендера
и политической культуры. Налицо предельно широкий спектр мнений, определений
и формулировок этого феномена социальной жизни, что не в последнюю очередь связано
с его несколько искусственной «двойственностью», синтезом двух сфер и даже «миров»
социума гендера   и политики.
     Связь, взаимозависимость и различие культур вообще и политических культур
в частности определялись в специальной литературе самыми различными способами.
 Если исходить из парадигмы назначения  политики, а именно ее роли в развитии
и преобразовании власти и смысла культуры – в развитии и преобразовании личности,
то становится совершенно очевидно, что  гендерный поджод крайне необходим.  Культура
влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится одновременно
в зависимости от политических преобразований и гендерных стереотипов каждог социума.
          Как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой
деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения
социальной жизни во всех ее основных проявлениях культура, естественно программирует
и гендерное развитие в пределах данного сообщества. Интересно отметить, что роль
«культурных программ» в этом контексте сопаставима с ролью носителей наследственной
информации в клетке человека – с ДНК и РНК. Но  как наследственная информация
может мутировать и порождать больные организмы, так же, вероятно, и культура
способна не только на созидание, но и на разрушения. Поэтому, на наш взгляд,
возникшая в недрах культуры вообще, политическая культура, направленная на стабилизацию
и устойчивость социальных организмов, сама в дальнейшем стала формой активного
влияния и трансформации общей культуры человечества, и, в первую очередь, разумного
гендероного баланса.
        Гендерная напрвленность является  формой ограничения в определении многообразия
понятия культуры, точнее ее подвидов, ограниченных традиционным делением на материальную
и духовную культуру. В западной методологии, наряду с этими подвидами, давно
уже применяется понятие социальной культуры, в рамках которой собственно и представлена
и исследуется политическая культура гендера.  Вообще, развитие общества вело
к становлению единства многообразия культуры, а именно – материальной культуры
– как взаимоотношению человека со средой его обитания, удовлетворению его потребностей,
обеспечению дальнейшего существования, складыванию технологической стороны жизни;
к  социальной культуре - как сложившимся отношениям людей друг к другу, системе
статусов и социальных институтов; к духовной культуре – субъективным аспектам
жизни, идеи, установкам, ценностям и ориентирующимся на них способам поведения».
Таким образом, можно отметить, что гендерная политическая культура общества складывается
в структуре социальной культуры, в то время как в сфере духовной культуры закладываются
основания политической культуры личности. Взаимодействие этих двух типов политической
культуры осуществляется в процессе социализации личности.
      В политической сфере представлена система политических идей, способов и
норм поведения, а также политические институты, регулирующию отношения между
людьми, исторически сложившихся  не только в рамках политического социума, но
и в рамках гендерных традиций этого социума. Поэтому в ходе этого регулирования
и складывается система многообразных стереотипных моделей гендероного и  политического
сознания и поведения общества, его коллективов и отдельных индивидов.
 Взращенная уникальной духовной культурой каждой отдельной страны, испытывающая
влияние специфики национального мировоззрения народа, политическая культура гендера
складывается как некая всеобщая национальная модель, проводником которой часто
выступает само  государство. Этой стереотипной моделью, однако, дело не ограничивается,
и при дифференцированном подходе к гендерной стратификации выявляется наличие
в обществе многочисленных конкурирующих моделей политической культуры, вполне
определенно различающихся между собой. Так называемая общенациональная модель
гендерная политической культуры достаточно абстрактна, а порой и малосодержательна
для исследователя, вынужденного оперировать такими оценками, как «высокая» или
«низкая» политическая культура или же выводить специфику политического поведения
из особенностей национального характера.
Политическая культура складывается при становлении и развитом функционировании
основного социального института – государства, квинтэссенцией которого является
власть. Поэтому нами предлагается  связать суть понятия " гендерная политическая
культура" именно с феноменами политической сферы жизни общества и гендерными
 традициями и стереотипами данного сообщества.  «Низкая» политическая культура
некоторых народов в рамках нашего подхода вполне может быть объяснима отсутствием
у них собственной государственности или же малым сроком ее стабильного функционирования.
В этом же ключе развивается и гендерное равноправие, которое в рамках « низкой»
культуры отсутствуют даже на уровне представлений.
    Модели государства и власти и представления о них – главное содержание  гендерной
политической культуры, и в этой связи предлагаемые обществу партиями, политическими
организациями и движениями, властными структурами модели развития представляют
собой фиксацию уровня и широты их государственного развития и общей культуры.
 Следует отметить, что по концепции стратификации Вебера следует учитывать три
фактора: богатство, престиж и власть – но, выделяя понятие власти, как главный
фактор, мы подчеркиваем, что два остальных в реальности прямо или косвенно вытекают
из него – власть одновременно концентрирует в себе и престиж и богатство. Сегодня
последнее означает возможность управлять финансовыми и политическими ресурсами
власти, которые све еще остаются чисто мужской прершгативой.
      Данный подход вовсе не означает, что политическая культура гендера замыкается
исключительно на анализе государства и власти, просто, являясь системными, они
включают в себя все многообразие политической сферы жизни общества , политического
сознания и традиций национальной культуры.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное