Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТРЕТИЙ СЕКТОР: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.

       Во время посещений  женских организаций мы не только беседовали с руководителями
и сотрудниками, но и просили их заполнить анкеты, которые помогли  составить
представление о сильных и слабых сторонах организаций с точки зрения маркетинговой
практики.

Данные о  персонале женских  неправительственных организаций исследуемых регионов.


Образование сотрудников
организаций.
        Высшее  Средне- спец.   Среднее нет
        66%     7%               27 %    -
Опыт работы в третьем  секторе. С 1989* по наст. время  6 лет   От  5- 3 лет     2
- 1 год
        0                    0  11%          89%
Количество  сотрудников в
организации.    Свыше 20        Свыше 15        15 -10   Меньше  10
        0                    0% 9%             91%
Есть   ли подготовка в области гражданского образования.
        Хорошая Средняя Слабая  Нет
        5% - тренинги  ISAR в Баку.     14%-  региональные тренинги ISAR        9 %- консультации
в Форуме- НПО.    72 %   -  нет
Миссия организаций.

        Экологическая,
социальная.     Благотворительная и гуманитарная.        Широкий социальный спектр.
        69%     15%     16%
*- 1989 – год начала официально разрешенного Советским   государством  создания
неправительственных организаций и их первые регистрации.
    Члены НПО имеют представление о важности своей работы, т.е. знают:
-       для чего создана организация
-       чего они хотят достичь
-       что измениться в лучшую сторону в результате их деятельности.
Однако вопросы, требующие знание региональног социального рынка, вызывали крайнее
затруднение.  Практически 97% НПО не занимаются :
-       постановкой долгосрочных целей
-       исследованием общественных потребностей, удовлетворением которых  входит в
миссию НПО
-       точным определением своих целевых  групп
-       планированием программ
-       составлением бюджетов программ
-        информированием целевых групп о своих программах
Опрошенные НПО в основном опираются на мнение своего руководителя, а не на потребности
рынка. Проблемно  обстоят дела с волонтерами, которые должны составлять основной
трудовой ресурс НПО. Но самая болевая проблема, по мнению опрошенных, финансовые
ресурсы. Лишь 2,5% располагают средствами на реализацию программ в течении года.
В третьем секторе, в отличие  от коммерческого бизнеса,  есть ограничение на
распределение. Иначе говоря, доходы не должны пониматься как дивиденты   членов
организации, а   должны идти на развитие уставных целей  данной НПО.
 Ранжированные приоритеты в распределении прибыли, на взгляд женских   НПО, выглядят
следующим образом:
-       установление мобильной связи директора и членов организации – 39 %,
-       приобретение  или аренда   офиса  -              25%,
-       приобретение компьютера   -                          16%,
-       приобретение множительной техники  -         7%,
-       приобретение факса  -                                         4,2%
-        ремонт офиса -                                                     4% ,
-       расширение контактов с общественностью,
 включая рекламу,  -                                                   2,8% ,
-       организационное развитие  -                                  1,3%,
-       обучение персонала    -                                              0,7%,
-       создание библиотеки    -                                             0%.
Мы сознательно останавливаемся на моментах ранжирования, так как  глубинные 
интервью всех членов исследуемых  НПО показали: доход от проекта  организации
 воспринимается как дополнительная зарплата.
Причем у этой позиции есть четкая, во многом, к сожалению,  оправданная  мотивация:
время крайне тяжелое и лучше материально помочь членам своей  команды,  чем развивать
организацию.
    Далее идут элемент престижа: мобильная связь.   Хотя в условиях региона эффективнее
было бы  использование  факса, по крайней мере, он дает возможность получения
более объемной информации.  В беседах было замечено, что необходимость офиса
отмечали самые слабые НПО, которые не могут  выдвинуть идеи, но хотят быть, как
 « все».   Работающие НПО проблемой офиса озабочены, меньше, а фактически используют
квартиру или дом члена своей организации, как правило, своего руководителя..
Районные  НПО строятся, по крайне мере в большинстве случаев, по  принципу «
вождизма», т.е. одна личность замыкает на себе всю деятельность организации.
Конечно, это последствия тоталитарного воспитания, но фактически один – это не
гражданская позиция, а, следовательно,  с региональными  НПО необходимо работать
в не только в организационном развитии, но и в гражданском, демократическом.
    Во всех регионах мы столкнулись с определенной методикой столичных      
'' продвинуиых'' НПО.  Они создают незарегистрированные  филиалы своих организаций,
 и в достаточной мере эксплуатируют полностью волонтерский потенциал региональных
НПО, обещая на полученные гранты помочь в регистрации. Это достаточно серьезный
психологический мотив , усугубляющий и без того общий депрессивный фон в районах.
Пользуются  наивностью  региональных НПО особенно поднаторевшие в благотворительности
республиканские общества.

ВЫВОДЫ

Модернизация нашей страны  должна  сопровождаться передачей  полномочий гражданскому
обществу. Эта передача означает  не только наличие выбора гражданских инициатив,
но и возможностью  полнокровного   развития  некоммерческого сектора. Борьба
за выживание в нынешних очень сложных политических и экономических условиях требует
от третьего сектора перейти к профессиональным социальным услугам, котирующимся
на  рынке.
 Практически  все женские  региональные НПО и инициативные группы  строят работу
 на порыве, энтузиазме. Однако  на благородном порыве можно провести субботник,
детский праздник, поздравить ветеранов и т. д. Но определять   некоммерческий
 сектор будут те  организации, которые  смогут стать реальным поставщиком социальных
услуг.
Именно в этом направлении можно оказать необходимую поддержку НПО в регионах.
Обратимся к  механизмам подобной поддержки.
              Прежде всего,   женским  региональным   НПО необходимо помочь в
определении нужд и потребностей своей целевой аудитории.  В интервью основным
мотивом выбора целевой аудитории была аргументация - « под это возможно получить
финансирование международных организаций». Вторым доводом была ссылка на то,
что другим НПО « на такие проекты давали гранты».  Анализ проектов и перспективных
планов  исследуемых НПО убеждает, что региональные НПО планируют свою деятельность,
помимо вышеназванных моментах, на основании своих собственных представлений о
потребностях целевой аудитории, основываясь на своих выводах и желаниях, без
хоть незначительной оценки потребностей.   Отсюда стандартность проектов, отсутствие
всякой региональной специфики.
 Отказ в предоставлении финансирования проектов описывается  женскими НПО, как
правило,  с подтекстом и полунамеками. В ходе  проекта мы просили НПО показать
заявки, на которые они получили отказ.  Выясняются  две крайности: или лирические
отступления или одна- две странички. Региональные НПО не владеют методикой написания
проектов.
   1.    Следовательно, можно  провести  объединенными усилиями  сильных столичных
 и местных НПО {  на местных лежат организационные и технические моменты – что
само по себе будет хорошей практикой }  тренинги по  маркетингу в некоммерческой
сфере или социальному маркетингу.
Подобные тренинги будет очень эффективны, так как преследуют сразу несколько
целей:
                 обучают женские  НПО  маркетинговому инструментарию от анализа
рыночных потребностей до  претворения в жизнь маркетинговых мероприятий в сфере
профессиональных социальных услуг.
          в индивидуальном режиме продвинутые тренеры столичных НПО анализируют
проблемы позицирования и дифференцирования  услуг женских местных НПО, попутно
выявляются те сегменты регионального рынка , где продуктивно   сходятся их профессиональные
интересы. Следовательно, будут закладываться основы дальнейшего сотрудничества
столицы и регионов, развиваться демократическое сознание

помогают  перспективным НПО  находить  возможности для самофинансирования  и
 формировать профессиональные, рыночные отношения.
        - социальная значимость  подобных тренингов неоспорима, так как женские
 НПО, использующие методы  социального маркетинга, становятся более эффективными
и устойчивыми  за счет реализации программ, направленных на удовлетворение потребностей
 заинтересованных бенефициантов. Чем больше реальных  потребностей   удовлетворяет
НПО, тем больше  сама НПО становиться  востребованной обществом. В итоге растет
реальный авторитет третьего сектора.
             Итогом тренингов должна быть разработка  местными НПО проектов
по социальному маркетингу,  направленного на продвижение своей организации.

          Предложенное нами направление может быть осуществлено на конкурсной
основе между  столичными и региональными НПО в виде Программы по маркетинговому
сотрудничеству.

 В  регионах наиболее перспективными представляется коалиция нескольких местных
НПО  под патронажем столичной организации. Такой союз будет также создавать 
возможности  обмениваться опытом  и идеями местным и региональным НПО.

2. Продвижение неправительственных организаций.

Беседы  и    интервью с представителями женскими  НПО  убеждают, что работа по
формированию имиджа и продвижению организации практически не осознается как важная
и необходимая. Видимо, здесь сказывается и восточная ментальность: неприлично
себя демонстрировать, говорить об успехах.  Зато жалобы на трудности, проблемы,
неприятности присутствуют у всех.
Следовательно, отдельно необходимы обучающие программы и тренинги по установлению
связей со всеми представителями   общественности, включая бизнес - структуры,
работающие в Азербайджане. Нам кажется, это направление перспективным, так как
в регионах  постепенно  идет зарубежное инвестирование.  Западные кампании поощряют
деятельность, полезную для общества. В частности, в Худате Центр развития молодежных
программ « ОРИЕНТ», которому в ходе данного проекта мы помогли оформить предложение
 в совместное предприятия « Дубай»,  получил  средства на проведение детского
праздника.
Вероятность  инвестирования со стороны французской табачной фабрики для двух
НПО « Ассоциация агросервиса», « Молодежный центр развития» прослеживается в
Кахе, при удачном  продвижении самих  НПО и предлагаемых ими программ.

3. Информационное обеспечение третьего сектора.

Оказывая поддержку развитию гражданского общества, можно помочь женской части
  третьего сектора в регионах  в анализе  потребностей и  рыночных возможностей
не только через тренинги, но и финансово поддерживая создание зональных  Агентств
   социальной   информации. Цель подобного агентства: способствовать развитию
мировоззрения и практических навыков,  необходимых   для социального   благополучия
  как самих граждан, так и общества в целом.
Цель  Агентства – сбор и распространение социально – значимых инициатив. Сильные
стороны подобного проекта;
-       В регионах много  некоммерческих организаций и инициативных групп   ,причем,
 количество имеет значительную тенденцию к росту. Следовательно, растет рынок
 потенциальных потребительских услуг, которые может продвигать агентство.
-       Информационный   обмен между организациями практически не развит не только
в рамках  республики, но и  даже региона.  Нет выпуска самых обычных бюллетеней,
нет газет и журналов, практически,  кроме заседаний местной власти, нет семинаров,
конференций, т.е. социальных форм общения. Причем организации, относящиеся к
отдельным сегментам третьего сектора,  экологические, правозащитные, женские
,этнокультурные объединения и т. д., слабо представляют  проблемы или достижения
других. А уж об информированности инициативных групп и других низовых звеньях
и говорить не приходиться.
-       Распространяемая   агентством   информация  поможет многим НПО осуществить
фондрейзинг не только в пределах республики. Например, Агентство может представлять
и разнообразную информацию, касающуюся национальных меньшинств. Это очень актуально
для всей зоны, так как там проживает  более 30  народностей.  В связи с вхождением
Азербайджана в Совет Европы работа с НПО национальных меньшинств становится актуальной.
 В Куба – Гусары - Хачмасской  зоне есть серьезный потенциал создания  Агентства
социальной информации, В этой зоне  очень активно работает Ресурсный Центр по
правам человека. Руководитель Центра  Солмаз Мехтиева – одаренный лидер, который
сумел консолидировать усилия 32  неправительственных организаций по всей Куба
– Хачмасской зоне. Ресурсы  ее   организации соответствуют задачам агентства.
Факторы риска при создании Агентства:  превращение его в обычный оппозиционный
центр через увлечение политической информацией.  Предотвратить это возможно через
стажировку сотрудников предлагаемой организации в столичных, независимых агентствах.

4. Консолидация усилий    по лоббированию  интересов  НПО .

Мы предлагаем постановку синергитического подхода.   Очевидно, что любое объединение,
хотя и мотивируется общими целями и проблемами, но становиться возможным  только
при наличии у каждого конкретной  и  четкой программы действий.   Роль объединяющей
идеи  не может выполнять идея  поиска  доноров, которая стала определяющей в
Форуме НПО, созданного  под эгидой ООН.
         Упор в регионах  должен быть сделан на разовые или временные тематические
объединения , которые не упраздняют автономности и не стирают индивидуальных
особенностей организаций, а дают  при консолидации синергетический эффект. А
именно:
-       Мы считаем, что в качестве объединяющей может выступать в регионах идея продвижения
своих организаций. Спонсонирование таких проектов  со стороны фонда должно рассматриваться
 как целевое инвестирование в НПО, а не в клиентуру  НПО.{ Подобный подход к
НПО как к средству работы с уязвимыми слоями – клиентами НПО  демонстрируют 
фонды OXFAM  и  ISAR}.
-       Насущной задачей, которая может быть поддержана  фондом, представляется  создание
 временно действующих   коалиций  региональных НПО для  того, чтобы овладеть
тактикой лоббирования и успешно продвигать свои интересы. Это касается не только
властей, но и общественного мнения. Хочется подчеркнуть, что  данное   направление
совершенно не  развито   в регионах, где чувство социальной конкуренции значительно
сильнее, чем чувство необходимой солидарности для развития.
Первые шаги в овладении тактикой лоббирования своих интересов предприняли уже
некоторые НПО, а именно; Центр развития молодежных программ '' Ориент'' ( Худат),
 '' Женщины за социальный прогресс'' ( Хачмас),''  Нугяды '' (Куба, село Нугяды-2),
'' Без тебя ''(Закаталы), Ассоциация женщин инвалидов - дизайнеров  ( Шеки),Молодежный
центр развития ( Ках).
Конечно, подобных организаций очень мало, но  нас интересует  наметившаяся тенденция
к  поиску общественного  диалога, инициатором которого выступает третий сектор.
И еще немаловажное обстоятельство:  конечно, лоббирование интересов – не самоцель
для НПО.   Но именно лоббирование позволяет достичь  качественного конечного
результата по разрешению той или иной    общественно  значимой проблемы. НПО
 должны  рассматривать  как успех  сам   факт  принятия  местной  властью постановления
или решения  под их давлением.

5. Третий сектор и местное самоуправление : поиск сотрудничества.

Миссия  некоторых  региональных организаций  направлена на развитие местного
самоуправления и создание местных  сообществ.  В регионах                   
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
       именно в сфере  местного самоуправления могут быть затребованы   НПО как
провайдеры муниципальных  социальных программ.  Причем   эти  совместные  проекты
могут носить так же совместный  характер  для нескольких доноров, согласно их
мандату. Например, программы  грантов  фонда  ISAR  поддерживает социальные проекты
для уязвимых слоев общества. Это  может  быть представлено в виде  создания регионального
 Центра занятости, Центра развития  общин.   Программное обеспечение таких Центров
может быть предметом двух  и  даже трех неправительственных организаций, включая
женское НПО.. На первой стадии действует  ISAR- помогая безработным адаптироваться
к условиям рынка, а на второй стадии действует фонд Евразия, обучая практическим
бизнес – специальностям,
В этом же совместном направлении НПО и местное самоуправление могут развивать
в своем регионе туризм. Здесь необходимо  особо отметить  замеченную во всех
регионах неоправданную иллюзию о перспективах « создания второй  Швейцарии»,
как только доноры узнают о красотах края. Действительно,  природа Азербайджана
уникальна как по красоте, так и по наличию. разных климатических зон.
 Но не секрет, что у нас отсутствуют инфракструктура туризма, которая   туризма,
обеспечивает его конкуретноспособность.    Следовательно, НПО  и местному самоуправлению
выгодно развивать туризм  в  таких направлениях,  которые не требуют больших
затрат. В частности, в Кубе, Хачмасе, Худате можно развивать  молодежный туризм.
Спектр   деятельности для  НПО  тут достаточно широк: от разработки маршрутов
туристских троп  и очистки  территории до организации молодежных трудовых лагерей
во время летней уборки урожая В июле- августе  в этих районах дефицит   рабочей
силы по уборке урожая Такой проект может помочь НПО начать переход на  самофинансирование
(   В  Хачмасском районе исполнителем проекта может быть Центр развития молодежных
программ  « Ориент»..
 В Шекинском и Кахском регионах  можно развивать религиозный туризм.  Здесь 
есть уникальные религиозные   памятники   раннего христианства, о  которых за
рубежом практически не знают   и   В данных проектах могут быть задействованы
и  культурологические  НПО и НПО, в миссию которых входит охрана памятников.
Закатальский регион – идеален для экотуризма. Во всех регионах есть своя самобытность
и возможности для фольктуризма, не  требующие   особых  особых первоначальных
затрат..
    В целом это направление  должно представлять и интерес для  зарубежных фондов,
так как здесь соединяются несколько аспектов ее мандата:
-       прослеживается  техническая поддержка перехода НПО на самофинансирование,
-        оказывается содействие сотрудничеству нескольких НПО, которые могут получать
поддержку в виде   мини - субгрантов  через развитое НПО.
-       оказывается поддержка ОМС и развивается их актив.
-       развивается гражданское сознание
Фонд может силами столичных НПО организовать для местного регионального самоуправления
 обучающие семинары  по работе с НПО,  причем отдельно выделить семинары по гендерной
проблематики,  так как в районах можно отметить подъем женского движения.
Женским  организациям, как показало наше исследование, прежде чем рассчитывать
в своей  деятельности  на поддержку властей, необходимо проводить широкую разъяснительную
работу относительно целей и задач женского движения на всех уровнях власти, и
прежде всего ОМС.
 Широкое и совершенно не развитое в республике направление - конкурсы  среди
НПО  на получение муниципальных заказов по социальным проектам., так как клиентура
неправительственных организаций и основной контингент ОМС во многом совпадают.
Подобные конкурсы в разли ных вариантах проводились  в Москве, Твери, Клину,Ярославле,Киеве.
При донорской помощи Евразии  можно провести такой конкурс в одном регионе, 
предпочтительно в  Худате. Там сильные  ОМС  и есть перспективный ,Центр развития
молодежных программ « Ориент».

               Мы хотим обратить  внимание на тот факт, что развитие третьего
сектора в регионах начиналось с экологических проектов. В принципе, самыми развитыми
в регионах являются экологические организации, особенно в Шеки. Но сами  экологические
проекты в регионах очень слабые : они  направлены только на очистку территории
от мусора , очень редко исследуется качество воды.
Экология занимаются сейчас практически все, но есть  пограничная область неоткрытая,
свободная зона – экологический фасилите-менеджмент и экологический  маркетинг,
где  возможно пересечение интересов региональных НПО{ экология}  и  заруюежных
фондов.{ менеджмент и маркетинг}. Однако в этом направлении, как и в других,
необходимо действовать через столичное НПО.
 В частности наш центр проводил по программе сотрудничество НПО фонда  ISAR совместный
проект по экологическому маркетингу  с  НПО  “ Экосфера”. На наш  взгляд,  данная
 НПО может быть провайдером программ, в которых региональные НПО организуют,
планируют, управляют на объектах муниципалитетов вспомогательными системами,
сооруженимяи, средствами обслуживания   с позиций экологии.  Шекинская НПО “
Биотех” имеет интересный план восстановления реликтовых лесов крайне малыми ресурсами
, восстановление плантаций лекарственных трав, зверски уничтоженных турецкой
фирмой. Эти проекты  должны  выполняться  во взаимодействии  с  ОМС.   Эти планы
при грамотном подходе могут  представлять  ценность для развития частного предпринимательства
– выращевание сажен на продажу. Покупателем продукции должен быть муниципалитет,
а в перспективе  возможен выход не только на республиканский  рынок.

6. Третий сектор и развитие частного предпринимательства.
 .
   Развитие НПО в сторону малого предпринимательства с помощью международных
фондов  наиболее перспективно в традиционных для данных регионах областях предпринимательства.
В частности, в   Кубинском  регионе это традиционное ковроткачество. В селе 
Нигяды –2  работает перспективная НПО « NEGADI», миссия которой – социально –
экономическое развитие села.  Она успешно  выполнила в  1999 году грант  фонда
 ISAR по благоустройству  села, т.е. имеет опыт работы по грантам.  В организации
более двадцати человек, есть профессиональные , опытные  ковроткачи.  Рядом 
располагается  село Чи-чи, история   ковроткачества  которого   насчитывает 
 четыре  века.    Фонд мог бы поддержать союз этих двух сел через НПО  « NEGADI»,
обучение основам  малого  предпринимательства, планированию своей предпринимательской
деятельности.  Это особенно важно, так как  в регионах прочно устоялся стереотип,
  что бизнес –план нужен только для получения кредита, а в обычной жизни он вроде
бы как- то даже мешает, сковывает инициативу.
     Беседы и интервью показывают, что региональные   НПО нуждаются со стороны
международных фондов  в тренингах по финансовому менеджменту, тем более, что
профессионально вести даже бухгалтерский учет могут лишь очень  немногие.  В
частности, на вопросы об отчетности, способах контроля  за материальными средствами
организации  более 96% отвечали, что всему научились сами. Но так как эти организации
 практически не ведут грантовую деятельность, а, тем более,  предпринимательскую,
 – очень трудно определить уровень компетенции в области управления материальными
  ресурсами.
В условиях жесткой конкуренции особое внимание  требуют проекты по этическим
нормам практике предпринимательства и  психологии управления.
Возможны в рамках мандата  инновационные схемы, а именно: поскольку опытные частные
предприниматели в регионах стали создавать  некоммерческие организации,  то 
возможны паевые союзы в пределах  региона или  зоны, цель которых будет инвестирования
 социальных проектов.
 Конкретнее эта схема выглядит так: НПО, созданное на основе профессиональной
деятельности, выдвигает социальный проект, но поддерживает его не только  международный
фонд   но и та бизнес структура , которая стала инициатором данного НПО.
Конечно, сейчас в экономике спад, особенно в регионах. Но вклад может носить
характер безвозмездного труда { собственно как и предполагает третий сектор},
использование техники, помещений, оборудования, библиотек.  Возможно и вероятно
заслуживает поощрение долевое участие двух региональных структур.  Мы видим возможность
такой модели в Кахском районе с участием  Ассоциации агрообизнеса  и Ассоциацией
птицеводства и двух частных фирм. Возможность такого проекта есть в Хачмасе –
при участии НПО « Ориент» , « Союза независимых фермеров» Худатского частного
консервного завода.  Перспектива таких проектов достаточна определена. Помимо
эффективности такой подход может во многом решить проблемы, связанные с отсутствием
юридической регистрации НПО. секторе.
Наиболее перспективны в плане  поддержки перехода на самофинансирование НПО в
Кахе: '' Ассоциация агросервиса '' – НПО, в которой объединились профессионалы
мелиораторы и сельские химики, '' Союз менеджеров и бухгалтеров табаководства'',
в Хачмасе ''Гусарчай'', объединяющий  производителей плодоовощной  консервированной
продукции и « Союз независимых фермеров», в Ленкоране- « Союз водителей», в Шеки
– « Рукодельница», « Ассоциация инвалидов- дизайнеров»,  « Биотех».
 Интересные моменты в поддержке частного предпринимательства возможны  при оказании
 технической помощи   объединениям малочисленных народов и этнических меньшинств.
 В частности, это малые народы Дагестана и турки- ахызы.  Их потенциал позволяет
производить продукцию национальных ремесел, которая может быть востребована 
не только отечественным рынком.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное