Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гендерные аспекты третьего сектора

Мы  вычленяем гендерную проблему не как дань  « социальной моде»,  а по соображениям
прогностики развития третьего сектора. Намечается заметная феминизация третьего
сектора в регионах, на наш взгляд,  по следующим причинам:
-       Женщины численно преобладают над мужчинами, что усугубляется массовым  отъездом
 сельских мужчин на заработки в Россию,  а также демографическим дисбалансом,
вызванным  почти 14 годами войны в Карабахе.
-       Большинство мужчин, особенно социально активных, предпочитают  заниматься бизнесом
или политикой, видя в этом короткий путь решения своих проблем, повышения статуса.
НПО ничего к социальному статусу не прибавляет.
-       Среди женщин больше лиц с высшим образованием, а именно они составляют большинство
в НПО,
-       Наиболее активно вступают в НПО молодые женщины  (20 –30 лет )по социально-
экономическим и психологическим причинам.
-       Наиболее развитые сферы деятельности  НПО; здравоохранение, образование, культура
– близки женщинам.  По регионам наиболее активны женщины в сфере воспитание и
образование- 48%, здравоохранения –25%,,  культуры –17, развитие демократии –8%,
развитие и  поддержка предпринимательства – 2%    Кроме того, в этих « женских»
областях  легче вербовать  новых членов НПО.
В женском движении в нашей республике можно отметить три волны:
-       Первая пришлась на период слома тоталитарной советской системы и  начала Карабахского
конфликта. Она носила в основном благотворительный  и гуманитарный характер помощи
беженцам, раненым, детям – сиротам.
- Вторая волна в период  1991-1995 годов связана с переходом от благотворительности
к общественной деятельности, к защите  гражданских  прав и свобод. Это объяснялось
 политическим противостоянием сторонников и противников реформ, переходом к рыночной
экономике, уровнем социальной необеспеченности, невероятно резким снижением числа
женщин в законодательных  и исполнительных органах.
-       Третья волна происходит в настоящее время. Она связана с Пекинской Всемирной
конференцией по положению женщин. Именно после Пекина столичные женские организации
стали менять характер своей деятельности в сторону социальной направленности.
 Более того, международные организации  настоятельно рекомендовали   государству
 расширять женскую активность, создавать равные возможности для женщин.
Мы   считали   необходимым дать общую    характеристику  женского  движения,
так как региональные женские организации, во многом  отставшие от столичных,
в настоящее время одновременно пытаются  аккумулировать  все особенности тех
волн женского движения, пережитых столицей за десять переходных лет.  Они стремятся
заниматься благотворительностью, гуманитарной помощью, образовательными  программами,
  экологией. Но нет ни одной женской НПО, которая бы ставила задачу – помочь
женщине выйти на рынок труда. Практически ни одна организация не занимается 
просвещение женщин касательно именно их групповых прав.
 В нашей стране, к сожалению ,еще  зачастую забывают о той простой истине, что
по положению женщины и уровню обеспеченности гарантированных ей конституционных
прав, можно правдиво оценить степень реальной демократии общества. Государство
 официально стремится взять под патронаж женские НПО, но делает это в советских
бюрократических традициях.
  Практически во всех регионах в исполнительной власти созданы  отделы по работе
с   женщинами.   Иногда их называют гендерный отдел, как, напрмер, в  Закаталах
и Ленкорани, иногда, как в Хачмасе и Шеки, региональное отделение  азербайджанского
общества «Севиль».   По тому,  какие  женские НПО с ними  сотрудничают, можно
 судить   о степени  их  лояльности   властям.  Сотрудничество не паритетное,
НПО  выступают только  в качестве   волонтеров, или создают фон на общественных
мероприятиях.
 По сути,  эти государственные органы повторяют существующие при советской власти
 обязательные женотделы, которые занимались распределением льгот.  Чувство “обделенности”,
порождаемое системой льгот в распределении материальных благ, создает  социальное
напряжение между различными женскими организациями, поскольку все они вынуждены
 играть пассивную роль в государстве. Сфера реализации прав человека- женщины
в силу этого   проблематизируется.
 Интервью и беседы  убеждают,  что женщины в регионах  ориентированы не на права,
а на льготы - социальные гарантии особого рода, закрепленные законом и предоставляемые,
например, матерям-одиночкам, инвалидам, ветеранам и т.д. В советский период материальной
основой большинства таких гарантий выступали  социальные фонды государства и
предприятий.
В новых экономических условиях государство значительно сократило перечень социальных
гарантий, а     приватизированные предприятия в массовом   порядке  вообще  
отказываются от поддержки  социальной сферы.   Для таких городов, как  исследуемые
 в проекте Шеки, Закаталы, Ленкорань, Хачмас, Ках - это означает значительное
снижение уровня  социальной защиты. Следовательно, женские НПО, не обласканные
государством, вынуждены искать средства к выживанию. Такое средство  было найдено
в лице  нескольких  столичных НПО.
    Большинство  женских   региональных  НПО  являются филиалами республиканских
организаций: “ Общества защиты прав женщин им. Диляры Алиевой”, “ Женщины   Азербайджана
- Центр развития”, “ Без тебя.” Это, с одной стороны, способствует их организационному
 развитию, с другой стороны,  лишает самостоятельного   финансирования, Даже
тогда, когда средства   выделяются  филиалу,  реальное их распределение контролируется
из столицы.   Отсутствие регистрации  не позволяет вести самостоятельные проекты.
Хотя   Хачмасский  филиал общества им. Д. Алиевой на волонтерских началах уже
два года работает с одинокими женщинами и может представлять интерес для фонда
в плане развития надомных работ как перспективной сферы  микро бизнеса в селах
Куба – Хачмасского   регионов.
Конечно,  значительный  временной разрыв между столицей и регионом, субъективность
власти в поддержке  местных  женских НПО  обусловил и качественные региональные
 отличия.   Но  десять лет  проб и ошибок  позволили создать объективные предпосылки
для развития женского движения в регионах:
-       Возросшая, несмотря на восточную ментальность, женская активность и наличие
 немногих, но сравнительно развитых организаций: Ленкоранский союз матерей шехидов,
Хачмасские НПО « Женщины за социальный прогресс»,  « Общество одиноких женщин»,
Шекинская НПО « Рукодельница», Закатальская НПО « Лала»{заготовители горных трав
и производители народных лечебных средств },  Кубинские «Мир и человек» и  «Ханалыг».
-       Стремление женских групп и женских организаций к созданию коалиции  { Женский
молодежный Центр ''  Шамс  ''  пытается довольно успешно консолидировать женские
организации  западного региона.  В частности ,'' Шамс'' на волонтерской основе
 выезжает во все западные районы и разъясняет   молодым женщинам их  трудовые
 и социальные права. }.
-       Готовность  региональной  общественности  к восприятию женщины как полноправного
члена третьего сектора. Даже в таком традиционном восточном городе, как Шеки,
в развитии НПО лидируют женщины.  Но в том же городе на бизнес – тренингах, которые
проводила наша организация   в 2000 году, не было ни одной  женщины. Таким образом,
 наше традиционное оставляет за женщиной только  некоммерческую сферу
  Сами женщины проявляют  в большинстве  не феминистский, а  здравый гендерный
подход. На вопрос:'' В каких общественных организаций Вы предпочитаете участвовать
''   ответы распределились:
-       37,8%  или практически  каждая  четвертая  женщина в исследуемых регионах ответила
–  предпочла бы работать в  смешанных НПО, состоящих из мужчин и женщин, потому
что считает их перспективнее в плане профессионального роста.
-       19,9% - предпочитают  работать в чисто женских НПО, так  как   видят  в НПО
  продолжение   своей  привычной  социальной  ниши – матери.
-       42,3% - вообще не задумывались о характере НПО, но слышали, что полезно быть
чисто « женской », так  легче получить спонсорскую помощь. То есть каждая четвертая
женщина, представляющая третий сектор, так же   активна, как и   мужчина,  и
готова ко всем сферам социального развития.
Однако  сами проекты женских организаций повторяют     не только одни  и те же
идеи, механизмы   реализации,   но и бенефициариев.  Например,  в Шеки - это
дети интерната № 1.  Кстати, это  при наличии еше и интерната  №2, но он крайне
  запущен,  а   потому   остается вне внимания.
      Четыре  женские  НПО Хачмаса   показывали проекты по выявлению и развитию
 талантливых   детей. Очень много предложений, поступающих от женских НПО, связаны
с экологическим воспитанием детей в ходе проведения  уборки территорий.  При
беседах создается впечатление, что многие женские НПО спекулируют на  проблеме
 беженцев.  При таких схожих проектах  можно  говорить только о конкурсном  отборе
по предложенной самим фондом тематике и строгих объективных  критериях,  гарантирующих
 качество выполнения проекта.
         Конечно, женские  НПО    нуждаются  в особом развитии, хотя бы потому,
что  недостаточно лишь включить в законодательство положения о запрещении дискриминации.
Именно НПО  могут  создать механизм реализации прав женщин.
 Развитие третьего  сектора. самым непосредственным образом затрагивает  интересы
женщин. С одной стороны, женщины являются субъектом третьего сектора, поскольку
их число среди социально незащищенных граждан (безработные, пожилые, одинокие
родители) превалирует над другими слоями. С другой стороны, они составляют большинство
среди лиц, работающих в некоммерческих организациях. Следовательно, развитие
третьего сектора может обеспечить рабочими местами значительное число социально
активных женщин.
Необходимым условием развития третьего сектора является налаживание более тесных
связей между общественными организациями и  международными фондами.  Однако,
международным фондам можно рекомендовать не переносить механически практику гендерных
 проектов  Запада на местную почву.
Например, как рассказывали бенефецианты , в  Кахе  и Шеки  в 2000 году  женщин
на   деловом тренинге обучали тому, как обращаться к социальным работникам, вызывать
полицию в случае ущемления их прав. По рассказам участниц тренинг очень напоминал
модель службы спасения, с которой они знакомы только по телевидению. По восточной
традиции гостям не перечат, но где в районе найти социальных работников, а обращение
в полицию будет вообще негативно воспринято общественным мнением и создаст женщине
дополнительные проблемы.
  Женские общественные организации в регионах  вынуждены, даже если они не хотят,
учитывать  традиционные   стереотипы.  В частности, ни при какой ситуации в семье
женщина в регионе не будет обращаться в полицию или  иные общественные структуры.
Поэтому  такое же непонимание вызывают проекты, связанные с насилием в семье,
созданием антикризисных центров, защите прав  именно в западной специфике. Изменить
представления и стереотипы, сломить практику скрытой и явной  дискриминации за
один проект практически невозможно. Странам  молодой демократии, в том числе
 и Азербайджану, еще предстоит пройти значительный путь, чтобы искоренить  глубокие
 социальные корни дискриминации женщин.
Идеология гендерного традиционализма, которой придерживается еще значительная
часть мужчин, как не парадоксально, свойственна и большей части  женщин. Нашей
организации, возможно, легче оценить специфику восприятия  проблемы гендерного
равноправия в регионах,  поскольку мы провели  в 2000 году большое гендерное
исследование в  районах,  ставшими объектами данного проекта. В частности, на
вопрос :''Считаете ли Вы, что женщина дискриминации ? '' свыше 85% дали положительный
ответ. Переход от старой социалистической модели ,к сожалению, мало отразился
на осознание прав женщин.
 По данным  опроса 95% женщин убеждены в том, что их  проблемы  не ставиться
в разряд первоочередных  социальных проблем, 87, 8%  опрошенных женщин рассматривают
свой личный опыт столкновения с явной дискриминацией как личную или местную 
драму, а понимание  социальной значимости явления еще не произошло.
Свыше 85% женщин  даже не задумывались о способах и возможностях объединенными
усилиями противодействовать дискриминации. Повествование о нарушениях и даже
открытых фактов дискриминации в основном сводится к описанию частных эпизодов
и не выходит на уровень правового менталитета.
 Поэтому  актуальными и первоочередными, на наш взгляд,  должны стать проекты,
направленные   на  развитие правового менталитета у женщин. При работе с гендерными
проектами важен, как ни где,  учет  национально- культурных традиций.  Сами женщины
в региональных НПО, как  мы выяснили в беседах, видят возможности  применения
 своих сил в следующих направлениях:
 обеспечение доступности медицинской помощи и улучшения ее качества
 повышение   качества образования, в том числе и гражданского
 улучшение  санитарного состояния и качества работы в  дошкольных  учреждениях
 поддержание  женщин, оставшихся без кормильцев.
Нам кажется,  что самыми приоритетными  должны стать проекты следующей направленности:
 Техническая  помощь в овладении бизнес -специальностями  и переквалификации
 женщин в малое предпринимательство, учитывая, что в регионах прошла приватизация,
 они имеют свою землю и могут вести малый бизнес,
-       Техническая помощь в адаптации  женщин к условиям рынка:  производство доступных
потребительских товаров  и создание  облегчающих  быт служб, создание системы
платных услуг (  частный уход за детьми, стариками, ).
-       Техническая помощь в развитии надомного труда в традиционных для регионах сферах:
ковроткачества { Куба, Шеки, Хачмас},  вышивка шелковых изделий { Шеки}, изготовление
народных целительных средств{ Ках, Закаталы, Ленкорань}, производство сувенирной
национальной одежды ( возможно в каждом регионе, так как у всех есть своя яркая
специфика- это может быть перспективный проект общерегиональной программы с последующей
ярмаркой в Баку),
-        Усиление роли  женщин в  развитии гражданского участия, особенно в общественной
 экспертной  оценке решений местной власти по социальным проектам и  женским
вопросам.  В этом направлении именно  женские НПО  могут снизить коррупцию, которая
существует в работе с  уязвимыми  слоями общества.

ТРЕТИЙ СЕКТОР  В РЕГИОНАХ   ГЛАЗАМИ БЕНЕФИЦИАНТОВ.

Инструментарием исследования стали глубинные интервью членов  НПО и предполагаемых
бенефициантов, а также  социологический опрос, который проводился  по  двум типам
анкет. Расширенная анкета, рассчитанная на бенефициантов НПО, и анкета непосредственно
для членов НПО. Они распространялась  региональными консультантами Центра среди
жителей регионов. В каждом районе было опрошено по 100 человек, из них: 50 –
живут непосредственно в районном центре, остальные живут в селах, где есть НПО
или инициативные группы по их созданию.
  География опроса выглядит так:
Куба –город, Куба- села: Чи-чи, Нугяды-1, Нугяды-2, Совхоз- техникум им. Нариманова.
Еленовка- кенди, Алыч –кенди.
 Хачмас –центр, Хачмас- села  :Гымыл-кышлак, Гядям-оба, Гусарчай, Чухур-оба,
Шихляр-кянди, Качысы-оба, Агакярим-оба, Молла-бурхан ,Гобугырах, Кехна Хачмас,
Мушкюр., Лечет, Гюльалан. Спецификв Хачмаса развитие третьего сектора в селах
больше, чем в районном центре.
Худат –город, , села  Гусарчай, Алексеевка, Худат- кенди, поселок Мухтадир.
Ялама- центр, село Дузтахир-кенди.
Закаталы – город, Закаталы села: Алиобад, Мешадиобад,  Чолак.
Ках- город, Ках села: Илису, Сарыбаш,
Ленкорань –город, Ленкорань села: Шахласяр- кенди, Истису, Осакюся, Сэнякерен,
Вель.
Шеки  - город, поскольку все НПО сосредоточены в  самом городе.
На вопрос:   Известны ли Вам неправительственные организации вашего региона и
их деятельность  ответы  респодентов   распределились так:

Шеки –   11%   знают о таких организациях ,   4%-- знают  конкретные организации,
Хачмас – 9 %    знают о таких организациях ,   2,5%   -  знают  конкретные организации,
Ленкорань  - 8% знают о таких организациях, 2% знают  конкретные организации,
Куба -         5% знают о таких организациях,  1,7% знают  конкретные организации,
Закаталы – 4% знают о таких организациях,   0,5%   знают  конкретные организации,
Худат –3% знают о таких организациях,  конкретных организаций в своем районе
не знают,
Ках -   1, 5% знают о таких организациях, конкретных организаций в своем районе
не знают,
      Практически в  самых   развитых   регионах  только около   9%    в определенной
мере знают о понятии третьего сектора, а конкретная  работа  местных НПО    известна
в среднем  лишь   2%.  Уже данная статистика говорит о высокой степени риска
в региональных проектах.
Среди опрошенных  бенефициантов в  целом деятельность НПО оценивают:
 .Как  полезную и актуальную для района    ----------------------------------
12%
Как полезную, но только для определенной категории  ------------------!5%
Как  абсолютно незаметную  в регионе --------------------------------------44%.
Затруднялись ответить---------------------------------------------------------29%
 Практически  меньше, чем одна треть бенефициантов увидели необходимость   НПО
как формы развития общественных инициатив.
 Из опрошенных  в целом по всем регионам 125   бенефициантов  результаты  проектов
оцениваются:
Очень положительно  -------3%        -
 Положительно  ----------------12%
 .Средне   -----------------------18%
 .Отрицательно---------------28%
Затрудняюсь ответить ----39.
 Социальная апатия проявляется и в случае оценки проекта, в которых участвовали
 местные жители. Практически каждые семь клиентов  проекта  вынесли негативный
опыт от первых контактов с местными НПО. Видимо, сказывается отсутствие опыта,
неотработанные механизмы  реализации, а главное – невостребованность идеи проекта.
Респодентам , оценивающим    результаты проекта положительны,  предложено было
выделить, что было наиболее удачным в программе проекта :
Идея  проекта---------------------------- 9%
 .Организационное обеспечение------4%
 .Информационное обеспечение------ 5%
Широту охвата населения региона---8%.
Конечный результат проекта---------15%
Не  смогли  определить причины своей положительной оценки--------------59%
Каждые шесть из десяти, участвующих в программе, затруднялись определить, какова
отдача от проекта. Следовательно, нельзя говорить о реальной отдаче проекта,
 тем более, о его дальнейшем развитии после прекращения субсидирования.
Респодентам , оценивающим    результаты проекта отрицательно,  предложено было
выделить, что было наиболее  неудачным :
 .Идея проекта была неактуальна для региона-----------21%
 .Проект не был обеспечен организационно--------------- 8%
 .Общественность региона  не была  информирована о проекте-------12%
Проект  был рассчитан на неопределенную и малочисленную  аудиторию---29%
Проект  не достиг цели                                   -----  30%
Данные ответы   проясняют критерии эффективности проектов местных  НПО  в общественном
  мнении. Особо настораживает факт социальной составляющей, что крайне необходимо
для деятельности НПО. Районные проекты, как становилось понятным в ходе интервью,
часто рассчитаны на соседей и родственников.
 Опрошенные высказали свое мнение  по каком направлении   НПО  их региона могут
оказывать содействие в утверждении гражданского  общества :
Развитие  местного самоуправления --------18%
 помощь в развитии частного предпринимательства----17%.
зашита окружающей среды - экология------------------- 12%
помощь  в организационном развитии самих НПО--------11% ,
создание и развитие  инициативных групп НПО------------7%:

 развитие гуманитарных акций-------------------------10%
 .просветительство  и воспитание   ----------------------------7,5%
 .развитие независимой прессы----------------------------------7%
культура -------------------------------------------------------------4%
благотворительность-------------------------------------------3%
разрешение конфликтов-------------------------------------2,5%

На  взгляд , опрошенных членов женских организаций  НПО  в  регионе   сталкиваются
с проблемами:
Непонимание их деятельности со стороны населения
Невозможность  перехода на  собственное финансирование
Вмешательство местных органов власти в их мероприятия
Необъективность  финансовых органов и нарушение законности
Сложности социально-бытового характера
 .Отсутствие материально-технической базы.

В регионах республике третий сектор еще не оказывает реального значимого влияния
на протекающие процессы преобразования общества. Это результат того, что, с одной
стороны, НПО не имеют опыта работы в выработке механизмов влияния и воздействия
на социальную ситуацию и властные структуры, с другой стороны неправительственные
организации медленно переходят от удовлетворения потребностей внутри организации
и для ее членов к решению общественно значимых проблем  в интересах всего общества.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное