Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика


Информационный Канал Subscribe.Ru


ГЕНДЕРНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ
Что такое «гендер»?

Для того, чтобы дать данное определение, необходимо разделить такие понятия как
пол (sex) и гендер (gender).
Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей
(в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются
как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик
и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между
мужчинами и женщинами,
Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении,
ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые
(конструируемые) обществом.
В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных
отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное
общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в
основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими).
Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры
общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками
(раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроиводство
гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола
социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным
статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые
ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не
только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями
и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание
гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный
на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения
властных отношений.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда
и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе
гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические
качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности,
профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли
и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных
обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание
определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.
В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не
как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или
предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и
процессов. Необходимо "мыслить отношениями", чтобы из аналитической категории
гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

Что такое гендерный конфликт
В каждом обществе существуют сложившиеся гендерные стереотипы — разновидность
социальных стереотипов, основанных на принятых в обществе представлениях.
Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый,
эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. В основе производства
социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения,
схематизации данных опыта. Особенностями социального стереотипа как регулятора
социальных отношений является феномен поляризации качеств человека (как главного
социального объекта и основного содержания стереотипа) и жесткая фиксированность
такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения,
предрассудка или клише.
Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые
отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности
общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных
форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным
процессам или актам общения. ... Стереотип не только выделяет статистически среднее
мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого
или социально-допустимого поведения". Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют
самому действию: каждый индивид (группа, поколение) вступая в социальный мир,
обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения
задаются и обновляются... средствами и средой самого общения, в том числе масс-медиа».
Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное
явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической
памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание
(отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание.
В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию:
люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы
быть понятыми другими и собой.
Существующие гендерные стереотипы задают определяют гендерные роли -социальные
ожидания, вытекающие из понятий, окружающих Гендер, а также поведение в виде
речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские идеи являются, как считают, взаимоисключающими,
и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность
- женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного
с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской
и женский. Разделение труда по половому признаку - форма разделения труда согласно
представлениям о «мужской работе» и «женской работе» на основании гендерных различий,
которые, хотя и создаются, как полагают, социально, являются результатом «естественных»
качеств и способностей полов. Разделение труда по половому признаку очевидно
в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации социально
и исторически относительны. Эта форма наиболее характерна для индустриальных
обществ и сопровождается различием между неоплаченным домашним трудом и наемным
трудом, между частной и публичной сферами. В современных капиталистических обществах
женщины сконцентрированы в специфических отраслях промышленности, услугах и профессиях,
связанных с уходом. Женский домашний труд девальвирован обращением к идеологии
«материнский инстинктов», что переносится на наемный труд там, где женская причастность
к труду по уходу и обслуживанию считается естественным результатом гендерных
качеств. Опыт женского наемного труда в преобладающей степени связан с худшими
условиями труда, более низким уровнем оплаты и меньшим охватом профсоюзами. В
Великобритании, несмотря на принятие Закона о равной оплате (1970) и Закона о
дискриминации по половому признаку (1975), женщины продолжают получать только
около 75% среднего почасового заработка мужчин. Они чаще используются на низко
оплачиваемой «надомной работе» и на работах с частичной занятостью, а их занятость
менее надежна. Баррет (1988) утверждала, что как вертикальное разделение труда,
так и горизонтальное разделение труда отличало мужской и женский труд. В первом
случае мужчины пользуются преимуществом в отношении оплаты и условий труда. Во
втором -женщины сосредоточены в ограниченном числе занятий, которые и отражают,
и укрепляют социальные ожидания относительно женственности и домашней жизни.
По мнению Коулсона и др. (1975), различие между мужским и женским трудом, сегрегация
рабочих мест по гендеру равнозначны «индустриальному апартеиду». Конечно, явление
следует понимать в связи со сложным взаимодействием между экономическими факторами
и социальным порядком в целом. Согласно Баррену и Норрису (1976), рынок труда
в капиталистических обществах характеризуется разделением на сектора - «первичный»
(высокооплачиваемый, надежный, квалифицированный) и «вторичный» (низкооплачиваемый,
ненадежный и неквалифицированный). Мужчины занимают большинство мест в первичном,
а удел женщин - вторичный. Однако такой подход неспособен объяснить причины этого,
как и понятие резервной армии труда из марксистской теории капитали стического
наемного труда, подчеркивающего заинтересованность предпринимателя в обеспечении
необязательной рабочей силы, которую можно возвращать во внутреннюю сферу в течение
периодов экономического спада. Наемный труд замужних женщин считается подобным
труду мигрантов, ибо он также относится к промышленной резервной армии. Однако
сравнение между трудом замужних женщин и мигрантов небезупречно. Концентрация
женщин в определенных секторах затрудняет предпринимателям замену мужчин женщинами,
и их более низкие тарифы оплаты могут защищать от избыточности. Марксистская
теория также не дает ответа на вопрос, почему женщины занимают именно такое положение
на рынке труда. В связи с этим повысился интерес к проблеме домашнего труда в
семье и женской ответственности за него. Связь между положением женщин в наемном
труде и их ролью в домашнем труде, а также охране детства подчеркивалась многими
феминистскими социологами. На положение женщины как наемного работника оказывает
сильное воздействие структура семьи, роль женщины в воспроизводстве и «идеология
домашней жизни». Кроме того, сохранению заработной платы на более низком уровне,
чем у мужчин, способствует идеология «семейного заработка», в котором мужчины
считаются главными кормильцами. Таким образом, выгоды, получаемые капиталом и
рабочими мужского пола, также следует учитывать в любом объяснении.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное