Образ
Будущего –
Дело и
Деньги –
Домашний Спорт
– Активный Отдых
– Детский Вопрос
– Письма
Рассылка
для всех и
обо всём.
Выпуск №
Мир
больше
никогда не
будет
прежним, с
тех пор,
как
вы увидели
его глазами «ForRestjournal».
Михаил
Задорнов, 2000г.
Еще в начале
первой
чеченской
кампании мама,
чтобы я
правильно
понял ее
слова «в
Чечне не
будет
ничего
хорошего»,
посоветовала
мне
полистать
российский
энциклопедический
словарь
прошлого
века
Брокгауза и Ефрона,
перечитать
повесть
Льва
Толстого
«Хаджи-Мурат»,
освежить в
памяти
хрестоматийные
стихи
Лермонтова
и
внимательно
изучить карту
Чечено-Ингушской
Советской
Автономной
Республики.
Спустя
полгода
после того,
как я
закончил читать
«Хаджи-Мурата»,
мне
случайно встретился
в одном из
тусовочных
московских
кафе
известный
журналист
Александр Минкин.
Разговорились
о
наболевшем:
президенте,
правительстве,
губернаторах,
паханах
и,
естественно,
о Чечне.
Саша
прочитал
мне, как он
сказал,
отрывок из
одного
журналистского
очерка.
Пожаловался,
что
некоторые
редакторы
газет
отказываются
этот очерк
печатать. В
отрывке я
тут же узнал
фрагмент
повести
Льва
Толстого
«Хаджи-Мурат»,
в котором Толстой
сто с лишним
лет назад
описал
карательный
набег
русских на
чеченский
аул во время Первой
Кавказской
войны.
«Вернувшись
в свой аул, Садо
нашел свою
саклю
разрушенной:
крыша была провалена,
и дверь и
столбы
галерейки
сожжены, и
внутренность
огажена.
Сын же его,
тот
красивый, с
блестящими
глазами
мальчик,
который
восторженно
смотрел на
Хаджи-Мурата,
был
привезен
мертвым к
мечети на
покрытой
буркой
лошади. Он
был
проткнут штыком
в спину.
Благообразная
женщина,
служившая,
во время его
посещения,
Хаджи-Мурату,
теперь, в
разорванной
на груди
рубахе, открывавшей
ее старые,
обвисшие
груди, с распущенными
волосами,
стояла над
сыном и царапала
себе в кровь
лицо и не
переставая
выла. Садо
с киркой и
лопатой
ушел с
родными
копать могилу
сыну. Старик
дед сидел у
стены
разваленной
сакли и,
строгая
палочку,
тупо
смотрел перед
собой. Он
только что
вернулся с
своего
пчельника.
Бывшие там
два стожка
сена были
сожжены;
были
поломаны и
обожжены посаженные
стариком и
выхоженные
абрикосовые
и вишневые
деревья и,
главное,
сожжены все
улья с
пчелами…
Фонтан был
загажен, очевидно
нарочно, так
что воды
нельзя было брать
из него. Так
же была
загажена и
мечеть, и
мулла с муталимами
очищал ее.
Старики
хозяева
собрались
на площади и,
сидя на
корточках,
обсуждали
свое положение.
О ненависти
к русским
никто не говорил.
Чувство,
которое
испытывали
все чеченцы
от мала
до велика,
было
сильнее
ненависти. Это была не
ненависть, а
непризнание
этих русских
собак
людьми и
такое
отвращение,
гадливость
и
недоумение
перед
нелепой
жестокостью
этих
существ, что
желание
истребления
их, как
желание
истребления
крыс, ядовитых
пауков и волков,
было таким
же
естественным
чувством, как
чувство
самосохранения…
Старики
помолились
о помощи и
единогласно
решили
послать к
Шамилю
послов,
прося его о
помощи…».
Когда я
сказал
Минкину,
откуда этот
отрывок, он
не столько
удивился,
сколько
обрадовался:
- Наконец-то!
Хоть ты
узнал
Толстого!
Кому из сегодняшних
политиков и
военных я ни
показывал
эти строчки,
все
говорили
одно: лучше сейчас
об этом не
писать.
Журналист
явно преувеличивает,
наверняка
куплен
Западом. Представляешь,
ни один из
них не читал Толстого!
Я был горд!
Как все-таки
бывает
полезно, несмотря
на возраст,
порой найти
в себе силы, чтобы
послушаться
родительского
совета.
- Мало того, -
добавил я. -
Они и
Пушкина не
читали, и
Лермонтова… Да что
там…
По-моему,
даже в
энциклопедию
не заглядывали.
Иначе хоть
один из них
задал бы
себе вопрос:
сколько раз
можно
наступать
на одни и те
же грабли?
Еще великий
ученый
Павлов,
который
исследовал
человеческий
мозг, любил
говорить, что
у
большинства
людей
отсутствуют
способности
к
установлению
причинно-следственных
связей. Но
это мудрено.
Это поймут
лишь те, у
кого эти
причинно-следственные
связи не
нарушены. А
для тех, у
кого они
нарушены,
могу
перевести
на более
современный
язык. Павлов
утверждал,
что
большинство
наших людей
может
бесконечное
число раз
наступать
на одни и те
же грабли.
Когда
смотришь
сегодня на
нашу армию,
которая от
имени
многомиллионной
страны не может
справиться
с двумя
тысячами
боевиков, даже
не верится,
что раньше
она
считалась непобедимой.
Так нас
учили в
школе. В
пример приводили
Куликовскую
битву,
Полтаву,
позже Великую
Отечественную
войну и,
конечно же,
победу над
непобедимым
Наполеоном.
Действительно,
в конце
жизни на
острове Эльба
даже
Бонапарт
признался,
что главной
его ошибкой
стал поход
на Россию.
Собираясь начать
войну, он был
уверен, что
также легко
расправится
с ней, как и с
другими
странами
Европы, с которыми
он
расправлялся
всегда по
одной и той
же формуле.
Вошел в
страну,
которая
приглянулась.
У границы
его уже ждет
армия
противника,
которая
сейчас
будет
защищаться.
Для него –
гения и
профессионала
– предстоящее
сражение
всегда было
радостью,
как для
ребенка
игра в
солдатиков,
в которой он
постоянно
побеждал.
Несколько
дней, как
правило,
требовалось
Наполеону,
чтобы
завоевать
любую
страну,
получить с
поклоном
ключи от
столицы,
превратить
потомственного
короля в
своего
«шестерку»-вассала
и въехать в
его дворец
под аплодисменты
толпы,
которая
нередко
приветствовала
его как
освободителя.
Единственной
страной, где
эта формула
не сработала,
оказалась
Россия.
Вошел в нее –
а русской
армии нет. Не
ждет его. Не
уважает. Он
за ней. Она от
него. Он –
вправо,
Барклай де
Толли –
влево.
Наполеон –
влево,
русская армия
– вправо.
Обидно
стало гению.
Зря, что ли,
шестисоттысячную
армию себе
набирал, со
всех стран
лимитчиков
призывал? Он
за русскими
в глубь
страны,
русские от него
еще глубже. И
засасывает,
засасывает
его Россия,
как болото.
Уж все сроки,
отпущенные
на
завоевание,
просрочены.
Корм для лошадей
кончается,
погода
портится. А
сражения
все нет. С
продуктами
и кормом для
лошадей
тоже беда.
Из-за таких
расстояний
обозы из
Франции
запаздывают.
Не
случалось
такого
ранее ни в
одной
европейской
стране. Там
все само
собой
складывалось.
Кончился корм
для лошадей,
зашли
солдаты в
любую деревню,
отобрали у
крестьян
корм, заодно
и лошадей. А
тут зашли в
деревню –
лошадей нет,
корма нет,
все, что на
полях
посеяно,
выжгли, чтобы
антихристу
не
досталось.
Крестьян и
то нет, все по
лесам
попрятались.
Только
ночью с
косами
подкрадутся,
покосят
пару батальонов
лимиты и
обратно в
лес.
Очевидцы
рассказывают:
Бонапарт
действительно
радовался,
как ребенок,
когда,
наконец,
увидел на
рассвете
русскую
армию у
деревни
Бородино.
Глаза
заблестели,
оживился.
Теперь-то,
благодаря
науке, мы
знаем, что
это у него разыгрался
в организме
мужской гормон-тестстерон.
Позже, там же,
на Эльбе, он
называл
сражение при
Бородине
самым
жестоким в
своей жизни. Один
раз во время
этого
сражения
Бонапарта
видели со
слезами на
глазах,
когда
умирал его
любимый
генерал.
Сколько раз
в течение дня
докладывали
Наполеону о
победе и
разгроме
русской
армии, а
русские
пушки
продолжали
стрелять,
армия
Кутузова не
отступала, в
который раз
французы
брали артиллеристский
редут
Раевского, и
в который раз
русские его
возвращали
себе
благодаря
какому-то
неизвестному
генералу
Ермолову.
Кто-то из
наполеоновских
генералов
сказал императору
во время
этого
сражения:
«Русские
солдаты
продолжают
сражаться,
будучи убитыми.
Я восхищен
ими!..»
Да, не
вычислил
Бонапарт
России, хотя
и считался
гением. Его
агенты и
дипломаты
много лет
доставляли
ему сведения
о русских
бездарных
генералах, о нерешительном
мямле-царе, о
проворовавшемся
дворянстве
и о вяло-
недовольном
властью
народе… Он
даже
потребовал
от своих дипломатов
историю
Пугачевского
бунта. Но одного
не смогли
заметить в
российском
народе его агенты
и дипломаты.
Достоинства!
Потому что люди
с
достоинством
не могут
быть
фискалами.
Им трудно
заметить то,
что в них
отсутствует.
Так что зря
Бонапарт
ждал ключи
от Москвы и восторженных
взглядов из
толпы, когда
он будет
въезжать в
Кремль. Он
был для русского
народа
оскорбителем!
Оскорбителем
веры, полей,
домов… До
сих пор
историки не
могут
прийти к
общему мнению,
кто первым
поджег
Москву? Или
кто отдал
приказ
поджечь ее:
царь,
Кутузов или
комендант
Москвы?
Потому что
не было
приказа, не
было этого
одного
первого
поджигателя.
Москва
загорелась
от энергии
ненависти,
от
оскорбленного
чувства
достоинства
всего
народа. Не
ожидал
Бонапарт,
что в целом
народе
может быть такое
достоинство,
которое, как
он считал, есть
только у
него одного.
Сначала он
это достоинство
за
варварство
принял. Он же
пришел как
освободитель
от
крепостного
права. А они
его гонят
огнем,
косами… И
еще
радуются!
Варвары! Как
можно
радоваться,
когда такие
ценности
вокруг
горят? Собственную
столицу
подожгли и
гордятся
этим… Дикари!
Нет, не может
западный
человек
умом
высчитать
то, что
русские
делают от
души, и что
достоинство
и честь
могут быть
ценнее всех
ценностей!
Уверен был
Бонапарт –
только до
границы погонит
его этот
обезумевший
народ. Но
опять не
угадал. До
Парижа
антихриста
погнали. Ты у
нас в Москве
побывал,
теперь наша
очередь
побывать в
Париже.
Иначе
нечестно
получается.
И потом,
все-таки
Париж! Кафе,
театры, француженки!
Когда еще
такая
возможность
представится
русскому
мужику во
Францию без
визы
сгонять? Три
раза, пока
его гнали,
Бонапарт
успевал
возвратиться
в Париж, набрать
армию, и
разбивал
русских
вместе с их союзниками
в пух и прах, а
те все гонят
и гонят его.
Ничего не
может
понять
Наполеон.
Неужели им
так в Париж
хочется? Нет,
просто очень
обидел он
нашего
человека.
Поэтому и
проиграл. А
еще потому,
что у него во
Франции
люди
закончились.
А в России
они никогда не
кончаются.
В последний
раз он
все-таки
признался –
обхитрили
его русские.
Уже у самой
границы с Францией
обошел
российскую
армию с тылу,
решил
неожиданно
в спину ударить.
А русские
посмотрели
на этот маневр,
говорят: а
что с ним
опять
драться, он
же нас опять
поколотит,
тем более
что дорога
на Париж
свободна.
Пошли и
взяли Париж!
Практически
без жертв!
Это правда,
русская
армия
всегда была
непобедимой,
когда защищала
свою Родину
и
достоинство,
когда армией
становились
все, от царя
до
крепостного,
и когда даже
аристократическая
тусовка
на время
превращалась
в
интеллигенцию.
Должен
сказать:
первое, что
приходит на
ум – в этой
более чем
двухсотлетней
войне никогда
не было
победителей.
Ведь дружно
Россия и Чечня
жили только
до конца XVIII
века, потому
что ничего
друг о друге
толком не
знали. У
чеченцев не
преподавали
в школах
географию,
поскольку у
них не было
школ. У
русских же
где-нибудь в
Петербурге
или в Москве
спрашивать
о чеченцах в
то время
было так же
бессмысленно,
как нынче у
американцев
про нивхов и
коряков.
Да и слово
«чеченцы» к
тому
времени
только что
закрепилось
за горским
племенем «нахчо» по
названию их
аула Чечен.
Несмотря на
то, что
когда-то в
этих местах
расположилось
древнее,
достаточно
цивилизованное
царство Аланья,
племя «нахчо»
сумело
сохранить незамаранным
свой
первобытнообщинный
строй. Даже татаро-монголы,
разрушившие
царство, не
тронули
племя –
видимо, не
заметили
его. Так и
жило оно в
веках, запертое
горными
хребтами, от
нечего делать
враждуя
между собой
родовыми
кланами и рожая
детей для
поддержания
главного
завоевания
своей
культуры –
кровной
мести.
В свободное
от подобных
развлечений
время пасли
на горных
лугах скот и
вспоминали,
кто еще остался
не
отомщенным.
Земледельческая
равнина за
Тереком их
мало
интересовала.
О нефти под
землей они
не
догадывались,
а представить
себе
чеченца,
сеющего
хлеб, так же
нелепо, как
еврея,
помешивающего
сталь в
мартене.
Зато эта
равнина
была
спасательным
кругом для
беглых
российских
крестьян,
вольноотпущенных
и казаков.
Недаром
названия сёл
на ней –
русские. И
лишь в горах
чеченские
аулы.
Именно в
степь и на
плодородные
земли веками
бежал
энергичный
российский
люд, для которого
удовлетворить
порывы
своей безразмерной,
как и Россия,
души во
всегдашней
неразберихе
российских
законов
было так же невозможно,
как
вдохновенному
художнику писать
картины на
пленэре в
наручниках.
Поэтому все
они и бежали
за одним – за
волей!
Воля – это
особое
чувство,
известное
только нашим
предкам.
Недаром в
других
языках такого
слова нет. И
переводится
оно обычно
как «свобода».
Но свобода –
жалкое
подобие воли.
Это воля,
запертая в
конституцию
западной
демократии.
Воля так же
отличается
от свободы,
как уха,
приготовленная
на берегу реки
из только
что
выловленной
рыбы, с
затушенной
для аромата
прямо в
котле
головешкой, отличается
от бульона
из рыбных
кубиков.
БЕГЛЫЕ
КРЕСТЬЯНЕ И
КАЗАКИ –
ДРОЖЖИ
РОССИИ.
Благодаря и
тем и другим
Россия
распухала и,
как тесто из
тесной
кастрюли,
вываливалась
из своих
предыдущих
границ.
Крестьяне распахивали
для нее все
новые
просторы. А казаки,
сами того не
ведая,
оберегали
своими разбойничьими
шайками эти
стихийно
возникшие
границы. На
окраине
России
каждого могла
встретить
вместо
таможни
какая-нибудь
банда
очередного
казацкого
атамана и
обчистить
посерьезней
любого
таможенника.
КАЗАЦКАЯ БРАТВА
– ЭТО
САМООКУПАЕМАЯ
РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖНЯ ЭПОХИ
ЕВРОПЕЙСКОГО
ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Даже турки в
период
османской спеси,
мечтая
стать нашим
новым
татаро-монгольским
игом, не смогли
пробиться
сквозь
множество
казацких
«таможенных
терминалов».
Шло время, и
эта полубуйствующая,
полупьяная
граница
России
доползла
вплотную до
Кавказа.
Особым
удовольствием
для казаков
стало
двинуться
походом на
какое-нибудь
ханство,
благо этих
ханств в
горах, как
сусличьих
нор в степи.
Потрясти
казну
какой-нибудь
орды, увести
княжну, а то и
весь гарем
считалось у
казаков
особой доблестью,
этаким
VIP-развлечением!
Потом,
собравшись
с братвой,
написать
благодарственное
письмо
самому хану
с
признанием
прелестей
его любимых
жен. А
княжну-другую
по пьянке
просто
выбросить
за борт ради
тоста за дружбу
с корешами.
Все это
считалось у
казаков защитой
отечества
или
называлось
двумя взаимоисключающими
словами
«навоевать
добра». Так
они и
погибали
тысячами от
сабель
ханских
охранников,
у сундучков
с восточными
драгоценностями,
выкрикивая
в момент
отлета души
в мир иной:
«За Русь
нашу православную!»
Не зря же
народные
сказки и былины
с детства
воспитывали
в них
чувство романтической
агрессии в
борьбе с
неверными.
Я понимаю,
многие
представляют
себе казаков
сегодня по
кинофильму
«Тихий Дон» этакой
сплошной
дисциплинированной
конницей. Другие,
те, что помоложе,
думают,
«казаки» –
маскарадная
забава безработной
части
мужского
населения
юга России.
Всегда в
маскарадных
костюмах, с импотентно
висящими у
ног
музейными
нагайками и
лихо подкрученными
к небу
усиками-сабельками.
При этом с
глазами,
вечно
просящими у
государства
денег на
организацию
своего
потешного
войска. И,
судя по
всему,
небезуспешно.
Иначе как
объяснить,
что среди
есаулов в
наши дни
появились
такие
фамилии, как
Рабинович,
Швеллер и Драхман...
Правда, как
сказал один
из остряков
писателей-евреев
в ресторане
Дома
литераторов,
это вполне
возможно
только из
чувства ностальгии
еврея по
нагайке.
На самом
деле в те
давние
времена
казаки были
самым буйным,
не
поддающимся
воспитанию
российским сословием.
Недаром
даже
детская
игра называется
не просто
«Казаки», а
«Казаки-разбойники».
Дети – наши экстрасенсики,
правильно
ощущают
историю.
Самым
зазорным у
казаков всегда
считалось
работать.
Одна моя
знакомая, потомок
казачьего
рода,
рассказывала,
что однажды
ее дед,
отчаявшись,
в 30-х годах
пошел работать
грузчиком
на пристань.
Так его друзья-казаки
в знак
презрения
выстроились
на причале и
дружно
показали
ему голые зады.
Петр и
казаки – два
главных
пугала
европейских
стран
запоздавшего
российского
средневековья.
До сих пор
многие на
Западе представляют
русских по
образу
казака-разбойника!
Полудиким,
степным
кентавром с
генами
скифов и
печенегов.
До сей поры у
поляков и
венгров не
развенчали
этот образ
русских
даже
Достоевский,
Толстой,
Пушкин и
Гоголь. Зато
очень
удачно его
подкрепили
разъехавшиеся
по всему
миру «новые
русские кореша»
со скифским
золотом на
пальцах и
шеях.
* * *
Горцы тоже
не остались
в долгу
перед казаками-разбойниками.
Отныне у них
появились
новые
удовольствия:
украсть в
станице скотину,
пострелять
по бегущему
за Тереком человеку.
Принести
скальп
казака к
домашнему
очагу
невесты
стало у
чеченской
молодежи
признаком
совершеннолетия
и доказательством,
что жених
созрел,
налился
силой для
медового
месяца.
Наверное,
эти две
взрывоопасные
смеси – казаки
и горцы – еще
долго
продолжали
бы искриться,
потираясь
друг о друга
немаркированными
границами, если
бы в это
время
совершенно
неожиданно не
попросилась
в состав
России
Грузия.
Попросились
грузины добровольно
и этим
перехитрили
даже хитроумных
армян,
понимая, что они как и
русские,
тоже
православные,
значит, им не
откажут.
Снизу
Грузию
подпирала
Османская
империя,
грозилась
устроить
когда-нибудь
резню. С
других
сторон
теребили
мелкие
кочевые
племена. К
концу XVIII века
почти все
они приняли
мусульманство,
принеся
этим общую
клятву
вечно дружить
против
вываливающейся
на них из своих
объемов
России.
Я уже не раз
замечал, что
грузины
хитрее армян
настолько,
насколько
ежик хитрее
лисы. У армян
все хитрости
на лице, как у
лисы.
Сначала в
дверях
появляется
хитрость, а
за ней уже
входит сам
армянин. А по
ежику
никогда не
скажешь,
чего он хочет.
Главное для
него –
вовремя
ощетиниться.
Грузины
вовремя
поняли, что
дешевле
ощетиниться
и впредь
защищаться
российской
армией, чем
своей. Тем
более что
собственная
армия
всегда
напоминала
нечто среднее
между
армией и
хором. А
защищаться оттурок
хором
бесполезно.
Руководствуясь
со времен
Петра I
имперскими
замашками,
Россия тоже
обрадовалась
грузинскому
предложению.
Она всегда
была рада
расширить
свои границы
на дармовщинку.
И тут же
вошла в
дружбу с
Грузией
своей армией
и
погранзаставами,
а Грузия в
ответ внесла
в этот новый
союз
чувство
благодарности
и клятву в
вечной
преданности.
Естественно,
не
подозревая,
что когда-нибудь
во главе ее
будет
стоять
Шеварднадзе.
Все это было
б полбеды,
если бы в это
время не
попросился
в состав
России еще и
Азербайджан.
Видимо,
азербайджанцы
услышали,
насколько
после
объединения
веселее
запели в
горах
грузины, и
тут же
сообразили,
как это
выгодно
дружить с
соседом,
который
верит
заверениям
и клятвам.
И все в этой
трехсторонней
дружбе было
бы хорошо!
Кроме
одного…
Вернее,
кроме
множества
кавказских
племен и
народцев,
которые этакой
невыбиваемой
прокладкой
засели в
горах между подружившимися,
а сами
дружить
дружно
отказывались.
А на унизительные
предложения
построить
им в будущем
театры,
музеи, школы
и, самое
страшное,
завести
когда-нибудь
свою
консерваторию,
с радостью
выбросили
топор войны!
На
выброшенный
топор
Россия
ответила: ей
дешевле
насильно
усыновить
толпу
беспризорных
племен, чем в
отсутствие
авиации
дружить
через них.
Россия
всегда
считала
войну самым
дешевым
способом
разрешения
исторических
проблем.
Ведь для
российских
правителей
единственная
бесконечная
величина –
это российский
народ. Так
началась
первая
Кавказская
война.
Обе стороны
были втайне
довольны
новому этапу
развития
«добрососедских»
отношений.
Во-первых, и
те, и другие
делали
богоугодное
дело –
боролись с
неверными.
Во-вторых, у
мужской
части
кавказского
населения,
наконец, на
долгие годы
появилось
настоящее
мужское
занятие, а у
России еще
одно место,
куда можно
было
ссылать
зарвавшихся
в своей
дерзости
после
победы над
Наполеоном
офицеров и расхулиганившихся
поэтов.
Поэтому возглавить
всю эту
кавказскую
мясорубку было
поручено
одному из
самых
дерзких
генералов,
герою Отечественной
войны 1812 года
Ермолову.
Мало того,
что во время
Бородинского
сражения без
соизволения
высшего
руководства
он повел в
атаку
солдат,
спасая бригаду
Раевского,
он еще и
надерзил
самому государю.
Когда царь,
желая
наградить
отличившихся
в войне
офицеров,
спросил у
Ермолова,
какую
награду он
хотел бы
получить,
Ермолов
ответил:
«Государь,
произведите
меня в немцы».
Смелость в
бою есть
отвага,
смелость в
свете –
дерзость.
Царь принял
ответ как насмешку
над всем, к
тому
времени
полнокровно
немецким
родом
Романовых, и
наказал генерала,
назначив
его
губернатором
всего кавказского
неповиновения.
До сих пор
при
воспоминании о Ермолове
чеченцы
готовы
выкалывать
глаза на его
портретах,
предавать
шариату его
бюсты и
отрезать
уши от его
памятников.
С ним было
очень
неудобно
воевать. Его
офицеры не
подрабатывали
продажей
оружия на
сторону, не
выдавали
противнику
маршруты
движения
армейских
колонн. Сам
генерал, воспитанник
Суворова, не
строил в
Подмосковье
дачу из
привезенного
с войны
кавказского
известняка.
Более того,
он сначала
думал, потом
действовал,
что для
русского
штабиста
было очень
необычным.
Ермолов
очень
быстро
понял, что
карательные
экспедиции
вглубь гор,
которыми до
сих пор
«грешила»
Россия, только
разжигают
темперамент
противника,
умеющего
всегда
вовремя улизнуть
от так
называемой
нынче
«зачистки»
в так называемую
«зеленку».
Поэтому
генерал приступил
к делу по-суворовски
непредсказуемо.
Он начал планомерное
продвижение
в глубь гор с
одновременной
«зачисткой»
не только
противника,
но и самой
«зеленки»,
вырубая в
лесах широченные
просеки, с
которых
леса
просвечивались
словно
рентгеном. Ермоловская
тактика
поршнем
выдавливала
горцев из лесов
и гор на прозрачные
равнины, где
те просто
вынуждены были
жить по
немилым их
сердцу
российским законам
и
заниматься
тягостным
для них земледелием.
Первыми
выдавились
и согласились
на
окультуривание
и даже на
свой краеведческий
музей не
столь
кровожадные
ингуши и еще несколько
племен. Чтобы
усыновленным
впредь не
захотелось вернуться
к своим
общинно-родовым
манерам,
Ермолов
построил
три
крепости с
угрожающими
названиями:
«Внезапная»,
«Бурная» и
«Грозная».
Особенно
пугала всех последняя.
Тогда никто
не
предполагал,
что она
станет
столицей
Чечни с
нефтеперерабатывающим
заводом. За
что сегодня
чеченцы должны
были бы
извиниться
перед
памятниками
Ермолову, и
все
отколотые
ранее уши и
носы
аккуратно
прилепить
на прежнее
место.
Наверное,
война
вскоре
закончилась
бы полной зачисткой
неприятеля,
и вырубкой
лесов. А если
бы у
Ермолова
была
современная
техника, то и
выравниванием
горных
хребтов. Но
славный
защитник
природы,
следующий
государь Николай
I, вовремя
отозвал
опального
генерала. За
все
содеянное
для
Отечества
наказал почетной
пожизненной
пенсией и
усадьбой в Подмосковье.
Интересно,
что как
только
следующие
за Ермоловым
губернаторы
и
главнокомандующие
отказались
от его плана
и, щадя леса,
вернулись к
карательным
мерам, горцы
начали одерживать
одну победу
за другой,
словно
доказывая,
что
бороться с
ними можно
только ермоловским
поршнем.
Уже
отшумели
декабристы,
сменилось
два царя,
началась и
закончилась
Крымская
война, был
подписан
унизительный
для России
Брестский
мирный
договор, а
Кавказская
война все
продолжалась,
унося жизни
все новых и
новых
солдат,
офицеров и
опальных
литераторов.
Как ни
пыталась
русская
армия
поймать
главного
бунтаря,
предводителя
мюзитов
(первых
мусульманских
экстремистов,
объединенных
общей идеей
уничтожения
иноверцев)
имама
Шамиля, ей
это никак не
удавалось.
Шамиль стал
народным
кавказским
героем. О нем
рассказывали
легенды даже
среди
русских.
Казалось бы,
история
повторяется.
Опять неуловимый
Шамиль. Но
нет, они
очень
разные, эти
Шамили. Тот
Шамиль не
прятался за
беременных
женщин, не
прикрывался
младенцами
и не считал
геройством
изнасилование.
О плане
Ермолова
вспомнил,
наконец,
Александр II,
который
очень не
хотел быть
похожим на
своих
родителей с
их ошибками.
Переброшенными
с Крымской
войны
армейскими
корпусами
стала
медленно, по-ермоловски,
сжиматься
петля
вокруг
Шамиля. Есть
легенда, что
его брали в
одном из
аулов, и что
русские
солдаты
появились в
этом ауле
так же неожиданно,
как когда-то
Суворов во
Франции, съехав
на копчике с
гор.
Конечно, не
обошлось и
без подкупа
близлежащего
окружения и
охраны
Шамиля. Как
сказал
когда-то
римский
император
Август,
любую
крепость
может взять
любой осел,
если осла
правильно
нагрузить
золотом.
Война
длиною в два
поколения, наконец,
закончилась.
Царь лично
принял плененного
Шамиля, как
достойного
противника,
и отправил
на
поселение в
Калугу,
выделив ему
дом с садом и
огородом и
наказал
мирно доживать
свой век,
разводя
цветы в саду
и выращивая
редиску в
огороде.
Такая пытка
для Шамиля
не могла
долго
продолжаться,
и он вскоре скончался.
Успев,
правда,
написать
завещание, в
котором
наказал
чеченцам и
дагестанцам
никогда
впредь не
воевать с
Россией. И
даже,
говорят, в
конце
сделал
приписку,
что нет
ничего
страшнее,
чем смерть
на садово-огородном
участке.
Царь же в
знак
примирения
набрал себе
в гвардию
отъявленных
чеченских головорезов,
красиво их
одел,
превратив в
парадных секьюрити,
наивно
полагая, что
таким
образом
навсегда
решил
чеченскую
проблему.
Довольно
надолго в
истощенном
войной крае
наступило
затишье.
Кавказу
требовалось
время, чтобы нарожать
новых сыновей
и внуков.
* * *
Самим
племенам
поначалу
даже
понравилось
в составе
России.
Во-первых, их
стали называть
народами.
Во-вторых, от полууправляемой
богатой
ископаемыми
России им
всегда что-то
перепадало… Появились
такие
диковинки
как школы,
музей, театр, магазины,
деньги, часы,
железная
дорога с расписным
пестрым
железнодорожным
вокзалом и
даже
придавшие
степному
пейзажу
некую
изюминку
нефтяные
вышки, с
которых
всегда
можно было
умыкнуть
пару ведер шлягерной
уже в то
время
жидкости.
Казакам
тоже
постепенно
становилось
не до горцев.
Россия
решила их
приручить.
Отныне
казаки
боролись за
максимальную
выгоду от
этого
приручения,
превращаясь
из
нарушителей
в
усмирителей.
Их конно-нагаечные
ряды стройнели,
усы пышнели
и еще лихастее
подвинчивались
к небу, щеки наливались
холестерином,
прикормленные
государством
животы
начинали
выпадать из седел,
станицы
наполнялись
добром. В
конце XIX века
выкрик в
толпе:
«Казаки!»
означал – спасайся,
кто может, а
то
прольется
кровь. Наконец-то
казачество
нашло выход
своей генетической
энергии
удали и
буйства в
рамках государственного
законодательства.
После Кровавого
воскресенья,
подавления
восстания
рабочих 1905
года,
мятежей в
Прибалтике,
Польше и
Финляндии и
множества
еврейских
погромов в
народе
появились
выражения:
«Казак –
орудие
производства
гробовщиков»
и «Казаки лежачих
не бьют, они
их
добивают».
Особую
ненависть и
презрение у
казаков вызывали
пролетариат
и евреи (хотя
одно с другим
казалось
несовместимым).
Пролетарии,
скорее
всего – тем,
что
работали, а
евреи тем, что
они якобы
пользовались
результатами
этой работы.
Порой
создавалось
впечатление,
что мечтой
казаков
было
вымарать и
тех и других
навсегда из
истории
России. Они,
словно
ясновидящие,
предчувствовали,
что
когда-нибудь
и те и другие
объединятся
в своей
закомплексованности
и сведут с
ними счеты.
Действительно,
пришедшие
вскоре к
власти и те и
другие
решили, что
разгром
казаков в
гражданскую
войну был
явно
недостаточным,
и что гораздо
спокойнее
будет на
свете, если
вообще стереть
их, как
резинкой, не
только из
истории, но и
из
географии
России.
Особенно
преуспел в
этом деле
будущий
«отец всех
народов».
Заодно с
казацким
сословием
он решил вымарать
из генетики
и народную
тягу к воле по
всей России
от самых
южных гор до
северных
морей. В три
недели
«отец»
выселил и
без того
обессиленных
казаков с их
земель, растворил
в общей
банке
«братских
народов», прибавив
тем самым
еще один ген
вечного буйства
к
хромосомному
набору
будущих
российских
поколений.
Не веря в
генетику, он
оказался
величайшим
генетиком.
До сих пор
почти в
каждом
русском по пьянке в
ресторанах,
саунах, на
презентациях,
дискотеках
и лесных полянах,
оживают
гены
казаков,
которые многие,
не зная
истории,
опрометчиво
принимают
за гены
гусар.
Но
величайший
генетик,
«отец всех
народов»,
был еще и
величайшим
мастером
пытки. Причем
не только
физической,
но и
психологической.
Чтобы
никого из
казаков
впредь не
тянула к
себе память
земли, он решил
эту память подредактировать,
и подарил
исконно
казацкие
земли их
исконным
врагам –
горцам.
Новый
лоскуток на
карте
назвал
автономией,
присвоив
ему самое дорогое
для
чеченцев –
свой цвет на
карте.
Бывшую
крепость
Грозную,
ставшую к
тому
времени
городом,
назначил
работать
столицей
лоскутка. И одним
росчерком
пера решил
затянувшийся
спор
племен-народов,
какую
письменность
им, наконец,
выбрать для
их будущего
– арабскую или
латынь,
подарив
лично от
себя с
грузинским
великодушием
русский
алфавит.
Надо
сказать, от
природы
мысли у
горцев быстры,
как их кони и
реки. Они
сразу же
сообразили,
что такому
подарку
лучше
обрадоваться.
И
обрадовались.
Из
последних
сил. Поняли –
иначе
«отец» и их
растворит в
этом же
многонациональном
растворе.
Они своим
общинно-родовым
чутьем
людей
природы
почувствовали
в нем своего.
То есть даже
не отца, а
пахана всех
народов. Потому
что он не
уговаривал
их дружить.
Он им
дружить
приказал.
Все-таки
Сталин был
романтиком!
Он верил в воплощаемость
своих невоплощаемых
идей. Я думаю,
что и Сталин,
и Гитлер, и
Наполеон, и
Македонский
– все были
романтиками.
И даже Нерон!
Они все
верили, что
могут
изменять
законы
природы. И
все любили
об этом мечтать.
У них была
очень
мощная
энергия
мечты.
Просто их
мечты были
со знаком
«минус». Я
всех романтиков
делю по-Евтушенковски
на
романтиков-«светильников»
и романтиков-«гасильников».
Они были
романтиками-«гасильниками».
Однако, как и
подобает
любым романтикам,
они наверняка
тоже
мечтали
перед сном.
Только о завоеваниях,
уничтожении
народов, о
власти над
миром,
душами…
Пахан всех
народов был
одним из
самых ярких
и мощных
романтиков-«гасильников».
Он романтично
верил в то,
что с
выселением
казаков на
их земле
навсегда
наступит
спокойствие.
Верил, что с
открытием
отдела
атеизма в
краеведческом
музее чеченцы
тут же
сменят веру
в Аллаха на
веру в
социализм с
человеческим
лицом. Что во
вновь
открытых
библиотеках
чеченцы
будут учить
наизусть
стихи
Багрицкого
и Демьяна Бедного,
петь овцам в
горах песни
Лебедева-Кумача,
а по вечерам
танцевать в
парусиновых
брюках и
соломенных
шляпах под
духовой
оркестр на
танцплощадках
домов
отдыха, а
потом на
кухнях за
чаем под
музыку
Дунаевского
обсуждать
его новую
Конституцию.
Среди
чеченцев он
назначил не
только
секретарей партячеек,
комендантов,
заведующих
складами, но
и драматургов,
композиторов,
писателей,
поэтов. Приставил
к ним
переводчиков,
которые по приказу
партии
научились
переводить
три запева с
чеченского
в
девять-двенадцать
поэм на
русском.
Наконец,
пытаясь
выиграть в
споре с
генетикой,
снял фильм о
любви
русской
барышни-свинарки
и
чеченского
джентльмена-пастуха,
который
заканчивался
хеппиэндовским
поцелуем на
ВДНХ, а
начинался
шагающим
стадом
коров с гор
под песню
«Шагай
вперед,
комсомольское
племя».
Говорят,
когда в аулах
фильм
показывали
чеченцам, те
хохотали, думая,
что это
комедия.
Он был
романтиком-монстром.
Он верил в
дружбу
народов,
которые
будут
дружить,
если из них
периодически
выстригать
тех, кто
дружить не
хочет. Единственное,
во что он не
верил, это в
генетику – в
этого
самого
мощного
режиссера
истории,
поэтому и
стал
главным
минёром
нашего будущего,
объединив и
замкнув в
общих границах
немало
самовоспламеняющихся
смесей.
Однако у
всех
романтиков-«гасильников»
есть нечто
общее. Они
все
относятся к
людскому роду,
как к
послушному
им
министерству,
которому
можно
ежедневно
спускать
инструкции.
Они даже
считают, что
могут
гасить
генные коды
какого-либо
народа или
всего
человечества,
ссылая,
расстреливая
и сжигая. Но
ни одному из
них это не
удалось,
потому что
огонь
генетики –
единственный
вечный
огонь. Если
он затаится
хоть в одной хромосомке,
он все равно
когда-нибудь
оживет. Так
произошло и
с «вечным
чеченским
огнем». Во
время Второй
мировой
войны
откуда-то из
глубины множества
спиралек
ДНК вдруг
дала о себе
знать мирно
дремавшая
до подхода
немцев к Грозному
спиралька,
обиженная
еще
Ермоловым.
Множество
чеченцев
перешли на
сторону немцев,
полагая, что
уж немцы-то
точно
помогут им
провести
вендетту ермоловским
потомкам, которые
столько лет
унижали их
школами, алфавитом,
библиотеками,
музеями,
консерваториями,
планетарием
и прочими
ужасами.
Правда,
Грозный так
и не попал в
руки немцев.
На этот раз
они не учли
огня в
генетике
русского
солдата, у
которого
неизвестно,
что откуда
порой
берется. А
пахан народов
тоже знал
основы
вендетты,
поскольку
тоже был
истинным
горцем. Он
был далек от
философии
непротивления
злу
насилием. И
очень не любил
подставлять
правую щеку,
когда ударят
по левой.
Уже в 1944 году
Сталин
выделил из
действующей
армии более
ста тысяч
солдат и
офицеров.
Несмотря на
жесточайшие
бои на фронте,
ввел в Чечню
отборные
силы НКВД, и в
те же, уже
традиционные
три недели,
«растворил»
чеченцев
вслед за
казаками по
закоулкам
своей
империи.
Правда,
превратившись
за многие
годы из
мастера
психологической
пытки в
художника
этого дела,
сохранил за
ними те земли,
которые сам
же им
подарил. Мол,
они – ваши, но
любить их
будете
отныне
издали. Так строгий
отец дарит
непослушному
сыночку новую
игрушку и
тут же
прячет ее в
шкаф. Мол, она
твоя, но не
отдам, пока
не
поумнеешь.
Несмотря на
то, что монстр
становился
с годами все
циничнее, он
все-таки оставался
романтиком.
На этот раз
он поверил,
что
«растворенные»
чеченцы
никогда уже
не вернутся
на
подаренные
им земли, что
история будет
развиваться
по его
инструкциям.
Он даже в
страшном
предсмертном
сне не мог
предположить,
что
когда-нибудь
начнется
перестройка
созданного
им
«министерства»
и следующие
за ним
отцы-романтики,
как
саперы-самоучки,
начнут
разминировать
заложенные им
мины, по
очереди
наступая на
каждую из
них!
Надо отдать
должное
чеченцам. На
чужбине они
не стали
растворяться,
как казаки,
прибавляя к
хромосомной
коллекции
русского народа
еще одно несочетание.
Несмотря на
долгие годы
в изгнании,
они постарались
сохранить
свое
самосознание
по
различным
мафиозным структурам.
Это им
удалось
настолько,
что даже в те
жесткие
годы
майоров
Прониных в
различных
уголках
России
многие
родители говорили
своим детям:
«В тот дом
вечером не
ходи. Там
живут
чеченцы!».
Интересно,
что самое
спокойное
время на
беспокойном
чеченском
лоскутке
наступило
после того,
как с этого
лоскутка
выселили и
чеченцев и
казаков. А тех,
кто остался
жить, просто
не хватало
для
образования
взрывной
критической
массы. Нельзя
же разжечь
костер из
одних
спичек.
* * *
Есть люди,
которые
понимают
только силу.
Они считают,
что если ты в
чем-то идешь
им навстречу,
делаешь
уступки или
вообще
что-то хорошее,
значит ты
или дурак,
или
нездоров,
или у тебя не
хватает сил,
чтобы
диктовать
свои
условия.
Многие
считают, что
сила –
основная
черта
мусульманского
мира. Мол,
даже в
Коране
приветствуется
убийство
иноверца.
Неправда.
Пророк
Мухаммед
сформулировал
такую же
нравственную
религию, как
и все
остальные
пророки.
Мусульмане,
в частности,
наши татары,
которые
живут по Корану,
могут быть
примером
для многих
сегодняшних
христиан.
Они
чистоплотны,
почитают
своих
родителей,
старших,
соблюдают
посты, молитвы,
помогают
бедным…
Пророк
Мухаммед
запрещал
алкоголь,
азартные
игры,
призывал
строго карать
за измену,
воровство и
убийство. В
мусульманской
религии, как
у самой
поздней из
религий,
другая беда.
К тому
времени, как
появился на
свет
Мухаммед,
христианство
и буддизм не
приняли те
народы,
которые не
были готовы
к вере в
одного бога,
задержались
в язычестве.
Сознание
многих из
этих народов
не могло
понять
учения
нового пророка.
Были среди
них и такие,
которые
приняли
мусульманство
лишь потому,
что оно
разрешало
многоженство.
Они приняли
удобную для
них
обрядовость,
не
вдумываясь
в смысл проповедей
Мухаммеда.
Поэтому в
мусульманском
мире так
скоро
развился
экстремизм, вакхабизм
и другие
секты. Между
экстремизмом
и мусульманством
такая же
разница, как
между христианством
и
инквизицией.
Любой
мусульманин,
признающий
кровную
месть, не
мусульманин,
а
экстремист,
поскольку
пророк
мусульманства
Мухаммед
кровную
месть
категорически
отрицал.
С
мусульманами
можно жить
мирно, а с
экстремистами
нельзя
договориться.
Их можно только
выдавливать
ермоловским
поршнем. Это
особенно
хорошо
знает
сегодня
Израиль. У
них своя
Чечня под
боком. Причем,
не за две
тысячи
километров,
а рядышком,
как у нас в
Подмосковье.
Их
последний
конфликт
вспыхнул,
потому что
под напором
Америки
Израиль
хотел
договориться
с
экстремистами
по-хорошему.
Значит, у
Израиля
ослабла
армия – тут
же сделали
вывод
экстремисты.
И начались
взрывы,
террористические
акты.
* * *
Ермолов
утверждал,
что с чеченчами-экстремистами
договариваться
бессмысленно.
Если с ними садишься
за
переговоры,
то они
считают, что у
тебя
«кончились
патроны»! Вакхабиты,
ненавидя
Ермолова в
первую
очередь за
его высказывания,
всеми
своими
силами и
теперь
доказывают,
что, к
сожалению,
он был прав. И как
только
первый
сапер-самоучка,
отец перестройки,
позволил им
вернуться
на исконно
не их
территории,
они тут же
решили, что у
русских
«кончились
патроны».
Следовательно,
с русскими
можно
теперь не
считаться.
Вряд ли
кто-то из них
в тот момент
вспомнил о построенных
Россией для
них
библиотеках,
музеях,
школах,
железнодорожном
вокзале, консерватории,
снятом
фильме
«Свинарка и
пастух» и о
вере еще
одного романтика-перестроечника
в то, что они,
вернувшись,
будут
отныне заниматься
выпечкой
хлебобулочных
изделий и вышивкой
крестиком
на пяльцах. Ну, а когда
следующий
наш отец, он
же дедушка
русскоязычной
демократии,
начал,
бросая по
всем
закоулкам
бывшей
империи
«русскоязычных
соотечественников»,
выводить
отовсюду войска,
втайне
надеясь, что
ему за это
дадут
Нобелевскую
премию, как и
его
предшественнику
за развал
Берлинской
стены, они и
вовсе
уверились,
что на
Россию
можно
больше не оглядываться.
«Даже
оружие
побросали,
нам оставили.
Значит,
боится,
боится нас
Россия!»
* * *
Невольно,
после
такого
прочтения
истории болезни
русско-чеченской
хроники
напрашивается
вопрос: а на
кой черт нам
вообще эта
Чечня нужна?
Мне лично
она не нужна,
моим знакомым
не нужна, не
нужна
друзьям моих
знакомых,
знакомым
друзей… Так
когда-то
проводили
субботники
под руководством
коммунистической
партии: тебе
это надо? Нет.
А тебе? Тоже
нет. Это
никому не надо.
Но раз надо,
значит надо!
Интересы
Родины!
Понимаю,
очень
хочется
отомстить
за все теракты,
взрывы, за
погибших,
покорить,
или, как говорили
у нас во
дворе, «дать
по соплям».
Скорее
всего, при
нашей жизни
вся история
этим и
закончится.
Недаром
сегодня,
почувствовав
силу, даже
многие
чеченцы-экстремисты
стали
переходить
на нашу
сторону. И
делают вид,
что нам
верят, после
чего мы
делаем вид, что
верим им, а
они делают
вид, что
верят нам, что
мы верим им.
Но, учитывая
двухсотлетнюю
историю, мы
забываем,
что, покоряя
Чечню, лишь
заглушаем
на время
симптомы
болезни и
тормозим ее
историческое
развитие.
Более двух
столетий мы
мешали
чеченцам развиваться
по их
законам.
Если же
учесть, сколько
беды мы
принесли в
их горы
своими вековыми
карательными
зачистками
и мародерством,
то станет
понятно, как
они нас
ненавидят
всем своим
общинно-родовым
хромосомным
набором.
Несколько
поколений
наших
обоюдно варварских
народов
должны жить
параллельно
друг другу,
чтобы
изжить
обоюдную
ненависть
из
озлобленных
хромосом. Мы
довели до
того, что
многие из
них уверены
– за убийство
русского их
душу в раю
будут
обслуживать
сорок
невинных
девушек.
Очередное
укрощение
Чечни –
очередное
преступление
против
исторической
мудрости. И
зачем оно
нам?
Грузия-ежик
клянется
теперь в
верности
НАТО.
Мечтает
ощетиниться
их иголками,
российские
нынче – не
колючие. Азербайджан
– с Турцией. А мы
– с
оставшимися
от дружбы с
ними
племенами-прокладками,
как с
гантелями
на ногах шагаем
в наше
светлое
капиталистическое
будущее. Для
чего они нам?
Чтобы снова
начать им
строить
школы,
библиотеки,
консерватории?
Но люди,
которые
считают
геройством
изнасилование,
мужеством –
захват
роддома, не
знают
толком
проповедей
собственного
пророка
Мухаммеда,
вряд ли
будут
работать
библиотекарями
и музейными
работниками.
Перед Новым
годом в
одном из
отрядов
боевиков в честь
праздника
развесили
на деревьях
гирлянды из
отрезанных
ушей. Такие
люди все
равно будут
заниматься
работорговлей,
воровать, нефть,
грабить
банки,
создавать
мафии, и
заниматься
любимым для
них
горно-обогатительным
делом, что
означает:
спустился с
гор, обогатился,
и обратно в
горы.
Развитой
рабовладельческий
строй – их
светлое
будущее.
Да, они тоже
любят порассуждать
о том, как им
нравится
демократия.
Но она им нравится,
когда они в
нее
заезжают
ненадолго,
как по
туристической,
повеселиться,
оттянуться, приодеться.
Наша и
западная
демократии
для них развлечение,
что-то вроде
казино. Дома
они все
равно будут
жить по
законам
шариата, и будут
продолжать
нас с
радостью
взрывать. А Запад
будет нас
винить и
клеймить
позором за
нарушение
прав
человека, за
неадекватные
наши
действия!
Однажды на
концерте
меня в
записке
спросили,
как бы я
решил
проблему
Чечни, если
бы мне дали
власть? Я
ответил:
Я бы подарил
ее тем, кто за
нее
хлопочет и
ей помогает:
Грузии,
Турции,
Америке,
Совету Европы
и, конечно же,
странам
Балтии.
Но вернул бы
им не тот
подаренный
Сталиным
лоскуток, а
исконно их,
чеченскую
территорию
в горах, где
испокон
веков жило
племя нахчо!
Сталинские
законы
считаются
преступными
против
человечества.
Поэтому не
один Гаагский
суд не
сможет это
решение
опротестовать.
И не надо
будет
беспокоиться
о русских в
Чечне. Все
русские
живут на
исконно русских
казацких
равнинных
землях. В
горах русских
никогда не
было.
Установил
бы границы
по Тереку и
по горам, как
это было в
позапрошлом
столетии до
начала
кавказской
войны.
Отгородился
от вечного
бунта этаким
частоколом
из всего
наследства
былой
советской
мощи.
Сунулись на
нашу
равнину –
сработали
фотоэлементы
и на
километр
накрыли все,
выровняли
вместе с
горами.
Терек
вскипел – не
переплывешь.
Когда в 1994
году
началась
очередная
чеченская
война, я
возглавлял
фонд помощи
русским
людям в
ближнем
зарубежье, и
тогда
написал
письмо
премьер-министру,
в которой
предлагал
перевезти
всех русских
из Чечни,
дать им
статус
беженцев,
после чего
оттеснить
чеченцев за
Терек и
разделиться.
Кто-то из
советников
от имени
премьера
ответил мне:
«Это нам
невыгодно».
Я не сразу
понял,
насколько
точен был
его ответ.
Действительно,
ИМ это было
невыгодно.
Выгоднее было
бомбить
Чечню, потом
посылать
деньги на
восстановление,
потом снова
бомбить уже
якобы
восстановленное.
А ведь
сделай в то
время по
моему
совету,
сколько бы
денег могло
сэкономить
государство,
и насколько
спокойнее
мы
восстанавливали
бы сегодня наш
обмен
веществ.
Интересно, в
тот вечер
моих
фантазий со
зрителями
ни один
человек из
двухтысячного
зала не
прислал мне
обвинения в непатриотизме
или
гневного
возражения»
мол, нельзя
создавать
прецедент.
Другие
республики
тоже захотят
независимости:
Татарстан,
Башкортостан,
и прочие
«станы».
Видимо,
среди зрителей
не было
чиновников
и штабистов,
а люди мыслящие
прекрасно
понимают, что
после
такого
раздела
Чечне
придется выпускать
свою валюту,
паспорта,
самим учиться
выращивать
хлеб,
строить
дома, школы,
открывать
свои
производства
и, страшно
сказать,
протягивать
свой
нефтепровод.
Зачем это
нужно
Татарстану,
если у
Татарстана
есть наш
нефтепровод,
наши
производства?
Как только
республики
увидят, что
произойдет
с Чечней
после
отделения,
«все
«станы»
будут в гости
к нам». Ведь
они
кормятся
дружбой с
нами, а не
войной.
Те, кто
мечтает
отомстить
Чечне,
должны понимать,
что
отделение
ее будет
самой
страшной
нашей
местью. Ведь
если война
закончится,
большинству
мужского населения
Чечни нечем
будет
заниматься,
кроме как
воевать
друг с
другом за
право стать
главенствующим
родом.
Другое дело,
как это
сделать,
когда
столько
людей
сегодня живет
и кормится
от войны. Тут
должен
вмешаться
наш
президент и
намекнуть
своему
окружению, что
на этот план
будут
выделены
немалые средства
из бюджета, и
нужно
немедленно
организовывать
разные
фонды
помощи
новой стратегии.
Но сразу
предупредить,
что украсть разрешается
не более
десяти
процентов,
как это
принято в
цивилизованных
странах. Иначе
цивилизованные
страны
опять обзавидуются
и не простят
нам наши
долги им.
ВОЙНА
ПРЕКРАТИТСЯ
СРАЗУ, КАК
ТОЛЬКО МИР
СТАНЕТ
ВЫГОДНЕЕ
НАШИМ
КОРМЛЕНЦАМ
Я понимаю, те,
против кого
я сейчас
фантазирую,
назовут
меня «непатриотом».
Но,
благодаря
патриотизму
политиков,
президентов,
королей,
римских пап,
паств, разнообразных
конфессий
и просто
народных зомбированных
толп
история
Европы –
сплошная
непрекращающаяся
мясорубка.
Если два патриота
своих
дворов
встречаются
в подворотне
– это верные
синяки. Если
не могут
разойтись
политики-патриоты
– это тысячи,
а то и миллионы
погибших
людей.
СЛУШАТЬСЯ
ПАТРИОТОВ –
ЭТО ЗНАЧИТ
ВСЕГДА ВОЕВАТЬ.
Кстати, об
этом писал в
своих
дневниках
еще Лев
Толстой.
Конечно, все
эти
фантазии
сегодня так
и останутся
фантазиями.
Я это
понимаю. И не
только я.
Многие
сегодня
вообще
стараются
не думать о
Чечне,
отмахиваются
от мыслей о
ней, как от
навозной
мухи. Им даже
нравятся подредактированные
государством
и его помощниками
нынешние
чисто совдеповские
позитивные
репортажи
из Чечни. Мол,
да, жертвы
есть, но
могло быть и
хуже.
Однако
забыть о
Чечне, пока
гибнут наши
солдаты,
пока матери
не понимают,
за какую
Родину
гибнут их
сыновья, не
удастся. О
проблеме
нельзя забыть,
ее можно
только
решить. А как
гласит опять-таки
древняя
мудрость:
НЕРЕШАЕМЫХ
ПРОБЛЕМ НЕТ!
ПРОСТО,
ЧТОБЫ РЕШИТЬ
ЛЮБУЮ
ПРОБЛЕМУ,
НАДО
СНАЧАЛА
РЕШИТЬСЯ ЕЕ
РЕШИТЬ.
На это наша
голова как
раз, видимо, и
не способна.
Поэтому и
приятно
бывает хотя
бы пофантазировать.
Например, о
том, что
Чечня уже не
наша, войны
нет. Молодые
люди с таким
же задиристым
выражением
лица, как у
Димы, первого
сентября
направляются
в институты,
а не на войну.
Граница с
Чечней на
амбарном
ядерном
замке.
Москва
чиста от
чеченской мафии.
На улицах
столицы не
сидят
орлами на корточках,
отдыхая, как
на зоне,
кавказцы. Пару
раз,
наткнувшись
на запертую
границу, энергия
воинствующего
чеченского
пыла хлынула
в
направлении
хлопотавших
за них стран.
По всей
Турции
крупой
рассыпались
чеченские
мафии. Они же рэкетируют
грузинские
рынки и
угоняют
американские
самолеты и
набирают
рабов в
Совете
Европы. Правда,
из членов
Совета
Европы рабы
получатся
квелые. Раб
ведь
работать
должен, а не говорить.
Чеченцы
быстро
разочаруются
в них и
потянутся
за более
профессиональными
рабами в
страны Балтии,
где даже
улицы
названы
именами их боевиков-командиров.
В Риге улицу
Космонавтов,
и ту
переименовали
в улицу
имени героя Дудаева.
А разве не
приятно
пофантазировать,
что уже
через пару
лет Америка
с Турцией проклянут
наш
«подарок».
Грузия
попросится обратно
в состав
России, Шеварнадзе
вспомнит о
своем
неоценимом
вкладе в
дело развала
Союза. И даже,
может быть, в
Латвии поймут
в
результате
такой
дружбы с
чеченцами
без
посредников,
что Гагарин
все-таки больше
сделал для
человечества,
чем Дудаев.
Думаю, очень
скоро после
нашего
развода чеченцам,
как и новорусскимкорешам,
перекроют
въезд в
большинство
стран, запретят
вход в
мировые
казино и не
будут их подпускать
уважающие
себя банки.
Поэтому, можно
даже
нафантазировать,
как
довольно
скоро
чеченцы
сами предложат
нам свою
дружбу и
поклянутся
в верности
нам, потому
что без
банков им
будет совсем
невмоготу.
Тем более,
без российских,
которые так
способствуют
развитию
творческо-финансовой
мысли. К тому
же среди
самих чеченцев
все больше
появляется
таких, кто хочет,
чтобы их
дети
учились в
школах и в
консерваториях,
а не в лесах
под
зеленкой. Да
и Россия к
тому
времени без
геморроя-гнойника
восстановит
обмен
веществ и
сможет войти
в новый
виток
дружбы не с
войной, а с красиво
упакованной
колбасой,
гамбургерами,
цыплячьими
ножками и не
столь
строгой, как
на Западе,
финансовой
системой –
лучшим залогом
политической
дружбы.
Кстати,
подобные
неожиданности
потепления
уже
случались
даже в
новейшей
истории России.
В тех же странах
Балтии
очень скоро
после
«развода»
коренное
население в
быту стало
гораздо лучше
относиться
к нам. Латыши
начали
снова смотреть
российское
телевидение,
ходить на гастролирующие
у них
российские
театры. Литовцы,
попав под
американский
пресс, возненавидели
американцев
пуще
русских.
Даже
эстонцы стали
потихоньку
вспоминать
русский язык,
понимая, что
иначе много
не
заработаешь.
Финны
взяток не
дают, а
русские из
чувства патриотизма
дают их,
только если
с ними говорят
на родном
русском
языке. А
многочисленные
евреи, уехав
от волн
советского
антисемитизма,
даже в
западных,
богатых
колбасным счастьем
странах,
поголовно
ностальгируют
теперь по
России. У
кого не
спроси,
ответ один –
мы любим
Россию, нам
ее не
хватает. Видимо,
нас пока
можно
любить
только
издали. Но
конечно,
только пока.
Пока мы не
научимся
осуществлять
свои
фантазии и
мечты и решаться
решать наши
проблемы.
* * *
Словом,
какие
только
глупые
фантазии не
баламутят
воображение,
когда часто
смотришь
телевизор. Я
чаще всего
смотрю его в
Риге вместе
с мамой. Если
во время
«Новостей»
мама
задремлет,
то
ненадолго, к
концу
просыпается.
На десерт в
«Новостях»
всегда
рассказывают
о чем-то, как
это принято
говорить,
«позитивном».
Суровый, с
горчинкой в
начале
новостей голос
диктора к
финалу
передачи
добреет. Он
становится
похожим на
голос
советского
диктора,
который
рассказывает
нам о наших индустриальных
успехах, о
том, сколько
в этом году выплавили
стали и
чугуна и
произвели
соды на душу
населения. Поскольку
нынче о душе
забыли, то
диктор тем
же голосом
сказочника
рассказывает
нам о
родившемся
в московском
зоопарке бегемотенке
или свадьбе
цыганского
барона.
Однажды
мама
открыла
глаза, когда
показывали
Московский
бал шляп.
Да! В далеких
российских
городах
похороны десантников,
голод,
радиация,
повышенный
градус
ненависти,
беспросветное
будущее,
нелогичная
жизнь, а на
экране бал
шляп! Каких
только шляп
здесь нет. И
похожих на
колеса, и на тлеющие
на голове
костры, и на
клумбы, и на
кимоно, и на
ветки
каких-то
диковинных
растений, и
на поехавшие
соломенные
крыши. После
того, что мы
слышали в
начале
«Новостей»,
такой бал
шляп
представляется
некой фиестой
в
сумасшедшем
доме. Разгул
русского целлюлита:
здесь и
бизнесмены,
и их жены,
чиновники и
даже
священники.
Когда-то
также шел
бал на Аничковом
мосту. На нем
были Пушкин,
Гончарова,
царь. Потом
был
застрелен Пушкин,
были
написаны
стихи на его
смерть Лермонтовым,
и Лермонтов,
в свою
очередь,
погиб на
кавказской
войне.
Увидав
священника
на бале шляп,
мама встрепенулась.
«Уладить
все
конфликты в
мире могут
только
главы конфессий,
– говорит
она мне. – Ты
подай эту
идею кому-нибудь,
когда у тебя
будут брать
интервью».
Я
соглашаюсь:
«Действительно,
война между народами
невозможна,
навоевались!
Теперь если
и будет
мировая
война, то
между
паствами. Ты
права. Надо
об этом упомянуть
в
каком-нибудь
интервью».
А сам думаю:
мама уже не
верит в
государственное
мышление
государственных
работников,
правда, она
еще верит в
священнослужителей.
Это все-таки
здорово! Я не
буду
переубеждать
ее. Мне не
хочется
рассказывать
ей, что
церковь торгует
сигаретами,
имеет
таможенные
льготы на
нефть,
цветные
металлы, и
что проверять
их боится
даже
налоговая
полиция –
вдруг
отлучат от
церкви.
Словно в
подтверждение
моих мыслей,
кто-то из жен
бизнесменов
хвастается
своей шляпкой,
похожей на
лист лопуха
с гнездом
для ворон
наверху! Она
с гордостью
рассказывает
телезрителям
о том, что ее
шляпку
освятил ее
личный друг
– владыко,
который
эксклюзивно
отпускает
ее эксклюзивные
грехи в
своем
эксклюзивном
бутике-храме
и она
рассчитывает
поэтому на
балу на один
из
эксклюзивных
призов.
- Слава Богу,
что на этом
балу хоть
нет самого
президента,
– говорит
мама.
Она верит
нашему
президенту,
она
постоянно
приводит
мне
доказательства
его преданности
России. Мне
тоже
хочется ему
верить, но я
пока боюсь.
Мне надо,
чтобы
сначала
кончилась
война.