Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Повтор темы в Диск. лист

Высшее образование в СССР

Александр А. Шиляев

В связи с переходом российского высшего образования на уровневую систему,
предусмотренную болонской конвенцией, снова заговорили о системе
образования, существовавшей во времена Советского Союза. Заговорили
преимущественно с ностальгией и сожалением о теперь уже, как кажется,
безвозвратной утрате.

Попробуем разобраться, что же представляла собой прежняя система, каковы
были её характерные черты, можно ли полагать, что прежняя система,
действительно, наиболее оптимальна и была бы для нас предпочтительней
прочих.

Советская система высшего образования имела несколько выделяющих её
идиосинкразических особенностей. Вот основные из них:

1. Доступность и бесплатность образования

сопровождались низкой материальной обеспеченностью учебного процесса.
Несмотря на доступность, система обеспечивала поддержание определенных
барьеров <<входа и выхода>>, поддерживая тем самым и приемлемый уровень
качества образования. С другой стороны, плохая материальная база позволяла
больше внимания уделять теоретическим знаниям.

Сегодня эффективный процесс невозможно представить без развитой технической
базы, учитывая расширяющиеся связи России с остальным миром. Иначе мы просто
не сможем обеспечить уровень образования <<на равных>> с другими странами.
Соответственно, привлекательность российского образования как для
российских, так и для иностранных студентов будет продолжать снижаться.

2. Высокий уровень стандартизации, жесткость учебных программ

позволяли обеспечить низкий уровень издержек, по крайней мере, на этапе
подготовки специалистов и на этапе их вступления в профессию. Зато это
существенно усложняло возможность специалистов <<переключаться>> на другие
дисциплины и направления исследований, пробовать силы в иных отраслях. По
сути, ценой за безусловную реализацию права на труд со стороны государства
для каждого трудоспособного гражданина была его пожизненная привязанность к
одной специальности, к одной профессии.

Однако сейчас, несмотря на законодательно утвержденную приверженность
болонскому процессу (переход должен завершиться к 1 сентября 2009 года), так
же на законодательном уровне принимается единый федеральный образовательный
стандарт, который отменит прежний, более либеральный, порядок. С одной
стороны, это не противоречит болонской конвенции, и, возможно, будет
способствовать повышению общего уровня качества образования. С другой же
стороны, следует отметить, сама по себе болонская конвенция не
предусматривает каких-то единых для всех образовательных стандартов и,
наоборот, оставляет государствам-участникам широкое поле для дизайна системы
с учетом национальных особенностей, для развития уже существующих и
апробированных практик и методик преподавания.

3. Отрыв образовательного процесса от научной деятельности

был обеспечен за счет того, что основная масса научных исследований (как
фундаментальных, так и прикладных) велась в академических и отраслевых
учреждениях, которые, в свою очередь, не занимались образовательной
деятельностью.

Такая ситуация сохраняется и по сей день. При существующем техническом
оснащении вузов по-другому быть не могло. По большому счету, деление науки
на академическую и вузовскую - не что иное, как излишнее дублирование,
требующее дополнительных затрат. Система, действующая во многих странах,
когда наука делается в университетах, и процессы научной и образовательной
деятельности неразделимы, давно доказала свою эффективность.

4. Принудительное распределение

выпускников после окончания вуза отчасти позволяло преодолевать крайне
низкую мобильность рабочей силы, характерную для советской системы, и
обеспечивать народное хозяйство молодыми кадрами независимо от положения (в
любом смысле этого слова) того или иного объекта в отрасли,
привлекательности, конкурентоспособности и т.д.
С распадом СССР данная практика перестала существовать.

5. Идеологическая нагруженность

не являлась <<вмененной>> проблемой прежней системы образования, но оказывала
существенное влияние на учебный процесс (изоляционизм со всеми вытекающими
последствиями, запрет ряда научных дисциплин, партийная точка зрения на те
или иные события и явления и пр.).

В нынешних условиях трудно себе представить возврат к прежней системе. Тем
не менее, следует учитывать степень воздействия научной несвободы на прочие
стороны жизни государства в самой широкой перспективе. Тем более странным
выглядит сегодняшнее навязывание церкви внедрения государственных стандартов
преподавания в духовных учебных заведениях.

Несомненно, по ряду дисциплин советская система образования полностью
справлялась с поставленной задачей. Преимущественно это касалось
естественных наук. Но вряд ли можно говорить, что это происходило благодаря
существующей системе, скорее, наоборот, вопреки ей, как, собственно, и
многие другие достижения советской эпохи. У нас не должно быть никаких
иллюзий насчет советской системы образования и её преимуществ перед другими
подходами. Уникальность советского образования - это миф. Прежняя система
образования никоим образом не опережала своё время и, в конечном итоге,
потерпела поражение вместе с создавшим её режимом.

Но нельзя с уверенностью говорить, что и <<болонский процесс>> послужит для
нас решением всех проблем. В том виде, в котором реформа задумана и
реализуется сейчас - это, скорее, полумера, причем, косметического
характера. Так любимое нами латание дыр по примеру дорожных работ будет
иметь своим результатом лишь неразумное расходование средств. Проблемы
нынешнего российского образования уже давно переросли принимаемые к их
решению меры.

   2008-12-22 18:48:37 (#803068)