К себе живущему, к здоровью, к счастью, к созиданию. Здоровье по Пирожкову
Этим выпуском открывается online - конференция, затрагивающая едва ли не самый важный вопрос современности. Речь идёт о здоровье нации. К сотрудничеству приглашаются все заинтересованные лица и организации.
Начнем с начала.
Прежде чем говорить о здоровье, следует вспомнить главные составляющие, его обеспечивающие:
Отсюда видно, что 95% здоровья ребенка зависит от нас, взрослых. Это мы своим поведением научаем образу жизни своих потомков, это мы, больные, обеспечиваем потомков наследсвенными болезнями, это мы своим поведением влияем на окружающую среду.
Как известно, кадры решают все! В данном случае мы хотим решить задачу – сохранить здоровье ребенка. Для этого здоровье ребенка должно стать целью не только здравоохранения, образования, но и системы управления. Что такое здоровье или болезнь? Это состояние организма на данный момент времени!
К состоянию здоровья или болезни ведет процесс (причем, всякий процесс управляемый), который в случае достижения здоровья мы называем здоровым образом жизни. Здоровый образ жизни с точки зрения современной науки определяется как поведение человека, сформированное на базе системы знаний, возможностей, потребностей и действий, обеспечивающих рост продолжительности активной жизни. А формирование любого поведения реализуется через
научение по схеме (рис. 1), где ПДДП - правила движения денежных потоков.
Рисунок 1.
Сегодня по умолчанию совершенно очевидно реализуется цель всеобщей инвалидизации населения. Как эта цель достигается? Обращаю ваше внимание нарисунок 2.
Человек нами рассматривается как открытая функциональная система – преобразователь, для которой справедлив закон сохранения мощности. Для получения полезной мощности человек-преобразователь использует энергоносители: свет, воду, пищу, воздух, т.е. удовлетворяет свои биологические потребности. Удовлетворение потребностей – это поведение, а поведение это процесс. Возможны два процесса:
- рассеивание энергии, когда получаемая извне энергия в большей степени уходит в мощность потерь, что ведет к болезни.
- накопление энергии, когда получаемая извне энергия в большей степени переходит в полезную мощность, что обеспечивает здоровье.
А процесс, как мы уже определили, всегда управляемый. Кто же управитель? Мозг! Обеспечивающий психоэмоциональное поведение, на основе мысленных программ. С этой точки зрения формула: «Все болезни от нервов» совершенно справедлива. Здоровье или болезнь – результат качества управления.
В нашей виртуальной (искусственной) общественной среде человек через свое поведение (теперь мы знаем, как оно формируется) получаетискусственное питание, искусственную воду (напитки), искусственный воздух (дым) и как результат испытывает три вида голодания:
- пищевое - при внешнем изобилии продуктов (искусственные смеси, создаваемые самим человеком);
- электролитное - при изобилии напитков (обезвоживание организма);
- кислородное - при избытке воздуха.
Эта ситуация ведет к возникновению болезней и наш человек-преобразователь не выдает достаточной полезной мощности. Это состояние многие на себе испытывают в виде усталости, депрессии и т.д. независимо от того, что они едят или пьют.
Начинаются болезни, безрезультатное их лечение и инвалидность. Далее от нездоровых родителей – нездоровые дети. И, как итог, 3 процента новорожденных в России за 2004 год признаны условно здоровыми. А по статистике, которую озвучил на 5-м съезде работников образования председатель областного совета В.В.Леонов, в Новосибирской области здоровых детей
нет.! Что делать?
Прежде поставить цель! Здоровье учащегося – здоровье страны!
А обратившись к нашим предыдущим рассуждениям увидим и ответы для решении этой задачи:
- научение здоровому образу жизни каждого руководителя, родителя, учителя и психолога, ибо научить ребенка тому поведению, которое он не видит в окружающейдействительности невозможно!
- вовлечение в решение задачи системы управления и системы здравоохранения;
- коренное изменение работы СМИ, направив ее на пропаганду здорового образа жизни.
В заключение могу сказать, что наш Новосибирский университет молодости и здоровья успешно в течение 19 лет решает эту задачу в ограниченных масштабах со всеми категориями населения, начиная с возраста второклассника и заканчивая 90-летними. Причем из опыта нашей работы следует, что эффективность технологии многократно возрастает, когда систему используют педагоги.
Должен особо отметить, что здоровый образ жизни естественно исключает любое употребление алкоголя, табака или другого наркотика, поскольку это главные направления удара по здоровью и индивида и общества. В этойсвязи можно вспомнить всем известный опыт Норвегии, где существует закон, согласно которому место педагога, место медработника, место министра, место силовика, место работника культуры не может занять
человек, употребляющий какую-либо отраву, наркотики, алкоголь или курящий табак.
Меня очень огорчило выступление в Новосибирске председателя ФедеральногоСобрания РФ Миронова, в котором он выразил озабоченность нездоровьем сибиряков, в то время, как у нас в руках мощнейший комплекс оздоровления.
Хотел бы предложить внести в решение настоящей конференции следующее:
1.Разработать программу оздоровления и подготовки кадров образования.
2.Установить оценку работы учреждений образования в зависимости от показателей здоровья и ввести систему поощрений.
В свою очередь готов со своими коллегами принять активное участие в разработке и реализации данных предложений.
Каждый человек фактом своего рождения получает право на здоровую жизнь, право иметь здоровое потомство и право на естественную смерть. Охраной этого права и призваны заниматься все созданные органы власти, здравоохранения и образования. Главное звено – работники образования. Они и решают все!
Николай Константинович Пирожков,
Ректор Новосибирского народного университета молодости и здоровья, Директор Сибирского отделения Фонда «Здоровое поколение XXI века»
http://sibzdrava.ru- Сайт автора выпуска Николая Константиновича Пирожкова «Сибирская Здрава»