Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье. Красота. Долголетие" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-71 за неделю
Домовой инфо - Электронный журнал для родителей Ребенок в круговой обороне
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Оказывается, во всем виноват Эдисон. В тот день, когда он подарил миру вольфрамовую нить, в жизни человечества произошел настоящий переворот: для многих людей день стал длиннее, а ночь короче. Казалось бы, разве это плохо? Люди стали больше успевать, увеличилось время активной деятельности человека. Но Римма Тарнавская так не считает. По ее словам, за все на свете нужно платить, в том числе и за возможность насиловать собственную природу. Человек устроен так, что днем он воспринимает информацию, а перерабатывает и усваивает ее ночью, во время сна. Любой естественный процесс (в том числе - обработки и усвоения информации) требует определенного времени. Если это время искусственно сокращать, то процессы не смогут быть завершены. В результате информация не успевает перерабатываться и усваиваться, она накапливается и, образно говоря, создает информационные пробки, перегружая мозг и нервную систему.
- И как это сказывается на состоянии человека?
- Не лучшим образом - он начинает плохо себя чувствовать. Анализы в порядке, диагноз не вырисовывается, лечение не назначается, а человек продолжает испытывать постоянное недомогание. Если все это проигнорировать, постепенно присоединяются новые симптомы: мучает бессонница, головные боли, боли в суставах, в области спины и живота. У женщин это состояние может сопровождаться нарушениями менструального цикла, у мужчин — снижением потенции.
- Мне кажется, что это описание совпадает с картиной депрессии.
- Диагноз «депрессия» - не только клинический диагноз, но и бытовой. Однако далеко не все депрессивные состояния соответствуют четким медицинским критериям и поддаются лечению антидепрессантами. Между тем, существует проверенный веками способ диагностики, в переводе с латыни он звучит так: «диагноз по лечению». Если лекарства не помогают, значит, мы имеем дело не с той болезнью, которую пытаемся лечить с их помощью, а какой-то другой.
- Значит, если антидепрессанты не действуют, то это - не настоящая депрессия?
- Можно с большой вероятностью предположить, что это состояние лишь по своим проявлениям напоминает депрессию. Когда ближе знакомишься с такими пациентами, выясняется, что большинство из них, в том числе дети и подростки, страдают от разнообразных нарушений сна. Метод же нелекарственной стимулирующей терапии исходит из следующего постулата: качество ночного сна определяет качество дневного сознания и - в огромной степени - здоровье человека.
- Но разве «при свечах» люди не болели?
- Бесспорно. Но чем болели? Главным врагом была инфекция. Депрессии, детские и юношеские неврозы, так называемые пограничные состояния были известны и описаны, но скорее как отдельные клинические случаи, которые считали проявлением дегенеративности, «морального вырождения». Сегодня же эти состояния стали почти нормой. По данным разных источников, 60-80% жителей больших городов страдают от депрессивных состояний, неврозов и синдрома дезадаптации.
- Положим, вы правы. Но можно ли лечить эти болезни без лекарств, то есть способами неконвенциональной медицины?
- Я бы не стала относить методику, которой я пользуюсь, к неконвенциональной медицине. Я себя определяю как специалиста абсолютно конвенционального. Получила традиционное медицинское образование - закончила педиатрический факультет Одесского медицинского института. Прошла интернатуру по детской психиатрии и курсы повышения квалификации в Москве и Санкт-Петербурге, работала в отделении подростковой психиатрии, а затем в отделении детской неврологии. Но уже в студенческие годы у меня появились самые разнообразные вопросы, на которые преподаватели, к сожалению, не находили ответа. Вопросов стало значительно больше, когда я непосредственно столкнулась с больными и от теории перешла к практике. И я задумалась над тем, можно ли лечить детей, сведя к минимуму использование лекарств, нежелательные побочные действия которых могут оказаться необратимыми и нанести непоправимый вред здоровью и развитию ребенка. Ведь медицине известны случаи спонтанного выздоровления, когда естественные силы организма побеждали даже неизлечимые болезни. Известно же, что от состояния нервной системы зависит, например, степень активности иммунитета. Есть даже такое медицинское направление — нейроиммунология, она изучает взаимовлияние иммунной и нервной систем.
Во время интернатуры я работала в детском отделении психиатрической больницы. Я увидела, какие лекарства назначались здесь детям и подросткам, узнала, как они действуют на растущий организм и формирующуюся личность. Психотропные препараты и на взрослых воздействуют не всегда благоприятно, а их деструктивное воздействие на детей и подростков бывает зачастую необратимым.
Сейчас я уже могу ответить на вопрос, что делать. А тогда - не могла. Но была убеждена, что ответ существует, что во многих случаях можно обойтись без сильнодействующих препаратов или резко сократить дозировку и продолжительность их приема. На счастье, в институте у меня был мудрый учитель - доктор Анатолий Адольфович Бацевич. Он посоветовал мне обратиться к истории медицины. Уже в самих ее истоках я нашла то, что показалось мне очень интересным и важным: описание того, как душевные болезни в Древней Греции лечили сном. Мой интерес к лечению сном заставил меня прочесть всю научную литературу на эту тему, которая была мне доступна, и начать разработку собственного метода.
Сладок сон тебя возьми
Позволю себе напомнить, как функционирует наш мозг. Для объяснения использую очень близкую и понятную современному человеку аналогию с компьютером. Как и человек, компьютер обладает памятью. И есть у него две необходимые для работы программы. Одна из них освобождает компьютерную память от лишней информации — «чистит» ее, другая реорганизует оставшуюся информацию, делает ее максимально доступной для пользователя. Если нагружать компьютер в непрерывном режиме и не использовать эти подпрограммы, рано или поздно он «зависнет». Это значит, что компьютер больше не в состоянии извлекать информацию из памяти и выводить ее на монитор. Так машины даже самой современной модели впадают в состояние «переутомления».
Мозг, конечно, много совершеннее любого изделия человеческих рук. Но и он не может эффективно функционировать без своих подпрограмм, которые освобождают память от лишней информации, а оставшуюся организуют в определенном порядке. Эти программы включаются во время сна и особенно интенсивно работают во время сна со сновидениями.
Если же человек страдает нарушениями сна, если он спит мало или спит под воздействием снотворных препаратов, то период так называемого «быстрого» сна со сновидениями становится короче и «уплощенней», человек не успевает обработать полученную информацию, освободиться от лишней и реорганизовать оставшуюся. Не усвоенная и нереорганизованная информация формирует то, что я называю «информационными пробками». По мере их накопления сон ухудшается, симптомы дневного дискомфорта становятся более выраженными. Наблюдается снижение работоспособности, усталость, тревожность, рассеянность, ухудшение памяти, концентрации внимания и т.д. В результате человек допускает ошибки, которые подчас приводят к катастрофическим последствиям - аварии или травме. Вдобавок все это может сопровождаться разнообразными физическими болями.
Еще студенткой я прочла книгу Владимира Аршавского и Вадима Ротенберга, посвященную проблемам сна. В ней авторы обращали особое внимание на адаптационную функцию сна и на универсальность этого механизма при самовосстановлении. Позже, уже в Израиле, изучая иврит, я узнала, что слова «халом» - «сон» и «ахлама» - «выздоровление», имеют один корень.
Аналитическая психология Юнга стала одним из направлений моего поиска. Я начала изучать методику «направленного воображения», которую разрабатывали ее последователи. Терапевт, который работает по этой методике, предлагает пациенту сценарий для фантазирования, пациент следует за его инструкцией, и предполагается, что в его воображении должны возникать заданные образы и сюжеты.
Я овладела этой техникой, но в процессе работы обнаружила, что готовые инструкции часто уводят человека от его проблем, а иногда, вступая в конфликт с внутренними представлениями и фантазиями, заводят терапию в тупик. По мере накопления клинического опыта я стала все больше полагаться на природу человека и предоставлять свободу его воображению. Скоро я заметила, что от состояния активного фантазирования пациенты довольно быстро переходят к состоянию, которое я называю «сны наяву». Во время сеанса человек бодрствует, но глаза его закрыты, и перед ними проносятся какие-то картины, примерно так, как это происходит в состоянии «быстрого сна». Оказалось, что именно такие «неструктурированные» сеансы дают наиболее выраженный эффект. Прежде всего, восстанавливается качество сна. Уже после нескольких сеансов пациенты быстрее и легче засыпают, сон у них становится продуктивнее - утром они встают более свежими, бодрыми, отдохнувшими, с желанием начать новый день. Это свидетельство того, что сон стал более здоровым, что он более эффективно выполняет свою функцию — функцию восстановления.
Конечно, мой метод - не панацея. Если человек сломал ногу, ему нужно обратиться к травматологу, а не пытаться стимулировать самовосстановление. Но если ко мне приходит музыкант, который «переиграл» руку, спортсмен, у которого на фоне перегрузок возникло воспаление тазобедренного сустава, программист, который продолжительное время страдает от болей в спине, я берусь за лечение.
Дети: три группы риска
Отличный эффект дает моя методика и при лечении поведенческих нарушений у детей и подростков -попросту говоря, в тех случаях, когда ребенок себя плохо ведет и не хочет учиться. Но прежде, чем рассказать, как именно я работаю с детьми, попробую ответить на вопрос многих родителей: «Ну почему он такой?!» Мне вспоминаются слова Франсуазы Дальто, авторитетнейшего специалиста по детской психологии, замечательного врача. Она сказала так: «Душа — это метафора тела». Поэтому, когда ко мне приводят ребенка с нарушениями поведения или с душевными расстройствами, то в первую очередь я ищу физический источник этих нарушений и расстройств.
Вот пример. Мама приводит ко мне шестилетнюю дочку с нарушениями речи. Я прошу раздеть девочку. Мама удивляется: зачем? Я осматриваю ребенка и вижу, что у девочки все мышцы в области позвоночника, шеи, плечевого пояса невероятно перенапряжены, натянуты, как стальные канаты. Я начинаю расспрашивать маму и узнаю: у ребенка беспокойный сон, нарушения мышечной координации, повышенная утомляемость. Я объясняю маме, что нарушения речи и все остальные симптомы - лишь следствие. А в чем же их причина? Задаю новые вопросы, и выясняется, что беременность сопровождалась осложнениями, а роды были затяжными и травматичными для ребенка. Последствия родовой травмы — нарушение кровообращения мозга и деформация позвоночника.
Перефразируя известное изречение «в здоровом теле — здоровый дух», мы получим новое - «в здоровом теле — здоровый плод». Но если будущая мама переживает стресс, если беременность проходит с осложнениями - например, диабетом беременности, то это сказывается не только на развитии плода, но в дальнейшем - на развитии ребенка. Это, к сожалению, происходит со многими детьми, в том числе и с девочкой, о которой я говорю.
В подобных случаях я предлагаю комплексное лечение, направленное, прежде всего, на устранение последствий родовой травмы. Это лечение включает в себя психокоррекцию, то есть NS-терапию, поведенческую терапию, массаж, рефлексологию.
Но иногда причины не только физиологические. Часто приходится сталкиваться с так называемыми «жертвами воспитания». Например, дети, состояние которых родители объясняют обыкновенной ленью, я такое состояние называю - «психологический паралич». Представьте себе семилетнего ребенка, который часами сидит у телевизора, отказывается не только делать уроки, но и играть в футбол, кататься на велосипеде, выносить мусор. Ничего не хочет делать, сдвинуть его с места невозможно. После длительной беседы с родителями ситуация проясняется. С самого раннего детства ребенку предъявлялись требования, которые, судя по всему, были ему не по силам. Выполнить их на «отлично» или хотя бы на «хорошо» ему почти не удавалось. Родители постоянно были им недовольны, ругали его и наказывали. Ребенок же это недовольство воспринимал как отсутствие любви. Постепенно у него сформировался синдром «ожидания неудачи». Он боялся любого действия, поскольку был убежден, что у него ничего не получится. А родители были убеждены, что он просто ленится. Что же делать теперь, когда подобное поведение уже сформировалось в устойчивый стереотип? Даже если сами родители пройдут курс лечения и изменят свои поведенческие стратегии, этого может оказаться недостаточно, чтобы улучшить состояние ребенка. Синдром «ожидания неудачи», особенно сформированный в раннем возрасте, чаще всего носит «злокачественный» характер.
Самовосприятие и восприятие окружающего мира у ребенка в этом случае настолько искажено, что требуется особая терапия, чтобы повысить его самооценку и освободить его от парализующего страха перед окружающим миром, который его родители считали просто ленью.
Хочу назвать еще одну группу риска. Это дети, которым за их короткую жизнь пришлось пережить слишком много перемен — переезд из страны в страну, из города в город, из района в район, переход из одного детского сада в другой, из школы в школу. Далеко не все дети безболезненно переносят постоянную смену обстановки и действующих лиц: не так-то просто каждый раз осваивать меняющиеся требования новых воспитателей и учителей, завоевывать симпатии друзей и приятелей. В результате большую часть времени ребенку приходится приспосабливаться, занимать позицию круговой обороны, и на естественный процесс развития ему просто не хватает жизненных сил.
Благополучно преодолевает школьный стресс максимум 30% детей. Это те, кто родился физиологически зрелым, кто в раннем детстве был окружен любовью матери и отца, кто от природы наделен сильным и уравновешенным темпераментом. Эти дети могут быть готовы в шесть лет идти в школу. Но в неблагоприятных условиях даже у них со временем истощаются силы: кто-то дает «реакцию на школу» сразу, кто-то - по мере возрастания требований, а кто-то в период пубертата - в подростковом возрасте. К сожалению, очень часто родители начинают по-настоящему тревожиться только тогда, когда дети вступают именно в этот сложный возраст и когда контакт с ребенком у них уже утерян. Существует заблуждение, которое в быту формулируется так: «ребенок перерастет». Действительно, с возрастом какие-то поведенческие нарушения могут уйти, но их могут сменить другие, ничуть не менее болезненные.
Однажды ко мне пришел отец двенадцатилетнего мальчика преподаватель университета: «У меня есть полное ощущение того, что я ращу преступника. Мы пытались давать ему лекарства, но ничего не помогает». Мальчик был невероятно агрессивен: постоянно дрался, начал воровать, пить, тащить из дома вещи. Об учебе уже и речи не было. К «социальным случаям» этого мальчика отнести было нельзя, и заброшенным ребенком он не был: родители - образованные люди, занимались им постоянно, кроме того, они были материально обеспечены и не жалели средств на его воспитание.
После тщательного углубленного осмотра у него была обнаружена деформация позвоночника, а также напряжение мышц живота и его болезненность. Это оказались последствия автокатастрофы, в которую мальчик попал несколько лет назад. Судя по всему, во время этой аварии он перенес черепно-мозговую травму с сотрясением мозга, которые не были диагностированы. Ребенок не получил своевременного лечения, последствия чего сейчас, в начале подросткового возраста, дали о себе знать.
Мы начали лечение, и через некоторое время мальчик пошел на контакт. Мы с ним много разговаривали, и стало ясно, что он по-настоящему страдает от того, что с ним происходит. Важно отметить: большая ошибка считать, что такие дети, заставляя страдать окружающих, сами получают от этого удовольствие или остаются равнодушными. Даже если кто-то из этих детей не осознает или не признает наличия проблем, он все равно испытывает большие физические и душевные страдания. В тот момент, когда им удается получить желаемую помощь и они чувствуют хоть какое-то облегчение, их сотрудничество с терапевтом становится продуктивным, повышается самооценка, поведение изменяется.
Казалось бы, как хорошо с послушными исполнительными детьми! Но старательность, если она чрезмерна, может привести к нервному истощению, в том числе и от информационной перегрузки. У меня было немало пациентов, у которых, по мнению родителей, до определенного момента все было замечательно — они усердно занимались и приносили из школы только хорошие оценки. Но вдруг успеваемость резко снижалась. На самом же деле это «вдруг» было только для родителей. Дети же описывали совсем иную картину: их трудности начинались задолго до снижения успеваемости. Хорошие оценки требовали от них все больше усилий и времени, которое они отрывали от сна. А хроническое недосыпание приводило к повышенной утомляемости, ухудшению памяти, нарушению концентрации внимания. Один подросток жаловался мне: «Сижу над книгами все дольше, а результат все хуже. Трачу на домашние задания по семь-восемь часов, а на следующий день ничего не помню». Мальчик совершенно не справлялся с учебой и практически оставил школу, поскольку учителя в один голос утверждали, что у него нет ни единого шанса сдать экзамены на аттестат зрелости. Мальчик был растерян, подавлен, у него появились мысли о самоубийстве. Но после третьей нашей встречи, он за два часа успевал сделать все, что задавали, а главное — память его начала работать, как прежде. После окончания терапии он сказал мне: «Вы знаете, теперь я понял, что до лечения информация просто огибала мою голову, а теперь она в нее входит». А все дело в том, что «сны наяву», освобождая от информационных пробок, помогают восстановить и даже «возвести в квадрат» познавательные функции - восприятие, концентрацию внимания, память.
Конечно, я стараюсь помочь любому ребенку и любому взрослому, попавшему в трудное положение. Но при этом я не ставлю перед собой невыполнимую задачу - менять реальность, в которой они существуют. Я стараюсь помочь людям мобилизовать их собственные ресурсы, чтобы они могли принимать окружающий мир таким, каков он есть - и при этом строить эффективные поведенческие стратегии.
Пишите mailto:info@domovoy.info
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.domovoy |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||