Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Люди с ограниченными возможностями НЕ ДОПУСТИМ УЩЕМЛЕНИЯ НАШИХ ПРАВ И ДИСКРИМИНАЦИИ ИНВАЛИДОВ!


[Нижеследующее обращение направлено Оргкомитетом Президенту РФ В.В. Путину, председателям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, Председателю Общественной палаты и Уполномоченному по правам человека в РФ, Министру здравоохранения и социального развития, а также правительствам Москвы и Московской области. Текст Обращения направлен также руководящим органам всех официально зарегистрированных в России политических партий] НЕ ДОПУСТИМ УЩЕМЛЕНИЯ НАШИХ ПРАВ И ДИСКРИМИНАЦИИ ИНВАЛИДОВ! ОБРАЩЕНИЕ Наше Обращение вызвано тем, что в последние годы предпринимается невиданный пересмотр социального законодательства, коренным образом ущемляющий права инвалидов и прямо дискриминирующий нас по целому ряду нижеследующих вопросов. 1. Мы решительно протестуем против того, что с 2001 г. объективный принцип начисления пенсий и получения льгот по группам инвалидности подменен абсурдным и субъективным принципом по степеням ограничения способности к трудовой деятельности (см. приложение 1). Мы убеждены, что эта подмена совершенно незаслуженно наказывает не только тех из нас, кто смог получить образование или профессиональную подготовку и найти работу, но и тех, кто только хочет учиться и работать, но еще не работает. Кроме того, этот принцип открывает простор для произвола работников МСЭ в таком важном деле, как начисление пенсии и предоставление льгот. И, наконец, эта подмена одного принципа другим чревата ухудшением положения целого ряда категорий инвалидов, которые при установлении им степени ограничения способности к труду теряют значительную часть как базовой пенсии, так и региональных надбавок. Мы решительно требуем, поэтому, пересмотреть федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в российской федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (статьи 15 и 8), федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. и ряд других федеральных законов в той их части, где используется формулировка «ограничение степени способности к трудовой деятельности», и последовательно восстановить во всем социальном законодательстве принцип начисления пенсий и получения льгот по группам инвалидности. 2. Мы решительно протестуем против ущемления нашего права на льготный проезд в городском и пригородном транспорте, которое произошло в результате принятия закона о монетизации льгот. С 2005 года это право в большинстве регионов заменено совершенно несоразмерными выплатами и к тому же везде существенно ограничено пределами региона проживания инвалида, что сильно ущемляет права тех инвалидов, которые временно вынуждены пользоваться общественным транспортом в других регионах, выезжая туда на лечение, на учебу, на работу, на отдых или с другими целями. Мы требуем, поэтому,  во-первых, восстановить натуральные льготы на проезд в муниципальном (городском) и пригородном транспорте в полном объеме, как это было сделано в Москве и нескольких других регионах,  во-вторых - сделать эти льготы общероссийскими для каждого инвалида. 3. Мы решительно выступаем против выхолащивания нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» о квотировании рабочих мест для инвалидов (см. приложение 3). Хотя эта форма и сохранилась в 20-й статье этого закона, после принятия закона о монетизации льгот она приобрела чисто декларативный характер и потому совершенно не работает в общероссийском масштабе и игнорируется даже государственными учреждениями, которые должны быть примером выполнения федеральных законов. Мы требуем, поэтому, наполнить эту норму закона реальным содержанием, т.е., не ограничиваясь благими пожеланиями, ввести налоговые и иные механизмы, стимулирующие предприятия всех видов собственности к созданию рабочих мест для инвалидов. 4. Новый Жилищный кодекс и закон о монетизации льгот полностью упразднили права инвалидов на льготное улучшение жилищных условий. В настоящий момент у инвалидов нет никаких дополнительных возможностей ни встать на очередь по улучшению жилищных условий ни взять ипотечный кредит, так как для такого кредита необходима страховка, а страховые компании не страхуют инвалидов. В результате инвалиды подвергаются настоящей дискриминации в отношении конституционного права на жилье несмотря на соответствующий национальный проект. Мы требуем, поэтому, чтобы:  во-первых, в новый Жилищный кодекс были внесены поправки о льготном обеспечении жильем инвалидов как одной из социально незащищенных категорий населения;  во-вторых, чтобы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях были созданы фонды для ипотечного кредитования инвалидов или субсидирования наших затрат на улучшение жилищных условий при приобретении жилья по рыночным ценам. 5. Мы обращаем ваше внимание на то, что несмотря на отдельные меры муниципальных и региональных властей положение на предприятиях, находящихся в собственности организаций инвалидов (например предприятий Всероссийского общества слепых) продолжает ухудшаться. Учитывая социальную значимость этих предприятий, мы требуем:  во-первых, ввести обязательный государственный заказ на их продукцию при условии строгого соблюдения технических условий и гостов на выпускаемые этими предприятиями изделия,  во-вторых, вместе с организациями инвалидов и представителями трудовых коллективов разработать и принять федеральные и региональные программы модернизации этих предприятий. Мы обращаемся с этими требованиями не только в федеральные и региональные органы власти, но и к руководящим органам всех действующих политических партий. Мы искренне надеемся, что в преддверии выборов в Государственную Думу, а также президентских выборов политические партии в своей агитации и в своих предвыборных программах перейдут от общих слов к конкретным предложениям по исправлению и улучшению перечисленных в этом Обращении законов. Оргкомитет готов уже сегодня к началу конструктивного диалога со всеми политическими партиями с целью устранения тех ущемлений прав инвалидов и прямой дискриминации нас, которая проявилась в целом ряде ошибочных, несправедливых и непродуманных федеральных и региональных законов. Обращаясь к органам власти, мы хотим особо подчеркнуть, что за перечисленные в нашем Обращении требования сегодня выступают миллионы как организованных, так и неорганизованных пока инвалидов РФ. Мы понимаем, что законы, принятые на протяжении нескольких лет, трудно исправить за несколько дней, но в то же время настаиваем на том, что эту работу необходимо начинать немедленно и вести ее конструктивно в активном диалоге со всеми заинтересованными сторонами. И дело тут не в отдельных подачках, а в принципах социального законодательства и всей социальной политики, которые требуют сегодня решительного пересмотра. Мы просим Московскую Городскую и областную думы, а также правительство Москвы и Московской области, используя право законодательной инициативы и другие полномочия, поддержать наши требования на федеральном уровне и попытаться конструктивно решить те вопросы (ипотечное кредитование инвалидов и некоторые другие), которые находятся в компетенции московских властей. 20 мая в 12 часов на Пушкинской площади состоится митинг инвалидов Москвы, Московской области и ряда других областей в поддержку этих и других более частных требований. Мы приглашаем представителей всех государственных институтов, а также всех политических партий и общественных движений прислать на наш митинг своих представителей, которым в порядке диалога будет предоставлено слово для краткого выступления по согласованию с Оргкомитетом. Если органы государственной власти, к которым мы обращаемся, не пойдут навстречу нашим требованиям, мы будем активизировать протестную кампанию и проводить ее в общероссийском масштабе. И если Российская Федерация как социальное государство пытается сегодня уйти от выполнения своих конституционных социальных обязанностей по поддержке инвалидов как одной из социально уязвимых групп населения, мы видим наш гражданский долг в том, чтобы не допускать этого и отстаивать наши права и интересы всеми законными способами. 15 мая 2006 г. Организационный комитет по координации и проведению протестных действий в защиту социальных прав инвалидов Сайт Оргкомитета в Интернете: http://www.law-nashepravo.narod.ru E-mail: nashepravo@mail.ru Контактные телефоны: (495)383-60-79 (спрашивать Сергея или Елену Новиковых), (495)261-25-18 (спрашивать Анну Георгиевну Капрову) (495)969-08-05. Адрес для писем: 117403, Москва, ул. Харьковская, д.1, корпус 1, кв.126. Приложение 1 Мало того, что современные пенсии инвалидов в России несмотря на все последние повышения не обеспечивают достойных условий жизни. 1 января 2004 г. закончился переходный период Пенсионной реформы. Вступили в силу положения пенсионного закона, по которым пенсия начисляется в зависимости не от группы инвалидности, как это было раньше, а от степени ограничения способности к трудовой деятельности (далее - утраты трудоспособности). В основе пенсии теперь не объективная тяжесть заболевания и, соответственно, трудность преодоления физического ограничения, или недуга, а то чисто субъективное и не поддающееся никакой проверке обстоятельство, может ли даже чисто гипотетически человек с инвалидностью на взгляд специалистов МСЭ работать и учиться или нет. По началу многим из нас казалось, что нас этот новый принцип не коснется, так как чиновники обещали, что положение инвалидов не ухудшится, а только улучшится. Но с тех пор прошло лишь несколько лет, и положение изменилось самым решительным образом, так как новый принцип не только ударил по пенсиям многих инвалидов, но и распространился на все социальное обеспечение, что стало настоящим переворотом в законодательстве о социальной защите инвалидов. Подмена инвалидности трудоспособностью абсурдна по самой своей сути. Если назначать пенсию по инвалидности, то, например, все люди с полным отсутствием слуха имели бы одинаковые максимальные пенсии, соответствующие тяжести заболевания. Но если эту пенсию назначать по степени ограничения трудоспособности, то тогда все полностью глухие люди получили бы одинаковые максимальные пенсии, а вот композитор, пианист и дирижер Людвиг ван Бетховен – только часть такой пенсии, так как в отличие от остальных он нашел в себе силы победить свой недуг и вернуться к любимому делу даже после полной потери слуха, а потому с точки зрения нового закона он перестал быть нетрудоспособным и, соответственно, утратил право на полную пенсию и другие льготы. Другой пример –писатель Николай Алексеевич Островский. По всем меркам его, лишенного зрения и прикованного к постели, можно было бы считать не только инвалидом I (первой) группы по многим заболеваниям, но и полностью нетрудоспособным и, следовательно, имеющим полное право на максимальную пенсию. Но поскольку ценой невероятных усилий он стал известным писателем, то и степень ограничения трудоспособности ему дали бы уже не 3-ю, а 2-ю или вообще 1-ю степень, и по этой самой степени его пенсия была бы меньше, чем даже пенсия неработающего инвалида с 3-й степенью, находящегося быть может в лучшем физическом состоянии. Эти примеры показывают, что если группа инвалидности, определяемой в 1-й статье ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» как «нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его (инвалида. - Оргкомитет) социальной защиты») - может быть определена по четким и объективным медицинским показаниям, то определенного понятия утраты трудоспособности нет и быть не может, не говоря уже о каких-то его объективных критериях. Есть совершенно замечательный пример всемирно известного физика Хокинса, который всю жизнь прикован к инвалидному креслу. У него двигается лишь один палец, но в этом состоянии он стал (и остается) одним из величайших физиков теоретиков современности. Спрашивается: насколько он утратил трудоспособность? По нынешнему подходу наших законодателей и чиновников на 3-ю степень ограничения трудоспособности он уж никак не тянет. Эти примеры можно продолжать бесконечно, но и из этого видно, что подмена инвалидности степенью ограничения трудоспособности развивает в инвалидах иждивенчество, наказывая их за победу над своим недугом, за реабилитацию, за само желание получить образование и профессиональную подготовку. Это наказание состоит прежде всего в сокращении пенсии, так как не только работающий, но даже только желающий работать и учиться инвалид I группы будет фактически получать пенсию инвалида II группы (по 2-й степени трудоспособности), а инвалид II группы – соответственно пенсию инвалида III группы (по 1-й степени трудоспособности). Это наказание за желание работать и учиться только в отношении базовой части пенсии составляет сегодня для инвалидов I группы не менее 900 руб., а II группы – 450 руб., не говоря уже о региональных надбавках. И это в то время, когда в России не хватает трудовых ресурсов, а средний уровень заработной платы среди инвалидов почти не отличается от уровня пенсий. Тем самым многим из нас, причем именно тем, кто не хочет сидеть на шее у государства и действительно может работать в условиях рыночной экономики, скоро придется поплатиться за это частью наших пенсий и других льгот, когда от наших работодателей потребуют предоставить не только справки о нашей инвалидности, но и справки о наших степенях ограничения трудоспособности. Но дело тут не только в пенсиях. Сегодня в зависимость от степени трудоспособности, т.е. фактически от достаточно произвольного представления работников МСЭ о возможности инвалида работатьь и учиться, поставлены многие права и льготы, например, проезд с сопровождающим в общественном транспорте или к месту санаторно-курортного лечения и другие денежные выплаты, заменившие льготы, отмененные законом о монетизации (социальный пакет и др.). По этому закону выходит так, что, например, инвалид, который не хочет работать, или тот, который работает, но его еще не заставили обзавестись новой справкой МСЭ со второй или первой степенью ограничения трудоспособности, – обе эти категории имеют право на проезд с сопровождающим, а вот тот же самый инвалид I группы, но только работающий или желающий работать, которому рано или поздно придется получать справку МСЭ о 2-й степени трудоспособности, такого права иметь уже не будет, хотя физически и те и другие находятся примерно в равном положении. Абсурдным и издевательским является такое положение, когда подтверждение степени ограничения трудоспособности в отличие от инвалидности требует переосвидетельствования каждые два года. И это мы не можем рассматривать иначе, как еще одно наказание за желание учиться и работать. Сокращение пенсий для работающих инвалидов и лишение нас части льгот еще можно было бы как-то понять, если бы средняя заработная плата инвалидов в РФ существенно превышала размеры пенсии или если бы получение работы было связано с осуществлением эффективных реабилитационных программ. На деле же получается прямо наоборот. Органы МСЭ, присваивая инвалидам I группы 2-ю степень трудоспособности, а инвалидам III группы - 3-ю степень, делают это совсем не потому, что им удалось добиться этого в результате реабилитации, а просто потому, что инвалид как правило сам, за свои средства получил образование или освоил профессию. И уж совсем странно лишать инвалида части пенсии и льгот не только тогда, когда он получил работу, но и в тех случаях, когда он только может ее получить, но еще не получил и может быть не получит еще очень долго. Не менее важно и то, что и обеспечение средствами реабилитации сегодня тоже привязано не к инвалидности, а все к той же степени ограничения трудоспособности. Сегодня в федеральном бюджете заложены огромные деньги, чтобы каждый инвалид мог получить полагающиеся ему по закону средства реабилитации. Но для того, чтобы их получить, нужно оформить индивидуальную программу реабилитации (ИПР), что в индивидуальном порядке как правило совершенно невозможно без прохождения МСЭ, т.е. все того же наказания выбором между всеми правами инвалида и возможностью работать и учиться. Эта подмена принципа инвалидности абсурдным принципом степени трудоспособности представляет собой особую опасность для молодых и наиболее активных инвалидов, которым не избежать прохождения МСЭ. Сегодня есть немало работодателей, готовых предоставить работу инвалидам, но все они требуют для этого справки МСЭ, удостоверяющие 2-ю или 1-ю степень трудоспособности, что ставит всех желающих работать перед той же дилеммой: либо возможность работать, либо полная пенсия и все остальные льготы, положенные по III степени. И этот выбор придется делать совершенно независимо от того, сможет ли инвалид найти себе работу или нет. Ограничения инвалидов разных групп существуют совершенно независимо от того, есть у них работа или нет, и даже от того, хотят ли они вообще работать или нет. О сокращении пенсий в связи с трудоустройством, а особенно в связи с желанием только найти работу, не должно быть и речи. Такое сокращение, используемое в правовой практике ряда промышленно развитых стран, можно было бы счесть оправданным лишь при трех условиях: Во-первых, если бы размер зарплаты, получаемой инвалидом, превосходил бы его пенсию в несколько раз. во-вторых, если бы само это сокращение пенсии вступало в силу не тогда, когда инвалиду устанавливают ту или иную степень ограничения трудоспособности, а тогда и только тогда, когда он получает работу с зарплатой, оговоренной в первом пункте, и, соответственно, прекращалось бы (т.е. происходило бы восстановление пенсии) сразу после увольнения инвалида. В-третьих, если бы присвоенная инвалиду степень ограничения трудоспособности определялась не его личными особеностями, способностями и ценностными ориентациями, а проведенными за счет государства реабилитационными программами, способными превратить инвалида в ценного специалиста и полноправного гражданина, т.е. коренным образом меняющими качество его жизни. Но, как видно из законов и из весьма грустной и издевательской правоприменительной практики, ни одно из этих трех условий не выполняется, а потому и сокращение пенсий по вышеуказанным мотивам является в высшей степени необоснованным и несправедливым. Инвалидов, которые не могли бы работать, вообще нет или почти нет. Есть государства и общества, которые не создают условий для такой работы, но наказывать за это именно инвалидов крайне странно и абсурдно. Приложение 2 До принятия так называемого закона о монетизации льгот была в Федеральном законе о социальной защите инвалидов в РФ 30-я статья, в которой прямо было сказано: «Дети - инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми - инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида. Детям - инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов». Вместо этой статьи инвалиды России получили денежную выплату, которая, как показывает наш опыт, совершенно несоразмерна с затратами на транспорт. Такая замена 30-й статьи крайне неудобна и представляет собой ущемление прав инвалидов по следующим причинам. во-первых, в ряде регионов для инвалидов были введены специальные ежемесячные проездные билеты. Но за таким билетом инвалидам нужно совершать ежемесячные поездки, порой весьма утомительные, и кроме того, действует такой билет вместе со справкой об инвалидности и с паспортом, так что эти ценные документы приходится все время возить с собой, постоянно подвергая их опасности. Во-вторых, в тех случаях, когда инвалиды предпочитают расплачиваться наличными, это чисто физически часто бывает им крайне неудобно, особенно безруким или слепым. И, в-третьих, - и это пожалуй главное - право на проезд в городском и пригородном транспорте для инвалидов фактически сузилось до пределов региона проживания. Как только инвалид покидает тот регион, где он прописан, уезжая, например, на учебу или на личение, он теряет региональные льготы. В этой связи необходимо восстановить 30-ю статью ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» или ввести иную систему, расширяющую право на льготный проезд на всю территорию РФ. Это может быть сделано, например, путем введения универсальных документов, действующих на всей территории РФ, или системы обмена документов, подтверждающих право на льготный проезд в одном регионе, на аналогичные документы, действующие в регионе нахождения инвалида. Не менее важно и законодательное закрепление права инвалидов I группы на проезд с сопровождающим. В перспективе, когда будет обеспечена доступность для инвалидов всех социально значимых объектов, это право можно будет существенно сократить, но пока до этого далеко, право на бесплатное сопровождение равносильно для целого ряда категорий инвалидов I группы праву на льготный проезд, так как по-другому они нередко ездить просто не могут. Приложение 3 Еще в 1995 году в 20-й статье федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было закреплено семь норм, устанавливавших квотирование рабочих мест для инвалидов, а 21-я статья этого закона содержала до 2004 г. положение, которое делало 20-ю статью не просто благим пожеланием, а нормой закона. «В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, - говорилось в этой статье, - работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов». Как известно, законом о монетизации льгот эта часть статьи утратила силу, что превратило 20-ю статью и первую часть 21-й статьи этого закона в благое пожелание. Все попытки сохранить региональные нормы квотирования, установленные за 10 лет действия 3-й части 21-й статьи, были ликвидированы, а предпринятые в 2005 году попытки ряда регионов, в том числе и Московской городской думы, эти нормы сохранить несмотря на закон о монетизации льгот, были опротестованы в судебном порядке и успеха не имели. И хотя в Москве рабочие места для инвалидов еще создаются, 1-я часть 21-й статьи более не выполняется даже государственными учреждениями, которые должны показывать пример исполнения федеральных законов. Мы требуем, поэтому, восстановить 3-ю и 4-ю части 21-й статьи федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и закрепить право региональных властей устанавливать размеры платы, вносимой теми, кто не выполняет положенную квоту, - в Налоговый кодекс РФ, так как только это сделает норму закона о квотировании рабочих мест действительно действующей и юридически неуязвимой. За несколько лет действия этой нормы закона в Москве некоторые инвалиды получили работу, а многие другие получили реальные основания надеяться на получение работы в ближайшем будущем. Восстановление квотирования в полном объеме имеет, таким образом, большое социальное и психологическое значение.

В избранное