Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Социально-психологический тренинг.


Социально-психологический тренинг (СПТ)

Именно в группах реализуется потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчаются самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

Общая цель СПТ – повышение компетентности в сфере общения. В качестве частных целей выступают: повышение эффективности деятельности управленческого персонала; формирование коммуникативных умений педагогов; обучение межличностному общению и т.п. Реализации поставленных целей способствует решение следующих задач:

а) усвоение знаний из области психологии общения;

б) приобретение коммуникативных умений и навыков;

в) коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения;

г) развитие способности адекватно оценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом.

Решение этих задач достигается в группах численностью 8 – 12 человек через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером.

Тренер – психолог, прошедший специальную подготовку для ведения групп. Он является ключевой фигурой в организации группового процесса и может выступать в роли эксперта, катализатора, дирижера. Его индивидуальность накладывает отпечаток на стиль ведения группы. Помимо высоко уровня профессионализма, он должен обладать целым рядом личностных качеств: объективностью и беспристрастностью, самообладанием и чуткостью, гибкостью и тактичностью. Ему нужна хорошая память и не нужна многословность.

Успех СПТ в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

Принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

Принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

Принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

Принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

Принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

Принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психологических травм участников.

Средством решения задач СПТ служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.

В ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга, который в этом случае называется «сенситивным».  И тогда его методической «начинкой» становятся исключительно психогимнастические игры.

Ряд групповых игр и индивидуальных тренировочных упражнений предложен в книге.

 

Источник: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./Под ред. д.пс.н., профессора, акад. БПА М.К.Тутушкиной – СПБ.: Из-во «Дидактика Плюс», 2001. – 348 с.

 


В избранное