Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Этос, логос, пафос.


Этос, логос, пафос

Вы знаете, что риторике уже более двух с половиной тысяч лет. В основе ее лежали три важных понятия: этос, логос, пафос.

Египетская пирамида, включающая понятия этос, логос пафос, символична: в основе речи оратора должны лежать высокие нравственные помыслы (этос), которые передаются последовательно с помощью слов (логос), а чувства, эмоции говорящего обращены к слушателю, и вершина, острие пирамиды символизирует стремление оратора не оставить слушателя равнодушным (пафос).

Основателями античной риторики были софисты – искусные ораторы, прекрасно владеющие аргументированной речью, однако истина для них была непринципиальна, не важна. Главное, утверждали софисты, - любым способом убедить оппонента.

Противоположной позиции придерживались Сократ и Платон.

В центре сократовского философствования – моральные качества человека, добродетели. Учение Сократа – это философия морали, этика.

Сократ утверждал, что добродетель – это знание, а зло совершается по незнанию, неведению, это ложное знание.

В.С. Нерсесянц «Сократ»

Жизнь Сократа прошла в беседах. Это были не обычные житейские разговоры и словесные препирательства, но облюбованный им, хорошо продуманный и умело применяющийся способ исследования философских, моральных и политических проблем. Сократ ничего не писал. Он философствовал устно и высказывал свои взгляды в беседах. Последние представляли собой одновременно и своеобразную форму сократовского философствования, и стиль его жизни, сознательно подчиненной поискам истины.

Книги, в том числе и философские, писались и тогда, но устное слово и интерес к нему явно доминировал. Это было время непосредственного, наивно-детского увлечения словом, еще не успевшим потускнеть и закоснеть в своей определенности. Слово удивляло, очаровывало и интриговало. Оно ещё поддавалось игре. Афиняне, проводившие бо'льшую часть жизни на людях, на разного рода публичных собраниях и мероприятиях, на площадях, судах, рынках, гимнастических состязаниях и т.п., ценили слово, питали к нему слабость и вообще любили поговорить, потолковать.

Сократовская манера беседы и по стилю, и по содержанию, и по целям резко отличалась от внешне эффектной, напыщенной и изобиловавшей словесными красотами софистической риторики. Но при всей кажущейся простоте речь Сократа не только по существу, но и по форме была довольно изощренной. Он был тонким мастером того, что и как сказать. И в искусстве спора явно превосходил софистов, признанных знатоков полемики.

Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все смешалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден был признать, что в данном предмете он полностью несведущ.

Беседы – стихия Сократа. Нырнув в нее, он, можно сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но и, больше того, твердо надеялся на блаженные беседы и после смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекла в свои сети и всех, кто встречался с Сократом на его долгом жизненном пути.

Беседовать и испытывать, обсуждать и советовать, спрашивать и отвечать, сомневаться и ввергать в сомнение, наставлять и опровергать – истинно сократовские глаголы, отражающие направление и смысл философствования этого всегда бодрого, жизнерадостного и общительного человека.

…Собеседники и темы бесед менялись, но суть оставалась одна: постоянный поиск и битва за истину, справедливость и нравственность, за должное в человеческих делах.

 

Источник: Риторика. 10 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Из-во «Баласс», 2003. – 144 с.


В избранное