Диалог: понятия, критерии, структура. Мир общения.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.
Быть может, ярче всего структура диалога моделируется музыкой, когда она использует не форму обмена монологами-ариями (следуя друг за другом в художественной ткани оперы, они до такой степени самостоятельны, что каждую можно легко изъять из целого и исполнить в концерте),
а форму дуэта, трио, квартета, представляющую собой предельный случай диалогичности — целостно неделимого взаимодействия составляющих его партий, до такой степени зависимых друг от друга, что они вообще не имеют самостоятельного существования, образуя одновременное, а не последовательное звучание. Но музыкальная модель общения точнее всех других еще в одном отношении — она выявляет его возможность быть не только диалогом в буквальном смысле этого слова, то есть собеседованием двоих, но и полилогом,
то есть взаимодействием многих партнеров, соучастников единого практического, идеологического, художественного или игрового действа. То, что музыкальный ансамбль, в отличие, например, от драматического, способен с одинаковым успехом слить воедино и два, и три, и много голосов, моделирует именно эту полилогичность реального человеческого общения.
К реальному диалогу инструментальная музыка подходит близко в современных своих формах — джаза и рока, которые предоставляют самые широкие возможности импровизации. Ведь общение людей имеет всегда импровизационный для каждого его участника характер. Импровизация
является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новую информацию, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения; вместе с тем импровизация собеседников ограничена программой их беседы, необходимостью достичь общего результата. Точно так же в импровизации оркестрантов каждый музыкант находит собственный путь движения к общей цели, согласуя ритмомелодический рисунок своей партии с поведением партнеров. Оттого такое большое значение в подобном ансамбле имеет
сыгранность музыкантов, их взаимопонимание, способность каждого вписать свою партию в общее движение музыкальной ткани.
В то же время всякое музыкальное исполнение диалогично и в другом отношении — в его прямой направленности на слушателя, для которого оно и осуществляется. Конечно, и коммуникативное сообщение всегда кому-то адресовано, отчего его монологичность может показаться
мнимой. Нужно, однако, иметь в виду, что сообщение имперсонально, ибо оно обращено к любому адресату, а не к кому-то определенному и единственному (как газетная информация, урок или лекция, речь оратора, научный трактат и т. п.), поэтому оно и приобретает монологическую форму, посылаемое всем (в предельном случае как воззвание: «Всем, всем, всем!»), то есть получателям как объектам. Диалог же есть информационный контакт двух лиц, каждый из которых обращается именно к этому партнеру как к своему единственному
слушателю и интерпретатору своей исповеди, ориентированной как по содержанию, так и по форме именно на этого и только на этого (или этих) партнера общения.
Оптимальное осуществление разнообразнейших функций требует от каждого члена общества способности совмещать позиции субъекта и объекта деятельности, способности оперативно переключаться из роли ученика в роль соавтора и обратно, из роли исполнителя в роль партнера и обратно,
из роли приемника информации в роль ее интерпретатора и обратно. Как ни хороша дружеская беседа, но школьный урок не может быть превращен в такого рода диалог. Точно так же не способны заменить друг друга управление боем и теоретический диспут или спортивный матч и учебная тренировка.
Следовательно, речь должна идти не о том, чтобы мечтать о «диалогической жизни» или сводить смысл всей человеческой деятельности к общению – диалогу, а в том, чтобы отчетливо понимать, где и когда наиболее эффективны коммуникация, монолог, сообщение, а где и когда оптимальны
общение, диалог, отношение к другому как к субъекту.