Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Этапы процесса коммуникаций.


Гребцова В.Е. Менеджмент. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 288 с.

Элементы и этапы процесса коммуникаций

В процессе обмена информацией в организациях важно выделять четыре базовых элемента.

1. Отправителя — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение или собственно информацию, закодированную при помощи символов.

3. Канал или средство передачи информации.

4. Получателя информации — лицо, которому предназначена информация, и которое обычно ее воспринимает, интерпретирует.

В коммуникационном процессе нередко возникают проблемы. Это связано с тем, что в основном люди общаются менее эффективно, чем им хотелось бы. Это всегда препятствует эффективной деятельности организаций, не говоря уже о результативности общения людей друг с другом в повседневной жизни.

Джон Майер, выдающийся исследователь в области управления, утверждает, что лишь 20 процентов попыток обмена информацией приводят к обоюдному согласию общающихся.

Почему это происходит? Чаще всего из-за того, что люди в процессе обмена информацией допускают в своих действиях ошибки. Вот примеры некоторых из них.

Отправитель информации не додумал ее содержание, не облек в подходящую форму, но поспешил довести до получателя. Он не учел многих факторов, призванных помочь восприятию информации, усилению ее сильных и ослаблению слабых сторон.

Другой пример. Прораб так объяснил строительным рабочим очередное задание, что они были вынуждены потом собраться вместе, восстановить сказанное в том виде, как они его услышали и запомнили. Затем им предстояло решить, что же именно руководитель имел в виде, поскольку пришел на строительный участок в нетрезвом виде.

Еще пример. Назначенный по протекции, без соответствующего образования, мастер жилищно-эксплутационного участка, молодой человек, при первой встрече с молодыми профессиональными рабочими сантехниками — выпускниками профтехучилища, не применял никакой специальной терминологии. Многократное использование им термина «штуковины» мало что им прояснило. Образовалось напряжение в общении, которое, по всей вероятности, при последующих встречах будет возрастать...

Ошибки в общении могут иметь место и в случае, если отправитель неудачно выразил в сообщении содержание информации или неправильно выбрал канал сообщения. Например, есть виды информации, не предназначенные для передачи по телефону. Бывает так, что использование телефона обеднит, а что еще хуже, сделает информацию достоянием нежелательных получателей.

Информация, переданная в виде математических символов, также не каждому может быть понятна. Если руководитель, например, имеет математическое образование, это вовсе не означает, что на своем профессиональном языке он должен общаться со всеми.

Ошибки при передаче информации могут быть и другого рода. Они могут быть связаны с недостаточным выполнением требований, предъявляемых к управленческой информации. Вот какие требования, предъявляемые к информации, приводит, например, А.В. Жуплев: «Количественная и качественная полнота информации, актуальность, определяемая возрастом информации и своевременностью ее поступления к получателю, достоверность и точность, ценность и полезность, плотность информации, определяемая содержанием ее количества в единице носителя».

Вот какие, например, пути борьбы с искажениями и потерями информации советует применять А.В. Жуплев.

1. Избыточность — повторение сообщения в различных формах, по разным каналам.

2. Верификация — подтверждение правильности сообщения по нескольким независимым источникам.

3. Выпрямление коммуникаций — устранение посредников в потоках информации. Оно, по мнению А.В. Жуплева, может быть достигнуто за счет уменьшения количества уровней управления при прохождении информации, за счет установления прямых контактов между высшим руководством и нижними уровнями организации по инициативе высших руководителей, а также с помощью других средств.

Подводя итог изложенному, можно выделить основные этапы передачи информации. На каждом из них можно осуществлять необходимые действия для того, чтобы информация была получена, правильно понята и использована.

Первый этап. На данном этапе происходит определение содержания информации, предполагаемой для передачи, обосновывается необходимость ее передачи.

Сама идея передачи информации требует на данном этапе тщательного продумывания. Должны быть приняты в расчет разные факторы, с ней связанные, возможно сопоставление их друг с другом.

В случае если менеджеру поступает сверху предписание о передаче той или иной информации на уровень его подчиненных, менеджер должен учесть возможный характер восприятия ее подчиненными. Он должен позаботиться о подборе наиболее подходящей для этого формы передачи информации, поскольку его подчиненные могут иметь особенности ее восприятия. Это необходимо для эффективного восприятия информации.

На втором этапе отправитель должен выразить информацию в соответствующих символах, то есть подобрать для этого подходящие слова, жесты, средства передачи или канал.

На третьем    этапе   происходит непосредственная передача информации, то есть используется избранный канал для доведения информации до адресата.

На четвертом этапе получатель воспринимает информацию. Он переводит символы, используемые отправителем, на свой язык.

Если получатель правильно понял переданную ему информацию, то передачу информации можно считать эффективной.

Знание этапов прохождения информации позволяет менеджеру, в случае необходимости, определить, на каком из них имели место причины снижения эффективности коммуникационного процесса, принять по ним соответствующие меры.

 

 


В избранное